Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы инновационной деятельности

В отличие от производственного процесса, в инновационном слабо просле­живается преимущество крупных фирм и научных коллективов в деле ускорения работ и освоения нововведений.

Разработку последних могут осуществлять: самостоятельные внутрифирменные структуры; временные научно-технические коллективы и подразделения; специализированные независимые исследовательские фирмы; государственные научные центры; технопарки при вузах; специализированные объединения.

 

6.2. Производственный менеджмент

Производственный менеджмент обеспечивает организацию процесса создания товаров и услуг. Его объектами являются: постановка целей, выработка стратегии, планирование, определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, параметров технологического процесса, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей, регулирование деятельности, оперативное устранение сбоев и неполадок, контроль, стимулирование.

Следует иметь в виду, что термин «производственный» необходимо понимать в широком смысле, то есть применительно к любой сфере деятельности, будь то промышленность или транспорт, банковское дело или исследования.

В более узком смысле производственный менеджмент рассматривается как деятельность, направленная на разработку и реализацию текущих планов производства для достижения целей организации.

Его особенностями являются: • Рассмотрение в единстве потоков: продукции (склад - заказ - производ­ство - сбыт) и стоимостного (элементы затрат - себестоимость - выручка - при­быль).

•Связь в рамках фирмы: планирования сверху вниз (детализация);планирования снизу вверх (обогащение планов);планирования в зоне результата (частичное делегирование);работы без плана.

• Применение различных способов «привязки» к календарю (по интервалам, по точкам, без точной даты).

• Комбинация разных вариантов горизонта планирования календарного пе­риода: дискретного (плановый горизонт соответствует календарному периоду);скользящего (плановый горизонт больше календарного периода); остаточного (плановый горизонт меньше календарного периода); гибкого (с изменяющимся соотношением планового горизонта и календар­ного периода).

• Учет предшествующего результата: планирование с нуля (нет прошлых обязательств); возвратное планирование (учет прошлых обязательств).

• Осуществление связи между объектами планирования: «от входа к выходу»;«от выхода к входу».

•Привязка объемов выпуска: к «узкому месту»; к полученным заданиям.

В годовых планах с помощью бюджетов и смет увязываются основные направ­ления деятельности организации и ее подразделений. Годовой план разрабатывает­ся на основе прогноза сбыта (с учетом поступивших заказов), сведений о величине продаж за истекший период, результатов исследований конъюнктуры рынка, цен, конкуренции и пр.

Прогноз сбыта определяет объем выпуска, потребности в оборудовании, про­изводственных мощностях, рабочей силе. В его составлении участвуют руково­дители основных подразделений.

При наличии спроса и достаточных производственных мощностей объем про­изводства обычно максимизируется; при недостатке мощностей рассматривается вопрос их расширения или оптимизации объемов производства. В случае отсутствия спроса планируется реорганизация или Ликвидация производства.

Принимая во внимание все эти обстоятельства, и определяют окончательную номенклатуру продукции, уточняют объемы ее производства и сбыта с разбив­кой по кварталам.

Производственные программы разрабатываются на срок от нескольких недель до года для предприятия и отдельных подразделений с учетом имеющихся у них производственных мощностей. Они содержат решения о том, как эксплуатировать технологическую систему в зависимости от меняющегося рыночного спроса и обес­печить производство необходимой продукции и услуг с минимальными затратами.

При отклонении спроса или объема производства от запланированного уров­ня (например, в результате поломок оборудования, сбоев в поставках и т.п.) про­граммы могут корректироваться либо выполняться за счет маневра ресурсами. Те­кущие сметы расхода последних составляются с учетом их резервов и ожидаемых поставок.

Предприятие на основе производственной программы (а подразделения - на основе касающейся их части) осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности.

Такое планирование имеет узкую направленность, высокую степень детализа­ции. Его цель состоит в создании условий слаженной работы всех цехов, участков, служб по своевременному выпуску запланированной продукции.

Оперативное планирование предполагает:

- составление месячных и внутрисменных заданий, календарных планов вы­пуска продукции, маршрутных карт.

-контроль над их выполнением;

- расчет рациональной загрузки оборудования.

Оперативное управление сводится к принятию решений и осуществлению действий в конкретно складывающейся ситуации, которые включают:

— оперативное (календарное) планирование;

— организацию технологической подготовки и обслуживания оборудования;

— определение объема партии выпускаемой продукции;

— размещение заказов на материалы;

—распределение работ (устанавливается, где и когда должны осуществляться те или иные операции по изготовлению деталей и сборке изделий и пр.), контроль их осуществления и качества их исполнения, выявление отклонений и определе­ние их причин;

—внесение необходимых корректировок в ход технологических процессов (ре­гулирование) с целью устранения и предотвращения отклонений;

— координацию текущей работы подразделений для обеспечения ее четкого ритма в соответствии с графиком;

— маневрирование запасами;

— диспетчеризацию.

Под диспетчеризацией понимается система оперативного регулирования хода производства. Она обеспечивает движение изделий в рамках технологического про­цесса в соответствии с календарным графиком и сменными заданиями и своевре­менность их выпуска. Для этого принимаются меры для предотвращения или лик­видации сбоев и нарушений в организации и технологии производства.

Диспетчеризация основывается на постоянном контроле со стороны диспет­черской службы:

— подготовки производства;

— наличия запасов на межцеховых складах, своевременности их поступления на рабочие места;

— выполнения плана по номенклатуре;

— работы отстающих подразделений, внутрисменных простоев;

— соблюдение режимов работы оборудования и параметров технологических процессов.

Одним из основных объектов оперативного управления являются материаль­ные запасы. Их выделяется три типа:

Во-первых, сырье, материалы, полуфабрикаты, образующие исходный момент производственного процесса. Они предназначены для смягчения негативных по­следствий неравномерных поставок.

Во-вторых, заделы незавершенного производства между операциями. Нужда в них возникает вследствие неритмичности осуществления технологических процес­сов в различных подразделениях.

В-третьих, готовая продукция, излишки которой необходимы для покры­тия неожиданного увеличения рыночного спроса. Их наличие обеспечивает гибкость материально-технического обеспечения, производства и сбыта.

Существует несколько методов управления производственными запасами, с помощью которых можно оптимизировать их величину и необходимые для ее поддержания затраты.

МRР обеспечивает снижение издержек путем уменьшения запасов готовой продукции. Достигается это за счет оптимизации общего объема производства, пос­ледовательности операций и размеров партий продукции.

МАР предполагает минимизацию вложений в запасы на основе оптимизации величины партий материальных ресурсов, с учетом постоянно меняющегося пото­ка заказов.

Канбан - система оперативного планирования и управления заказами и мате­риальными потоками между отдельными операциями.

В отличие от предыдущих, такая система является «вытягивающей», а не «под­талкивающей». Она позволяет производить и поставлять необходимые детали и полуфабрикаты на сборку или дальнейшую обработку именно тогда, когда их запа­сы у потребителей исчерпаны.

При этом объем производства на каждой предшествующей операции опреде­ляется потребностями следующего производственного участка, с которого посту­пает заказ с помощью специальных карточек. Это позволяет минимизировать склад­ской запас, являющийся в традиционной системе залогом гибкости производства.

Условиями нормального функционирования системы считаются:

— стабильность производственной программы предприятия и незначительные отклонения в загрузке оборудования;

— исключение образования запасов и заделов незавершенного производства по причинам, не связанным с технологией (например, для обеспечения финансо­вой стабильности).

«Точно в срок» - система планирования и управления материально-тех­ническим снабжением, предусматривающая полную его синхронизацию с про­изводственными процессами. В ее рамках сырье, полуфабрикаты и комплектующие подаются (часто с других предприятий данной фирмы или фирм-смежников) неболь­шими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, ми­нуя склад, а готовая продукция сразу же отгружается.

Система основывается на предыдущей, которая по отношению к ней является информационной. Она позволяет эффективно регулировать производство, сни­зить запасы и затраты времени на 90 %, труда на 10 - 30 %, косвенные расходы - на 50 - 60 %; повысить качество на 75 - 90 %.

Использование той или иной системы управления материальными запасами в значительной степени определяется затратами на закупку их элементов, оформле­ние сделок, хранение, величиной ущерба, вызванного отсутствием запасов.

6.3. Управление маркетингом

В широком контексте маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению фирмой мер воздействия на рынок производимых ею товаров или услуги одновременно по приспособлению к ее запросам.

Основными функциями маркетинга являются:

1. Аналитическая, состоящая в изучении общей внутренней и внешней ситуации; структуры рынка, которую образуют конкуренты, посредники, потреби­ли, а также их нужд и запросов.

2. Прогностическая, с помощью которой на основе проделанного анализа можно сделать предположение о предпочтениях потребителей и возможном поведении конкурентов.

3. Производственная, способствующая разработке новых товаров, управлению к качеством и конкурентоспособностью.

4. Сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен.

5. Управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем и маркетинговыми мероприятиями.

Управление маркетингом решает следующие конкретные задачи:

- отбор целевых рынков и их отдельных сегментов;

-предотвращение выпуска товаров и услуг, не пользующихся спросом;

- формирование условий увеличения производства, поддержания и расшире­ния существующих, захвата новых перспективных рынков;

- выбор, разработка и продвижение новых товаров и услуг, в наибольшей сте­пени соответствующих общественным потребностям, поиск для них рыночной «ниши»;

- определение основ ценовой политики;

- рационализация системы отношений с контрагентами, посредниками, по­требителями; методов воздействия на них; распространения товара;

-обеспечение экономного использования всех видов ресурсов;

-организация служб маркетинга, его планирование, контроль и пр.;

- формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов;

— создание условий для социальной ориентации деятельности фирмы.

Все они преследуют цель обеспечить выживание фирмы и оптимизировать объем прибыли.

Объектами маркетинга являются:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы инновационного процесса | Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.