Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическое понимание организованной преступности




Тема 12 Социально-психологическая характеристика преступных общностей

1. Социально-психологическое понимание организованной преступности

2. Психология и организованная преступность

 

С точки зрения социальной психологии преступность – это прежде всего социальное явление, возникающее в результате деформации социальных отношений, дисфункции социальных институтов и личности. Каждому типу политического режима соответствует определенный вид деформации социальных отношений, институтов и общности.

Для тоталитарного режима, например, характерна изоляционная, жестко-нормативная деформация социальных отношений («железный занавес», глобальный контроль). Дисфункция социальных институтов проявляется, в частности, в обязывании силовых структур вести политический сыск.

Переходному периоду соответствует хаос, который является максимально благоприятной средой для преступности. Долгое время в отечественной литературе употреблялось просто понятие «преступность». При этом между понятиями преступности и общеуголовной преступности можно было смело ставить знак тождества.

С возникновением явлений, не укладывающихся в рамки представлений о преступности появилась необходимость в уточнении этого понятия, с тем чтобы оно отражало признаки и классической, и современной преступности. Тогда в литературе появилось слово «мафия».

Первоначально российская организованная преступность получила освещение в США. У нас же проблема организованной преступности на практике была сведена к проблеме организованных преступных групп. Скорее всего, единой, централизованной в национальном масштабе престуной организации в России не существует, тем не менее преступные группы и группировки - это не мафия.

По мнению ряда экспертов, мафия - это скорее обозначение метода определенной части преступных организаций, который включает в себя:

1) использование насилия или угрозы насилиею; 2) структурированность, иерархическое построение группы, которой подчинены цели преступной организации: незаконному производству товаров и услуг; 3) обеспечение протекции со стороны властных структур, необходимой для непрерывного осуществления нелегальных операций.

Можно говорить о существовании политической, научной, театральной, шоу-мафии. Мафия - это корпоративность, согласованность действий во имя групповых интересов.

В зависимости от функций выделяют следующие виды организованной преступности:

1. Политико-социального характера. В данном случае основной целью преступного сообщества является не столько прямая материальная выгода, сколько поддержка или разрушение существующей социально-политической системы.

2. Группового характера. Основа существования этих организаций - специфический престиж, который дает сама принадлежность к организации.

3. Корыстного типа. Цель - извлечение материальной выгоды (грабеж, кражи, рэкет, мошенничество и др.).

4. Преступный синдикат (это организационная форма монополистического объединения, в данном случае на незаконных основаниях, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно), который с полным основанием можно назвать мафиозным, так как используется метод мафии.

Основная цель организованной преступности – перманентное получение максимальной прибыли путем незаконного производства товаров и услуг с использованием насилия под прикрытием коррумпированных властных структур. Американские эксперты выделяют несколько этапов развития организованной преступности в России.

Первый этап связан с существованием «воров в законе» (20-ые годы). Их деятельность можно охарактеризовать как корыстную преступность.

Второй этап охватывает 60-80-е годы. В это время появляются первые преступные синдикаты.

Современный период характеризуется синдикализированной (мафиозной) преступностью.

В 80-е годы большая часть населения вступила в отношения клиентетизма (от слова «клиент») для получения дефицитных товаров и услуг. Расхищение государственной собственности, подпольный бартер «черного рынка», удовлетворение потребностей за счет теневой экономики стали нормой.

В 1990 г. в одном из документов IX конгресса ООН было подчеркнуто: «Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их. Она ставит в положение жертвы население целых стран».

В России сложились две принципиально различающиеся между собой точки зрения по отношению к борьбе с организованной преступностью.

Согласно одной точке зрения с ней можно бороться на основе уголовного и процессуального законодательства. Приверженцы другой считают, что этого делать нельзя, так как организаторы преступных деяний уходят от уголовной ответственности, поскольку сами не совершают конкретных преступлений. Поэтому нужен специальный закон об организованной преступности.

Более того, формируется мнение, что мафия максимально адаптирована к рынку и выполняет позитивную функцию в российском обществе, являясь механизмом регуляции взаимоотношений в преступном мире.

В настоящее время действующие на территории России преступные сообщества являются фактором социально-политической и экономической жизни страны.

Можно выделить следующие основные направления деятельности этих сообществ:

1. В сфере экономики - легализация незаконных капиталов, активизация преступной деятельности в кредитно-финансовой системе, нецелевое использование кредитов и бюджетных средств, рост числа преступлений, связанных с контрабандой материальных ценностей, продажа оружия, наркотиков, драгоценных металлов.

2. В сфере политики - политизация преступных сообществ (продвижение «своих» депутатов во властные структуры, формирование групп давления и лоббирования интересов).

3. В сфере международных отношений - интеграция российских преступных сообществ в мировую преступность.

Преступность не может быть без преступлений. Однако преступление - явление относительное. Оно не всегда соотносится с опасными действиями. Все зависит от базы оценки, юридической нормы, которая может быть стандартизированной с точки зрения международного права, а может быть идеологизированной, деформированной, выражать интересы узкой социальной группы.

Преступление как юридический факт - это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебном порядке.

Однако с точки зрения философии, психологии, этики преступление - это факт не только юридического, но и психологического, нравственного порядка, который характеризуется чувством вины, позитивной ответственности независимо от того, дана ли этому событию юридическая оценка. Такой подход к оценке преступления для юристов неприемлем: они исходят из презумпции невиновности. Вина может быть установлена лишь в судебном порядке. Тем не менее произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» позволяет говорить о преступлении не только в юридическом смысле.

Преступление (за исключением отдельных случаев) - это исход внутриличностного, межличностного, вплоть до социально-политического конфликта. Можно сказать, что преступление – это конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей.

Особенности конфликта с позиций права обобщает и изучает юридическая конфликтология.

Наиболее полно правовой аспект выражен в тех конфликтах, которые возникают и развиваются всвязи с объективно существующими противоречиями между двумя или несколькими правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету. В строгом смысле под юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон и, следовательно, субъект, либо мотивация его поведения, либо объект конфликта обладает правовыми признаками, а конфликт влечет за собой юридические последствия.

Помимо конфликтологии для объяснения преступного поведения используют и другие теории - социальной дезорганизации, субкультуры насилия и т. д.

С точки зрения социальной дезорганизации объяснение предрасположенности людей к преступлениям и правонарушениям надо искать в ослаблении социального контроля, в упадке городских районов, а не в каком-то особом складе людей, которые там живут.

Преступность бывает незначительной в обществе, где развиты чувства человеческой солидарности и социальной сплоченности. Когда единство социума разрушается, а изолированность его членов увеличивается, преступность возрастает. Общество оказывается в состоянии аномии, т. е. беззакония, отсутствия правовых норм.

По мнению Мертона, аномия - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия - это полнейшее расхождение между декларируемыми целями и социально структурированными путями их достижения.

Теорию субкультуры насилия выдвинули Н. Вольфганг и Ф. Феракути в 1967 г. Они считают, что насилие можно постичь, а эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, у них оно не вызывает ощущения вины. Субкультура насилия формирует особые черты личности.

Изложенные социологические и социально-психологические теории преступности по существу не столько являются теориями преступности как таковой, сколько раскрывают ее природу, причины.

Механизм преступности - это процесс криминализации личности и общностей.

Совершению преступления, как правило, предшествует определенный отрезок времени. Приобретается преступный опыт в процессе социализации, причем как добровольно, так и принудительно.

Структура асоциализации включает в себя определенные институты, а также способ передачи преступного опыта - криминогенное общение.

Традиционные криминологические подходы, ориентированные на понимание индивидуального или группового криминального поведения (в отдельных случаях массового, если иметь ввиду массовые беспорядки), не в состоянии объяснить масштабы, характер, механизмы и формы проявления современной преступности, под контролем которой в значительной степени оказались государственные институты (власть, правоохранительные органы, армия и т. д.), экономика и общество.

Сегодня наиболее приемлемым подходом для анализа современной преступности в России является социологический и социально-психологический взгляд на природу данного социального явления. В свою очередь, основой концептуальной модели преступности может стать теория деформации социальных отношений, институтов, общности и личности. Именно это обстоятельство позволяет понять истинные причины, механизмы и масштабы криминализации государства, экономики и общества.

Деформация общества:

- эрозия культуры, социальных ценностей;

- правовой нигилизм;

- конфликтогенная стратификация из-за значительной разницы между материальным положе-

нием различных социальных слоев;

- безработица;

- утрата нравственности, духовных ценностей, возникновение стереотипов, оправдывающих любые средства для достижения цели, в том числе безнравственные и противоправные.

Рост преступности всегда связан с кризисом в области нравственности. Связь здесь обратная: чем ниже нравственность, тем выше преступность. О кризисе нравственности можно говоритьтогда, когда исчезает внутриличностный конфликт при принятии решений о выборе средств для достижения цели. Кризис нравственности - это обесценивание человеческой жизни, труда, образования. Человек перестает быть целью, высшей ценностью, становится средством, труд не выступает источником честных доходов, а образование - фактором, определяющим статус. Все это приводит к замене нормальных ценностей ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знания, а от соблюдения воровских законов.

Однако нельзя объективизировать причины нравственного кризиса и ссылаться на тяжелое материальное положение и т. д. Все зависит от личностного развития, самооценки, контроля, самоуважения личности. На уровень преступности влияют не сами по себе объективные, например экономические причины, а их восприятие, отношение к ним, т. е. причины когнитивного плана.

 

Тема 13. Менеджмент и психология мотивации.

1. Понятие мотивация.

2. Теории мотивации.

Мотивация — одна из важнейших функций менедж­мента, поскольку она подразумевает систему побудитель­ных сил, способствующих выполнению определенной за­дачи, направленной на достижение целей предприятия.

Мотивация трудовой деятельности и самооценка удов­летворенности трудом состоит во внутреннем соответ­ствии человека, а также внешним проявлением челове­ка, его способности к труду. Таким образом, о мотива­ции можно говорить как о совокупности внутренних побудительных сил: потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов и внешних по­будительных сил, а также всего того, что происходит в подсознании.

Потребность — это первоисточник — нужда в том, что необходимо для нормального существования: физиоло­гические (еда, жилье и др.), духовные, интеллектуаль­ные, культурные и социальные.

Интерес — осознанная потребность (к благам, объек­там, видам деятельности). Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Ценности определяют для человека значимость для него тех или иных явлений. Ценностные ориентации - это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Мотив — внутреннее побуждение (импульс), который заставляет человека поступать определенным образом.

Стимулы — оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым дей­ствиям (определенному трудовому поведению). На стиму­лы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы — социально-политическая обстановка, экономические условия регионов, ус­ловий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат. Через объективные факторы определяется уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой дея­тельности, степень инициативности, творческого поис­ка, путей улучшения деятельности.

Субъективные факторы — личностные характеристи­ки самого работника (пол, возраст, образование, воспи­тание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональ­ная культура, должностные ориентации). Через субъек­тивные факторы определяется степень удовлетворенности работника трудом, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

Различные теории мотивации разделяют на две ка­тегории: содержательные основываются на определении внут­ренних побуждений (потребностей) человека, кото­рые заставляют его действовать определенным обра­зом (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд); и процессуальные делают акцент на анализе и объяс­нении процессов побуждения человека к определен­ному поведению и его закрепления (В. Врум, Д. Адамса и JI. Пор­тер и Э. Лоулер).

Согласно теории Абрахама Маслоу потребности де­лятся на первичные и вторичные и представляют иерархическую структуру, в которой рас­полагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет самая нижняя неудов­летворенная потребность иерархической структуры. После того как потребность удовлетворена, ее мотиви­рующее воздействие прекращается.

 

 

Д. Мак-Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей: 1)потребность достижения – как – потребность в конкурентоспособном успехе; 2) потребность в причастности (привязанности); 3) потребность во власти – потребности в контроле. Успех расценивается не как похвала со стороны коллег, а как личностные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии решений и нести за них персональную ответственность. По­требность в причастности реализуется через поиск и установление теплых, приятельских отношениях с другими.Стремление к власти должно не только говорить о чес­толюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организации, способность быть не­формальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности..

Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является двухфакторная модель Фредерика Герцберга, согласно которой потребности делятся на гигие­нические, связанные с условием труда (заработок, со­стояние внутренней среды, межличностные отношения), и мотивационные (в признании, успехе, творческом ро­сте, продвижении по службе и др.). Наличие только одних гигиенических факторов не дает развиться не­удовлетворению работой. Мотивационные факторы активно воздей­ствуют на поведение человека. Для того чтобы эффек­тивно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы. Герцберг показал, что возможность удовлетворения мотивационных потребно­стей повышает результативность труда, но когда они удовлетворены, их воздействие исчезает. Неудовлетво­ренность гигиеническими потребностями вызывает у лю­дей значительное недовольство и резко снижает стиму­лы к активной деятельности, а удовлетворенность не вызывает трудового подъема, вызывая лишь предпосыл­ки для него.

Имеются три основные процессуальные теории мо­тивации: теория ожиданий В. Врума, теория справед­ливости Д. Адамса и модель Портера—Лоулера.

Согласно теории ожидания В. Врума не только по­требность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Поведение сотрудников определяется пове­дением:

1. Работодателя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника.

2. Сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение.

3. Сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном условии качества работы ему будет вы­дано определенное вознаграждение.

4. Сотрудника, который сопоставляет размер вознаг­раждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

Следовательно, теория ожидания подчеркивает не­обходимость в преобладании повышения качества тру­да и уверенности в том, что это будет отмечено руково­дителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. То есть работники должны иметь такие по­требности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграж­дений. А руководитель должен давать такие поощре­ния, которые могут удовлетворить ожидаемую потреб­ность работника.

Согласно теории справедливости Адамса эффективность мо­тивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно, с учетом оценки вознаг­раждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. Сотрудник оце­нивает размер поощрения по сравнению с поощрения­ми других сотрудников. При этом он учитывает усло­вия, в которых работают он и другие сотрудники. По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оце­нивает:

1. Индивидуальные доходы и доходы других лиц

2. Индивидуальные затраты и затраты других лиц

Теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера построена на сочетании элементов теории ожида­ний и теории справедливости. В теории модель работает следующим образом: человек соединяет ценность ожи­даемого вознаграждения со своим восприятием того, какие усилия должны быть приложены, чтобы добить­ся этого вознаграждения. В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия. Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека и восприятием роли, которую он должен сыграть при выполнении данного ему задания. Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознагражде­ние — это то, что заключено в самом выполнении зада­ния, например чувство гордости или чувство выполнен­ного долга. Внешнее вознаграждение предполагается ру­ководством и является прямым следствием выполнения служащими поставленной перед ними задачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.