Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военный аспект культуры кочевников

Нередко развитые общества гибли под ударами более примитивных кочевых (падение Рима под натиском варваров, Руси от нашествия наследников Чингиз-хана). Это объяснялось тем, что военная организация кочевников была неизмеримо сильнее,проще и надежнее, чем у противника. Война была формой бытия кочевников, формировавшаяся у мужчин с детства их способом существования, а вовсе не оборонительной необходимостью, как у земледельцев.

В Большой Советской энциклопедии кочевники охарактеризованы кратко и точно: «Невозможность изолированного существования кочевого скотоводческого хозяйства обусловила регулярные военные набеги на земледельческие оазисы, завоевание и их политическое господство над земледельческим и городским населением, захват в рабство значительных групп населения, увод его в степи и создание в пределах кочевий искусственно насажденных центров земледелия и ремесла.» Кочевники наносили неисчислимые бедствия земледельцам и ремесленникам. Примером может служить монголо-татарское нашествие на Русь.

С середины XV в. до н.э. у кочевников распространяется коневодство и быстро становится основной отраслью хозяйства, затем одомашнивается верблюд. Благодаря этому делаются возможными более регулярные и длительные перекочевки.Так был освоен Аравийский полуостров, откуда тоже на рубеже II - I тысячелетия дон.э. Начинают выбрасываться огромные толпы кочевников (арамеев, затем арабов).Они двигаются сплошной массой, захватывают большие территории.

Роль коня и в самом кочевье и в управлении стадом такова, что он почти также дорог, как человек, даже больше. О роли коня в этой культуре достаточно выразительно говорят скифские погребения, когда с умершим воином кладут его оружие, жену и его коня,непременного спутника его трудовой и боевой жизни. В Средней Азии и Западной Сибири в виде скульптуры из всех животных изображались только кони, в виде лошадей оформлялись рукоятки кнутов, луки, седла. Хорошо известно понятие«звериный стиль» которым определяется характер искусства скифов и савроматов. (лошадь, олень). Эпитет многих богов у индоиранских кочевников значил «дарующий богатство скотом», «тот, кто создал для нас скот».

Особая роль коня в культуре кочевников связана также с местом в их жизни воинских набегов. Отмечается, что одной из основных черт характера таких народов была агрессивность – это не врожденное, но приобретенное способом жизни качество, необходимое для выживания, культурное качество. В культуре культивировалась агрессивность как доблесть подлинного воина. Геродот: «каждый скиф – конный стрелок. Чем больше он убьет врагов, тем больший ему почет. На годичном войсковом собрании… такой почитаемый воин получал из общего пиршественного сосуда чашу вина. Из черепов убитых врагов он делает чаши.Скальпами убитых врагов он увешивает узду коня и употребляет их как полотенца для вытирания рук. Кожей врага он покрывает своего коня».

В системе ценностей скотоводов-кочевников участие в войне было необходимым условием существования и выживания. Мальчиков к этому готовили с раннего детства, через игрушки и игры,затем обучая владению оружием и формируя в сознании подростка воинственность как признак мужественности, как проявление мужской чести и доблести.Повседневная практика скотовода делала убийство живого существа делом привычными не вызывающим отрицательных эмоций.

Эти общие закономерности корректировались конкретными условиями перерастания охотничьего промысла в скотоводческий: например, у оленеводов севера происходило расселение небольших родоплеменных групп на огромном пространстве, там не происходило никаких кровавых столкновений, не формировалось агрессивность; другой пример – образ жизни морских охотников и рыболовов, оказывался не кочевым, а оседлым, оседлость определялась поселением около наибольшего скопления рыбы.

Таким образом, общая характеристика рассмотренного нами типа культуры выявляет три доминанты: скотоводство, кочевой образ жизни и агрессивность, сделавшую войну органическим, неотъемлемым элементом хозяйственной и духовной жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные черты культуры кочевников-скотоводов | Общая характеристика. Особенности цивилизации земледельческих традиционных обществ Востока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.