Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По ФИЛОСОФИИ




Краткий конспект лекций

 

для студентов заочного отделения всех специальностей

Уральской академии государственной службы.

 

 

Учебное пособие. Электронный вариант.

 

Авторы и составители:

 

 

Ершов Ю.Г. - профессор, доктор философских наук

 

Чернов Л.С. - доцент, кандидат философских наук

 

Ашимова В.А. – ассистент, кандидат философских наук

 

 

Екатеринбург

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятие, структура и функции мировоззрения. Философия и мировоззрение. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии........................................................................................................................... 1

2.Специфика философского мышления: рефлексивность, конкретность и всеобщность. Уровни и формы философского знания. Житейская мудрость. Взаимосвязь и различия философии и науки, философии и искусства. 10

3. Единство и многообразие форм бытия философии. Национально-исторический характер философии. Функции философии........ 14

4. Понятие бытия в философии. Бытие – сущее – реальность. Антропный принцип и его философское значение. Современная наука о единстве мира...................................................................................................................................................... 17

5. Проблема родовой сущности человека. Коэволюция человека, общества и природы: от антропогенеза до наших дней........................................ 26

6. Феномен сознания. Свойства сознания. Сознание и психика. Бессознательное........................................................................................................... 30

7. Сознание и язык. Знак, значение, смысл. Проблема идеального. 35

8. Сознание и самосознание. Общественное и индивидуальное сознание. 38

9. Тело, душа, дух как модусы человеческого существования. Духовность и бездуховность............................................................................................................. 47

10. Общество и природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Глобальные проблемы современности и перспективы человечества................................................................................................................... 53

11. Культура как универсальная характеристика жизнедеятельности человека и общества. Функции культуры............................................... 67

12. Общество как система деятельности и общественных отношений. Субъекты общественных отношений. Социальные институты. Источники и движущие силы общественного развития......................................... 74

13. Цивилизация как категория социальной философии и философии истории. Линейные и циклические концепции цивилизации. 81

14. Единство и многообразие всемирной истории. Неравномерность исторического процесса........................................................................................ 86

15. Проблема периодизации всемирной истории: основные этапы развития человеческого общества....................................................................................... 93

16. Познание и его виды. Наука и ее функции. Формы и методы научного познания............................................................................................................................. 97

17. Проблема истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Характеристика истины. Критерии истины............................ 106

18. Идеология как ценностная форма сознания. Функции идеологии. Идеология и утопия................................................................................................. 118

19. Проблема отчуждения человека и пути его преодоления. 126

20. "Русская идея" как самосознание русской философии...... 134

21. Философия и идеология "евразийства"............................................. 136

22. Модернизация как культурно-исторический процесс. Проблемы реформирования современного российского общества. Модернизация и "вестернизация".......................................................................................................... 144

23. Человек как личность и индивидуальность. Роль социальной среды в формировании человека...................................................................................... 148

24. Самоидентификация и самореализация человека. Проблема подлинности существования и смысл жизни человека.......... 153

25. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Судьба как рок и участь, жребий и фортуна................................................................................ 155

26. Проблемы цели и смысла человеческой истории.................... 157

27. Свобода как философская проблема. Внешняя и внутренняя свобода. Свобода и ответственность. Философский смысл основных прав и свобод человека и гражданина......................................................................................... 166

28. Постмодернизм как социокультурная ситуация конца ХХ века. Особенности постмодернистского видения мира.......................... 175

29. Происхождение человека и общества как философская проблема. Условия и факторы антропосоциогенеза............................................... 176

30. Цивилизация и варварство. Проблема прогресса во всемирной истории.................................................................................................................................................... 185


1. Понятие, структура и функции мировоззрения. Философия и мировоззрение. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии

 

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос об их соотношении – основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - «мир» или «человек».

Если первичным оказывается «мир», то человек производен от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т.п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека. Нередко эти два полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека(Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.).

Мировоззрение всегда личностно, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т.е. мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями, ценностями, идеалами, других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное, культурно-историческое образование. Мировоззрение выражает «дух эпохи», входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущениями.

М. Хайдеггер отмечал: «…«Мировоззрение» не состоит лишь в бездеятельном разглядывании мира, а означает, в первую очередь, жизненную позицию человека и свидетельствует о том, как человек посреди сущего в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета».

В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:

Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно научную и универсальную картину мира, систематизирующую и обобщающую результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Выступает неким общественным регулятором человека. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания человека. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценности формируются в определенную иерархию, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них присутствуют приказной, обязывающий момент. Они являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

Смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

Универсальные (жизнь, здоровье, семья и т.д.)

Общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.)

Межличностного значения (честность, социальное положение и т.д.)

Демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.).

Эмоционально - волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Практический компонент. Мировоззрение – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если мировоззрение формирует человека на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышесказанного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Он включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Этот уровень мировоззрения помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Не редки противоречия и предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения. К нему, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата на смену старого мифологически религиозного мировоззрения, носившего духовно-практический характер, появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем.

Эта форма носит теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос - разум. Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления.

Основными функциями мировоззрения являются следующие функции философии как одного из типов мировоззрения:

- она формирует идеи и концептуальные системы мира, на их основе дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком;

- она вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире и на их основе формулирует цели человека и определяет задачи его деятельности;

- она заставляет человека выбрать свою жизненную позицию – формирует убеждения людей;

она развивает духовный опыт человечества, связываясь со своей историей.

Воззрения «высшего порядка» помогают человеку понять сущность мира и общества, в которых он живет - это и является главной функцией мировоззрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.