Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция

План.

Методические основы формирования (грамматических и языковых словообразовательных) понятий

Лекция.

IX. Программированное обучение и компьютер

VIII. Коммуникативные методы

Когда мы входим в область прагматики, т.е. использование языка в ситуациях общения, неизбежно встает вопрос о мотивах, целях высказывания, о его смысле, о выборе вербальных и невербальных средств, о механизме подбора слов и т.п.

Без учета всего перечисленного языковая структура не может быть понятна.

В современной лингвистике используется понятие «дискурс» (франц. – речь). Согласно теории дискурса любая языковая конструкция рассматривается со следующих точек зрения:

- мотивационной;

- вербальной;

- акустической (графической);

- кинематической (двигательной);

- пространственной.

(Пример предложения «Смелее!»).

В коммуникативной методике заложены не только понимания речи других и языка литературных произведений. Но и усложнения самого языка: потребности выражения мысли требует введения новых слов, усложнение синтаксических структур. Коммуникативные методы в наибольшей степени водят школьников в мир языковой целесообразности, способствуют пониманию необходимости каждой мелочи в системе языка, язык предстает перед школьниками как логически целесообразная система.

 

В любом случае языковой теоретический и практический м-д должен быть определенным образом препарирован, описан доступно, удобно для процесса, обучения. Эта идея компоновки, препарирования материала, представления его в виде обучающих программ наиболее ярко выражена в так называемом программированном обучении (60-е гг.) и в компьютерном обучении (80-90 гг.).

Программированное обучение предполагает 3 требования:

а) четкое структурирование преподносимого материала;

б) подача материала ученику малыми дозами – шагами;

в) обратная связь, т.е. самоконтроль после каждого шага.

Материал подается ученику индивидуально, каждый работает в своем темпе. Самоконтроль чередуется с вопросами, задаваемыми учителю или компьютеру.

К сожалению, программированное обучение не получило широкого распространения в начальной школе. Компьютерные же программы, по - видимому, получат массовое распространение в ближайшем десятилетии.

 

 

1. Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.

2. Этапы формирования языковых понятий.

3. Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.

4. Виды грамматических и словообразовательных упражнений.

Литература.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000.

 

-1-

!!! Сознательное владение языком базируется на усвоении комплекса теоретических знаний, и в частности знаний из области грамматики и словообразования.

В начальных классах начинается работа над формированием таких морфологических понятий, как «имя существительное», «прилагательное», «глагол» и др., синтаксических: «подлежащее», «предложение»…., словообразовательных: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», однокоренные слова и т.д.

Для того, чтобы учитель мог управлять процессом формирования понятий, правильно организовать познавательную деятельность учащихся, он должен четко представить себе, что такое грамматическое понятие, каковы особенности процесса овладения понятием, при каких условиях усвоение понятий протекает более результативно.

Понятие – форма мышления, в котором отражаются предметы и овладения окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии отражается в обобщ-м виде существенные признаки явления.

Специфика ГП (грамматического понятия) обусловлено своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности (сам первичный материал – слово, на основе которого создано грамматическое понятие, достаточно абстрактен.

Таким образом, грамматическое понятие является обобщением над уже обобщенным – «это своего рода второй этаж абстракции, настраивающийся уже обобщенными значениями слов предложений» (Д.Н.Богоявленский).

Указанное свойство грамматического понятия является причиной затруднений, возникших у младших школьников при формировании понятий.

!!! Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, которое создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингв-х представлений и знаний.

Процесс формирования понятия одновременно является процессом овладения некоторыми такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д. Результативность формирования понятий у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагир-ей деятельности их мышления.

(Учащееся, которые затрудняются абстрагировать грам.знач. слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова, группировать, допускают ошибки. Например, при изучении глагола – узнают, что глаголы обозначают действие предмета, но слова «думать, болеть, краснеть, развиваться, спать» и т.д. им трудно отнести к глаголам, т.к. их конкретное представление о действии связано чаще всего с передвижением.)

Аналогично при изучении существительных:

мяч, стол – конкретные предметы

мужество, тишина, праздник, лето – абстрактные.

Вывод: грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.д. Для того, чтобы при формировании понятий избежать ошибок, необходимо соблюдать в процессе обучения ряд методических условий и знать этапы формирования грамматических понятий.

 

-2-

Усвоение грамматического понятия – процесс длительный и сложный для младших школьников.

I этап – эмпирический. Он предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор существенных связях, осмысление этих признаков, отбор существ-х (отличают исслед-ый предмет от других предметов).

Например, сущ. – 1 кл. – учащиеся ставят вопросы кто? что? Далее – общее значение – предметность, способность изменяться по числам, изменять форму, способность сочетаться с другими словами.

Продолжительность эмпирического этапа – этапа накопления наблюдений – неодинакова для разных понятий.

II этап – теоретический: он предполагает введение термина, а во многих случаях и определения понятия, дефиниции.

Термин «существительное» вводится догматически, т.к. состав этого сова слабо ассоциируется с функцией этой части речи. Можно лишь обратить внимание учащихся на то, что обобщает слова, обозначающие существующие предметы. В некоторых других терминах содержится более четкое указание на функцию языкового явления: местоимение – употребляется вместо имени, союз – соединяет слова или предложения.

Для избежания подобного рода ошибок необходимо варьирование материала с учетом языкового явления и специальное сопоставление.

4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

Установление связей между понятиями составляет фундамент осознанного владения языком.

Основные линии связей:

- морфологические вопросы и грамматические признаки: (Н-р, кто? что? - существительные -обозначает предмет, имеет род - изменяется по числам и падежам);

- часть речи – член предложения: (н-р, имя существительное -подлежащее или дополнение);

- род, число, падеж или существ. - род, число, падеж имени прилагательного;

- предлог – падеж (предлоги употр. с сущ. в опр. падеже);

- род существительного – окончание в именительном падеже – тип склонения;

- суффикс глагола в неопределенной форме - тип спряжения (строить – II спряжение, читать – I спряжение);

- существительные в именительном падеже – подлежащее, в косвенном падеже – второстепенный член предложения;

- личное местоимение – лицо глагола;

- общий корень – смысловая общность однокоренных слов;

- лексическое значение слова – его морфемный состав (мор. состав изменить, измен-ся и ЛЗ).

5. Раскрытие сущности связи определенных языковых категорий (Н-р, связь между ЛЗ и морфемным составом слова прилетел, улетел, залетел -приставка образует новые слова).

 

С категорией рода имен прилагательных можно знакомить после изучения рода имен существительных и сразу раскрыть сущность связи. Спряжение глаголов можно изучать только после изучения лица местоимения.

!!! Важно научить учащихся пользоваться знаниями о связях языковых категорий (суффикс – л в глаголе прошедшего времени).

6.Наглядное изучение понятия.

На начальном этапе наглядность используется для четкой «подачи» признаков изученного явления в их конкретном проявлении в речи.

В качестве наглядности выставляют: таблицы, схемы, конкретные предметы, рисунки, языковой материал.

Д/з Львов М.Р. (стар. уч.) с. 217 Грамматические и словообразовательные упражнения.

Определение понятия

 
 


Описательным   функциональным   Структурно - логическим
Слова с одним и тем же корнем называются родственными (однокоренными)   Содержит указание на роль, выполняемую в речи данной языковой единицы: союз.   В определении дается 2-3 признака. Н-р, имя существительное.

III этап - углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях: (новых признаков может оказаться много, теоретически этот этап не имеет предела).

- использование в речи;

- изменение форм;

- словообразование;

- синонимия, антонимия и т.д.

!!! Многие понятия уже в начальной школе проходят все три этапа.

(Н-р, предложение, имя существительное, суффикс, глагол и др.).

2 этапа – наречия (общее знакомство).

1 этап – вид глагола.

 

-3-

Методические условия формирования грамматического понятия:

1. Активная умственная деятельность учащихся.

Использование частично – поискового метода (ситуация поиска обуславливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самому творческому выбору способа решения: н-р, как правильно сказать и почему вкусн (ый,ая, ое) карамель?

Почему «по площади» - и, а по улице – е?

Ход рассуждения требует от учащихся активного оперирования знаниями, активной умственной деятельности. Постепенно рассуждения становятся все более сжатыми и частично автоматизируются.

2. Целенаправленная работа по развитию лингвистического отношения к слову и предложению.

Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (т.е. содержания и грамматических средств его выражения).

Лингвистические отношения формируются постепенно и могут быть разноуровневыми: уровень узнавания и осознания.

3. Осознание существенных и несущественных признаков понятия.

Выделение существенных признаков предупреждают ошибки ложного обобщения (н-р, облетел -облака) или все слова начинаются с корня и т.д.

 

Тема: Методика изучения части речи. Имя существительное.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
VII. Игра как метод | Части речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.