Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства русского правописания как основа его методики

Лекция

ТЕМА: Основы методики правописания

План.

1. Свойства русского правописания как основа его методики.

2. Орфографическая грамотность.

3. Понятие «орфограмма», «орфографическая зоркость».

Литература.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000.

 

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что входит в это понятие? Во – первых, усвоение всех букв в письменном и устном вариантах, т.е. алфавита и основ каллиграфии. Во – вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем), т.е. графика. В – третьих, усвоение собственно орфографии и пунктуации, т.е. системы правил на основе понимания значений слов, грамматических форм, текста.

В научной литературе орфография определяется как система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где, казалось бы возможны разные написания. (Так слово «город» м/б написано с точки зрения графики несколькими способами: «горат», «горот», «горад», и во всех случаях оно будет читаться одинаково: [горът]. Но несколько разных написаний одного и того же слова не нужны, могут привести к ошибкам в понимании; орфография обосновывает выбор того варианта, который позволяет единообразно обозначать корень слова морфему (в данном случае), проверив ее сильной позицией, а в данном случае – сохранить историческое полногласие –оро-].

Важно, чтобы дети поняли, что правописание форм слова мотивировано (кроме непроверяемых слов, которые, тоже, в сущности, мотивированы традицией).

Например, (пример мотивировки), заглавная буква позволяет совсем отличать имена и фамилии от омоним-х слов (Наша Соня совсем не соня!); корень в родственных словах пишем одинаково, чтобы не исказить значения слова, чтобы понятнее было родство слов; всегда единообразно пишем приставку, чтобы не исказить ее значение (подложил. И подставил).

Целесообразно учащихся ставить в положение изобретателей способов (правил) правописания: например, как будем обозначать начало предложения? Как будем различать предлог и приставку на письме?

Такая методика дает высшую сознательность в усвоении правописания: пусть дети сами «изобретают» правила, где это им по силам.

Рассмотрим подробнее те составные части правописания, которые необходимо знать ученику.

А) Алфавит.

Школьники должны различать буквы в различных вариантах начертания, писать их, безошибочно соединять, соотносить со звуками. Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы не было позиционных чередований, сл. позиций фонем. Мы говорим [jош], а пишем еж. Значит, знания алфавита, букв недостаточно, нужно знать систему правил обозначения звуков буквами, и особенно их сочетаний. Этим ведает графика.

Б) Графика.

Графика устанавливает правила соотношения между буквами алфавита и звуковым составом слов.

Правила графики устанавливают:

1. Буквы и, е, ё, ю, я – обозначают мягкость предшествующих согласных.

2. и, ь - аналогично

3. Гласные а, о, ы, у, э – твердость.

Весь этот сложный комплекс правил необходим потому, что в русском алфавите твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной и той же буквой.

В русском алфавите нет буквы, обозначающей фонему [ j ]; применяется сложная система правил для обозначения этой фонемы: в сочетании с гласными: [jэ], [jа], [jо], [jу] – е, я, ё, ю.

Вся система обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в процессе овладения чтением и письмом.

В) Орфография.

Ее правила, опирающиеся на языковую природу орфографического явления, на грамматику, фонологию, морфемику, словообразование,, этимологию, помогает выбрать целесообразное, обоснованное написание, обеспечивают правильное, точное понимание смысла текста, служат гарантом единообразных написаний морфем, грамматических форм, родственных слов, собственных имен в отличие от нарицательных, единообразия переноса слов. Орфография обеспечивает смысловое разграничение слов, их сочетаний.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих случаях:

а) при обозначении звуков буквами в словах – это правило правописания гласных и согласных в слабых позициях (безударные гласные, звонкие и глухие согл, непроизн. согласные), в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях;

б) при употреблении прописных букв;

в) при выборе слитного или раздельного написания;

г) при переносе частей слова;

д) в написании аббревиатур, т.е. сокращений.

!!! Орфография, в отличие от графики, теснейшим образом связана со значениями слов, морфем, словоформ, сочетаний, предложений и даже текста. Решение орфографической задачи, т.е. проверка орфограммы, как правило, опирается на понимание языковых значений.

Г) Пунктуация.

В начальных классах школьники изучают:

- употребление точки;

- употребление вопросительного и восклицательного знака;

- несколько случаев постановки запятой (на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры);

- оформление прямой речи;

- многоточие, двоеточие;

- деление текста на абзацы и соответствий;

- отступ в начале строки.

У школьников (в процессе наблюдения и изучения) формируется пунктуационное чутье, подобное чутью орфографическому.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практические упражнения | Орфографическая грамотность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.