Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой рынок и международная торговля




Й учебный вопрос: Мировой рынок: структура, понятие конъюнктуры мирового рынка, показатели конъюнктуры и оценка его конъюнктуры. Значение отдельных факторов в формировании общеэкономической конъюнктуры и конъюнктуры мировых товарных рынков.

Тема лекции: Мировой рынок.

ЛЕКЦИЯ № 5

Литература (основная и дополнительная):

1) Мировая Экономика. Учебник под ред. д.э.н. проф. А.С.Булатова. – М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2004.

2) В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник – М.: Издательство «Юнити-Дана», 2005.

3) А.В. Стрыгин. Мировая экономика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4) И.А. Родионова. Мировая экономика. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2005.

5) Г.А. Федосеева. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум. – М.: Издательство «ИНФРА-М», 2002.

6) Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.], учебник / под ред. Чл.-корр. РАН, д-ра экон. Наук, проф. Р.И. Хасбулатова. – М.: Издательство «Гардарики», 2006.

7) Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Издательство «Экономистъ», 2006,

8) В.М. Кудров. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Дело», 2004.

9) Р.К. Щенин, В.В. Поляков. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. – М.: Издательство «КНОРУС», 2005.

10) А.С. Буров. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. Учебник. – М: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с

Основная часть.

Становление мирового рынка. Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда.

Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины (V в. до н.э.). В средние века центрами миграции были Рим, Лион, Венеция, в XVII-XVIII веках - Восточная Гвинея, Ливерпуль, Нант, другие западноевропейские города. С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе. Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития.

Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства. Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

- он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

- он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

- он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

- он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит не вдруг, а вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, посредством осуществления совокупных технических приемов или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с иенами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть коммерческой операции. Понятие коммерческая операция шире понятия сделки, так как она предусматривает ряд предваряющих сделку технических приемов и ряд действий, завершающих ее.

К числу завершающих этапов коммерческой операции относится деятельность, обеспечивающая продвижение товара от продавца к покупателю, - перевозка грузов, их экспедирование, хранение и страхование, а также работа, связанная с ведением международных расчетов. Среди этих вспомогательных операций - таможенное оформление грузов, заключение агентских соглашений с рекламными организациями, исследующими конъюнктуру рынков и др. Таким образом, основным звеном коммерческой операции является смена форм стоимости, а если еще точнее говорить, то смена собственников товара, а остальные звенья операции - вспомогательные, обеспечивающие продвижение товара к покупателю.

Обратимся теперь к определению содержания сделки - основного звена коммерческой операции. Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. По такой сделкой понимается договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. В то же время договор купли-продажи не считается международным, если он оформлен между организациями или фирмами разной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, расположенных на территории одной страны.

В зависимости от объекта заключенных сделок последние делятся на три основных типа: сделки купли-продажи товаров, сделки купли-продажи услуг и сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.

Необходимость возникновения и развития системы отноше­ний по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потреб­ностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные то­вары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри стра­ны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются меж­дународное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкуренто­способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Ко­нечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товара за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Раз­ность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торго­вое сальдо, а сумма этих оценок — внешнеторговый оборот.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение, и поддерживается стремление к рыночно­му равновесию. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны вы­пускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно, на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные це­ны и разные условия равновесия (рис. 1).

По горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D1D1, а предложение — кривой S1S1. Соответ­ственно для страны Y спрос отразится кривой D2D2, а предло­жение — кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное рав­новесие будут отражать соответственно точки ЕX и ЕY, а равно­весные цены — PX и PY. Поскольку РY больше РX, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам прода­вать в страну Y. Стране Y выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже РY, и страны договариваются о торговле данными товарами.

Рис. 1. Спрос и предложение на мировом рынке

Равновесная цена, существующая на рынке страны X, го­ворит о том, что спрос равен предложению, и избытка пред­ложения, который можно предложить для экспорта, не суще­ствует. Увеличить объем предложения можно только при воз­растании цены. Поэтому цена РX служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране Y равновесная цена РY также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по дан­ным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Та­ким образом, цена РY служит верхней границей, определяю­щей объем импорта в страну Y.

В этих границах устанавливается точка равновесия, при ко­торой избыточное предложение страны Х равно избыточному спросу в стране Y.

Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике (рис. 1) кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена на­ходится между минимальной и максимальной внутренними рав­новесными ценами.

Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточай­шей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значи­тельно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкурен­ции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказы­вает влияние и изменение структуры международного товаро­оборота под воздействием различных факторов.

Долговременные структурные сдвиги возникают, как прави­ло, под воздействием изменений в условиях производства, и, прежде всего, под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров, и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевы­ми и энергетическими ресурсами.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на МРТ. Он, так же как и внутренний рынок, состоит из товарного рынка, рынка рабочей силы и рынка капиталов. Но хозяйственное поле мирового рынка приняло масштабы всего мира.

Мировой рынок по сравнению с внутренним имеет в своей структуре следующие блоки:

1) мировой рынок товаров и услуг;

2) международный рынок рабочей силы;

3) мировой рынок капиталов;

4) валютный рынок;

5) специальная инфраструктура.

Инфраструктура мирового рынка обслуживает его потребности: формирование единого мирового информационного хозяйственного поля, институтов по разработке единых стандартов международных расчетов, институтов по координации усилий по развитию мирохозяйственных связей.

Товарообмен на мировом рынке существенно отличается от движения товаров на внутреннем рынке. Его специфику можно наблюдать по многим направлениям, классифицируемым в зависимости от принятых критериев:

- по объекту торговли – циркуляция не всей национальной продукции, а наиболее конкурентоспособной;

- по характеру конкуренции – более ужесточенный ее уровень, удержаться на котором сложнее, чем на внутреннем рынке;

- по степени динамизма – более высокая степень динамизма, как по объемам его потоков, так и по изменениям их структуры;

- по условиям формирования продажных цен – особая система мировых цен на основе мировой, а не национальной конъюнктуры.

Будучи продуктом объективного развития внутренних и национальных рынков, мировой рынок:

1) представляет собой категорию товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

2) проявляется в межгосударственном перемещении товаров и факторов производства, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

3) оптимизирует использование факторов производства и подсказывает производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены более эффективно;

4) выполняет санирующую роль, выбраковывает из международного обмена товары, не обеспечивающие международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок влияет на производство, демонстрируя, что, сколько и для кого производить. В этом смысле мировой рынок первичен по отношению к производителю и является важной категорией мировой экономики.

Мировой рынок имеет олигополистическую структуру: производство товаров сосредоточено преимущественно в руках небольшой группы крупных компаний разных стран. Такая структура порождает мощные стимулы к сотрудничеству между компаниями, особенно в научно-технической сфере.

Конъюнктура мирового рынка. Конъюнктура мирового рынка – это рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным соотношением спроса и предложения. Конъюнктуру мирового рынка можно охарактеризовать также как экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке, характеризуемую уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Она зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообраз­ность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импорте­ров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.;

2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.;

3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны-экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.;

4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.

Оценка конъюнктуры и ее прогноз - важнейшая составная часть работы по заключению любого внешнеторгового соглашения, поскольку от оценки конъюнктуры зависят условия сделки, на которых вы можете настаивать, продавая свой товар или покупая чужую продукцию. Например, если в стране, у фирмы которой вы хотите купить оборудование, начался спад конъюнктуры на рынке оборудования (падает загрузка мощностей, сокращается перспективный портфель заказов, снижаются справочные цены), вы можете более жестко добиваться продажи вам товара по более низкой цене и на более льготных условиях.

 

Изучение конъюнктуры включает всесторонний анализ различ­ных факторов, влияющих на состояние и развитие мировых товар­ных рынков. Для количественной оценки происходящих изменений и определения тенденций в развитии конъюнктуры под воздействием этих факторов применяется соответствующая система показателей. Исследование условий производства и потребления товара, изменений спроса и предложения происходит в определенной последо­вательности с использованием соответствующих приемов и пра­вил, что составляет содержание методики изучения конъюнктуры.

Важнейшие конъюнктурообразующие факторы. Циклические (даже «вялые») закономерности развития экономи­ки продолжают оказывать определенное влияние на состояние конъюнктуры. Вместе с тем конъюнктура в начале XXI в. все более характеризуется определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема может наблюдаться ухудшение конъюнк­туры, и, наоборот, в периоды кризиса и депрессии возможны вре­менные всплески деловой активности. Например, подъем в эконо­мике развитых капиталистических стран в середине 80-х гг. сопровождался глубоким спадом в таких отраслях, как черная ме­таллургия и судостроение. В те же годы во многом неожиданным явилось резкое ухудшение конъюнктуры нефтяного рынка, после­довавшее в конце 1985г., которая вдруг улучшилась во второй поло­вине 1986 г.

Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что, по­мимо классических циклических закономерностей, на развитие конъюнктуры влияют и другие факторы, которые принято назы­вать нециклическими. В зависимости от конкретных особенностей того или иного товарного рынка их число и сила воздействия на рынок меняются, причем в значительных пределах. В то же время существуют факторы, в большей или меньшей мере влияющие на все товарные рынки.

По характеру воздействия на конъюнктуру нециклические конъюнктурообразующие факторы подразделяются на постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой эко­номики, научно-технический прогресс, влияние монополий, мили­таризация экономики, инфляция) и непостоянно действующие (се­зонность, социальные конфликты, политические кризисы, стихийные бедствия).

Изменение внешних условий развития мировой экономи­ки. Возникновение после Второй мировой войны мировой социа­листической системы и ее исчезновение в начале 90-х гг., крах ко­лониальной системы и усиление роли освободившихся государств оказали существенное влияние на механизм формирования конъюнктуры. Социалистические страны воздействовали на конъюнк­туру мирового хозяйства посредством своего участия в междуна­родном разделении труда. Хотя доля стран социалистического содружества в мировом товарообороте в целом была невелика (до 10%), на некоторых товарных рынках и в экономических отно­шениях с отдельными капиталистическими странами их роль была весьма заметна.

Поэтому конъюнктура таких рынков складывалась под влиянием экспорта и импорта из социалистических стран, раз­вивающихся на централизованной плановой основе.

В последние годы заметно усилилось влияние на конъюнктуру развивающихся стран, на долю которых приходится около 70% на­селения планеты и свыше 80% разведанных мировых ресурсов сы­рья и топлива. Являясь основными экспортерами многих сырьевых и топливно-энергетических товаров, развивающиеся государства воздействуют на рынки этих товаров, а через них — на общехозяйст­венную конъюнктуру. Сила этого влияния определяется степенью контроля над национальными ресурсами, а также единством дейст­вий развивающихся стран в борьбе за свои интересы. Примером эффективной деятельности на мировых рынках служит Организа­ция стран — экспортеров нефти (ОПЕК), которая пыталась коорди­нировать действия государств, в нее входящих, путем определения уровня добычи и экспорта нефти, а также цен на нее. Попытки со­гласования действий в отношении объемов производства и экспорта неоднократно предпринимали также страны — экспортеры же­лезной руды, бокситов, ряда сельскохозяйственных культур и др. В результате такой политики развивающимся странам удавалось из­менять ситуацию на рынках этих товаров, в частности существенно повышать уровень цен на свою экспортную продукцию.

Возрастает значение развивающихся стран и как экспортеров промышленной продукции. Некоторые из них поставляют отдельные виды оборудования не только на рынки развивающихся стран, но и в раз­витые капиталистические государства. Группа стран и территорий Юго-Восточной Азии за последние десятилетия выдвинулась в чис­ло крупнейших экспортеров изделий точной механики, радиоэлект­ронной и электротехнической промышленности. Появление на рын­ках массовой дешевой продукции из развивающихся стран сказывается на конъюнктуре соответствующих рынков, ведет к обострению кон­куренции. Воздействие на мировые рынки развивающиеся страны оказывают также как импортеры готовых изделий. Вместе с тем воз­растание их роли как импортеров готовых изделий сдерживается не­хваткой платежных средств. Внешняя задолженность развивающих­ся стран к концу XX века превысила 2 трлн. долл. — гигантской суммы, значительно превышающей годовой объем их экспорта.

Научно-технический прогресс, вызывая качественный скачок в развитии производительных сил, во-первых, ускоряет обновление основного капитала в традиционных отраслях экономики. В по­следние годы происходит сдвиг в пользу средств труда с более короткими сроками службы, существенным энерго- и материалосберегающим эффектом и быстрой окупаемостью. Скорейшее внедрение новейших научно-технических достижений ускоряет обо­рот основного капитала. Во-вторых, научно-технический прогресс приводит к бурному развитию новых отраслей промышленности (аэрокосмической, электронной, лазерной техники, роботостроения, атомного машиностроения и т.д.). Эти отрасли предъявляют непре­рывно растущий спрос на различные средства производства. Таким образом, научно-технический прогресс, способствуя росту производства, прежде всего, за счет выпуска и использования новых, бо­лее прогрессивных средств труда, выступает в качестве катализато­ра процессов, происходящих в процессе воспроизводства. Но на конъюнктуру различных рынков его воздействие проявляется по-разному. На рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий рост производства и международной торговли по сравнению с рынками традиционных товаров, превышение спроса над предложением; конъюнктура же рынков морально устаревших товаров, наоборот, резко ухудшается.

Влияние монополий. В современных условиях усиление про­цессов концентрации производства и капитала привело к росту мо­гущества и влияния монополий, контролю целых отраслей производства, как в масштабе отдельных стран, так и мирового хозяйства в условиях ее глобализации.

Высокая степень монополизации многих отраслей экономики создала современным транснациональным компаниям (ТНК) бла­гоприятные условия для воздействия на конъюнктуру большинства товарных рынков, основным рычагом которого является регулиро­вание производства и цен. Современные монополии в кризисные периоды превышения предложения над спросом сокращают объемы производства, приспосабливая предложение к существующему спро­су, а цены поддерживают на высоком уровне. Причем, чем выше степень монополизации того или иного рынка, тем больше разрыв между монопольными и немонопольными ценами.

Следовательно, под влиянием монополий уменьшается перепроизводство товарной массы и падение цен в начальные периоды кризисов, и в этом смысле монополизация ограничивает амплиту­ды конъюнктурных колебаний в ходе цикла.

Помимо регулирования производства и цен, современные международные монополии имеют еще одно средство воздействия на конъюнктуру товарных рынков — связи со своими зарубежными филиалами.

Внутри каждой крупной транснациональной корпорации существует особый, искусственно управляемый рынок. Филиалы корпорации, расположенные в разных странах, покупают и прода­ют друг другу товары, услуги и лицензии, предоставляют креди­ты. Такая внутрикорпорационная торговля играет огромную роль в повышении прибыли транснациональных корпораций, позволяя им уклоняться от налогов, государственных запретов и ограниче­ний, осуществлять валютные спекуляции. Однако с точки зрения влияния на конъюнктуру дело не только в этом. Искусственно фор­мируемые пропорции цен, объемов предложения, спроса, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, воздействуют на соответствующие пропорции в на­циональных масштабах. Конъюнктура мировых рынков оказыва­ется под влиянием этих особых, замкнутых рынков.

Милитаризация экономики. Состояние и уровень военных расходов оказывают огромное воздействие на общехозяйствен­ную и товарную конъюнктуру. Военная промышленность предъявляет растущий спрос на различные виды сырья, оборудо­вания и материалов (сталь, цветные металлы, каучук, горюче-­смазочные материалы, станки, оптические и лазерные приборы, электронные приборы, робототехнику), имеющие военно-стра­тегическое значение.

В результате милитаризации экономики в некоторых отраслях промышленности наблюдается увеличение производства, а на ряде товарных рынков — превышение спроса над предложением, рост курса акций, повышение цен, т.е. улучшение конъюнктуры. Одна­ко эти тенденции характеризуются крайней неустойчивостью, по­скольку военное производство носит паразитический характер, т.к. систематическое изъятие из процесса воспроизводства значитель­ной части продукции в форме, непригодной для потребления ни в одной из отраслей экономики, ведет, в конечном счете, к суже­нию масштабов расширенного воспроизводства, развитию инфля­ции и ухудшению общехозяйственной конъюнктуры.

Воздействие инфляции. Под инфляцией понимают процесс обесценения бумажных денег вследствие их выпуска в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Внешне инфляция проявляется в росте цен на товары. Ее воздействие на конъюнктуру противоречиво и зависит от темпов инфляции.

Инфляция, развивающаяся сравнительно невысокими темпами, т.н. «ползучая» инфляция (до 2-3% в год), выгодна монополиям, посколь­ку дает им возможность получать сверхприбыль. Эта добавочная сверхприбыль возникает за счет отставания роста заработной платы от роста цен на товары. Кроме того, в условиях постоянного обесце­нения денег усиливается стремление перевести их в товарную фор­му, т.е. купить что-либо, пока накопленные суммы позволяют это сде­лать. Возникает т.н. «бегство от денег», в результате которого увеличивается спрос, конъюнктура получает стимулы к оживлению. В связи с этим инфляция в некоторой степени выступает как инстру­мент стимулирования экономики, а расплачиваются за это (путем покупки подорожавших товаров и обесценения сбережений) прежде всего малоимущие слои населения.

Однако когда темпы инфляции начинают превышать 10-15% в год, инфляция становится опасной в социальном смысле и раз­рушительной в экономическом отношении. Снижение покупатель­ной способности населения подрывает спрос, нарушается функ­ционирование кредитной системы (становится опасным давать деньги в долг, поскольку взимаемый процент может не покрыть их обесценивания). Именно поэтому правительства уделяют мно­го сил и средств борьбе с инфляцией.

На развитие конъюнктуры оказывают влияние непостоянные нециклические факторы, действующие эпизодически.

Сезонность проявляется в неравномерном в течение года по­ступлении товаров на рынки и в колебаниях по временам года про­даж отдельных товаров. Сезонный характер имеет производство большого числа сельскохозяйственных товаров, продуктов рыбо­ловства, лесного хозяйства, консервной и пищевой промышлен­ности, а также сезонное потребление многих товаров.

Выражением социальных конфликтов, оказывающих влия­ние на течение конъюнктуры, являются забастовки. Сокращение производства в период забастовки может вызвать нехватку отдель­ных товаров на рынках, а забастовки в ключевых отраслях влияют и на состояние общехозяйственной конъюнктуры.

К политическим кризисам относятся внутри- и внешнеполи­тические конфликты, которые могут вызывать приостановку хозяй­ственной жизни, разрыв экономических связей и т.д. Они отрица­тельно сказываются на состоянии конъюнктуры соответствующих стран и могут привести к существенным изменениям на мировых товарных рынках. На конъюнктуру рынков влияют и другие прояв­ления внешнеполитической напряженности: ограничение кредитов, эмбарго и прочие санкции.

К стихийным бедствиям относятся погодные изменения, опре­деляющие сбор сельскохозяйственной продукции (в т.ч. засухи, заморозки, ураганы, наводнения), а также землетрясения. Такие факторы приводят, как правило, к росту спроса и цен на эти това­ры на соответствующих рынках, а их последствия могут сказы­ваться на состоянии конъюнктуры в течение нескольких последую­щих лет.

Система показателей изучения конъюнктуры. Состояние конъюнктуры, происходящие в ней изменения в ре­зультате воздействия вышеуказанных факторов могут быть оцене­ны количественно с помощью экономических характеристик, к ко­торым относятся показатели сферы материального производства, внутреннего товарооборота и внешней торговли, состояние кредит­но-денежной сферы, а также данные об объеме капиталовложений и о портфеле заказов.

Показатели сферы материального производства включают данные о добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйствен­ных культур и промышленном производстве, которые могут быть выражены в абсолютных единицах измерения или с помощью ин­дексов. В абсолютных единицах часто измеряются продукция сель­ского хозяйства (в млн. т), добыча полезных ископаемых (в млн. т угля, млрд. м3 газа), а также производство отдельных видов промышлен­ной продукции (млн. т стали, млн. шт. автомобилей и т.д.). Индек­сы, наиболее широко используемые для оценки выпуска промыш­ленной продукции, являются относительными показателями и характеризуют изменение производства данного товара, отрас­ли или в целом промышленного производства в каком-либо году по сравнению с годом, принятым за базу или точку отсчета.

Косвенными показателями, отражающими динамику произ­водства, являются занятость, фонд заработной платы, продолжи­тельность рабочей недели. Если расширение производства связано с привлечением дополнительной рабочей силы, то увеличивают­ся суммы, затрачиваемые на ее оплату. И наоборот, сокращение объемов производства сопровождается уменьшением занятости (и/или сокращением рабочей недели, фонда заработной платы).

Показатели внутреннего товарооборота характеризуют по­ложение на национальных рынках. К их числу относятся данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе насе­ления, движении товарных запасов, внутренних перевозках.

Данные о розничной и оптовой торговле — показатели конъюнктуры, используемые в первую очередь при изучении рын­ков товаров потребительского назначения. При расширении про­мышленного производства в фазах оживления и подъема растут и обороты внутренней торговли; в фазах кризиса и депрессии производство сокращается, в результате падают и обороты торговли. Следовательно, в ходе цикла воспроизводства показатели рознич­ной и оптовой торговли изменяются параллельно с изменением по­казателей материального производства. Однако в настоящее вре­мя точность данного показателя заметно снижается. Это связано в первую очередь с инфляционными процессами, искажающими реальную картину спроса. Поскольку объемы розничной и опто­вой торговли измеряются в стоимостной форме, в последние деся­тилетия происходит практически постоянный рост объемов тор­говли даже в периоды кризисных спадов в промышленности.

Платежеспособный спрос населения — важнейший расчетный показатель внутреннего товарооборота, он определяется конкретными статистическими показателями: ставками заработной платы, индекса­ми стоимости жизни, а также величиной потребительского кредита.

Ставки номинальной заработной платы, широко публикуемые в развитых капиталистических странах, применяются для оценки платежеспособного спроса. Их увеличение потенциально может свидетельствовать о возрастании спроса. Однако в современных условиях одновременно с ростом заработной платы нередко про­исходит сокращение платежеспособного спроса населения вслед­ствие инфляции, «съедающей» доходы населения.

Показателем, отражающим потери населения от инфляции, яв­ляется индекс стоимости жизни, представляющий относительную (т.е. по сравнению с базисным годом) стоимость набора товаров и услуг, покупаемых в течение года «средней» семьей. Сопостав­ление динамики ставок заработной платы с индексом стоимости жизни и дает возможность оценить реальное (в отличие от номи­нального) изменение платежеспособного спроса.

Размеры и динамика задолженности населения по потребитель­скому кредиту также являются одними из показателей платеже­способного спроса. Расширение потребительского кредита (уве­личение срока выплат, снижение первого взноса) на некоторое время может искусственно увеличить спрос. Однако впоследствии оно вызывает фактическое сокращение спроса, поскольку покупа­тель, помимо цены товара, вынужден выплачивать высокие про­центы за пользование кредитом.

Движение товарных запасов несколько отстает от динамики производства: они достигают максимума в начале кризиса, когда уже началось падение производства, и сокращаются до минимума при переходе из фазы депрессии в фазу оживления, т.е. когда про­изводство уже начинает расширяться. Этот показатель имеет важ­ное значение для оценки состояния конъюнктуры многих рынков сырья и готовых изделий (мелкого стандартного промышленного оборудования и машин потребительского назначения).

При этом движение запасов сырья и движение готовых изделий существенно отличаются друг от друга. Прямая связь существует между объемом производства и размерами запасов сырья: расшире­ние производства требует увеличения запасов, при сокращении про­изводства запасы уменьшаются. Движение запасов готовых изде­лий происходит в направлении, обратном движению промышленного производства в ходе цикла, т.е. при увеличении производства запа­сы уменьшаются, а при сокращении — растут.

В целом увеличение запасов в торговой сети свидетельствует о по­нижении спроса и ухудшении конъюнктуры. И наоборот, рассасыва­ние запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.

В качестве косвенного показателя внутреннего товарооборота могут использоваться данные об объемах внутренних перевозок грузов. Сокращение промышленного производства уменьшает по­требление сырья и материалов, а также поставки готовых изделий предприятиям оптовой и розничной торговли. В результате умень­шается объем перевозок грузов.

Показатели внешней торговли. Все изменения, которые претер­певает экономика страны, находят свое проявление в показателях внешней торговли — объемах экспорта, импорта и товарооборота. Рост промышленного производства, как правило, сопровождается увеличением внешнеторгового оборота, а за падением производства следует сокращение объемов внешней торговли.

Вместе с тем наблюдается некоторое отставание динамики внеш­ней торговли от движения производства. Спад или подъем в произ­водстве наступает раньше, чем это отражается в показателях внеш­ней торговли. Такое отставание объясняется большей длительностью выполнения контрактных обязательств во внешней торговле, ростом доли долгосрочных контрактов в международной торговле, а также стремлением компаний развитых стран преодолеть трудности сбыта на внутреннем рынке за счет расширения экспорта. Зачастую начало кризиса в развитых капиталистических странах сопровождается увеличением экспорта при одновременном снижении импорта сырьевых материалов в связи с сокращением объемов производства.

Показатели кредитно-денежной сферы имеют важное значение, прежде всего, для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране. К ним относятся курс акций, величина учетного процен­та, количество банкротств, банковские депозиты и ряд других.

Курс акций — цена, по которой покупаются и продаются ак­ции, ценные бумаги, дающие право владельцу на получение дохо­да. Он прямо пропорционален приносимому размеру дохода, т.н. дивиденду, и обратно пропорционален преобладающей в данное время ставке банковского процента.

Помимо конкретных котировок, т.е. курсов акций, покупае­мых и продаваемых на фондовых биржах, относительными по­казателями цены акционерного капитала являются специально рас­считанные индексы. Наиболее часто употребляемый индекс — индекс Доу-Джонса, определяемый на основе данных о ценах ак­ций 30 крупнейших промышленных компаний США.

Курс акций является важным показателем, широко используемым при прогнозе конъюнктуры. Повышение курса акции предшествует подъему конъюнктуры, а снижение курса является признаком песси­мистической оценки ее перспектив. Динамика курса акций подвер­жена довольно резким колебаниям и под воздействием различного рода случайных факторов—спекуляций на фондовой бирже, где осу­ществляется продажа акций, событий во внутриполитической жизни.

Движение учетного процента, т.е. цены банковского капитала, — чуткий показатель конъюнктуры. Повышение учетного процента свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что, в свою очередь, отражает будущее расширение инвестиционной деятельно­сти и рост промышленного производства. Снижение учетного про­цента означает, что экономика находится в депрессивном состоянии.

Банкротство — установленная судом неплатежеспособность торгового или промышленного предприятия, т.е. неспособность его погасить свои обязательства из-за отсутствия средств. Обычно вол­на банкротств охватывает экономику в самом начале фазы кризиса.

В современной развитой экономике банкротства часто носят «скрытый» характер, т.е. принимают форму слияний, реорганиза­ций, поглощений одних фирм другими и т.п. Они имеют вынуж­денный характер для фирм, оказавшихся в тяжелом финансовом положении, и поэтому, как правило, не отражаются в статистике банкротств, что приводит к искажению реального положения дел.

Данные об объеме капиталовложений — один из важнейших показателей конъюнктуры. Их динамика отражает процесс обнов­ления и расширения основного капитала. Капиталовложения опре­деляют масштабы производства и приток заказов на производствен­ное оборудование. Поэтому сведения о них имеют первостепенное значение при оценке будущего состояния конъюнктуры, прежде всего рынка машин и оборудования. Если объем капиталовложе­ний в ту или иную отрасль увеличивается, то спрос на ее продук­цию растет и производство расширяется. И наоборот, если капита­ловложения сокращаются, следовательно, спрос снижается, что может привести к свертыванию производства.

Помимо объемов капиталовложений в отрасль, конъюнктура ко­торой исследуется, не менее важными являются данные о капитало­вложениях, направленных в смежные отрасли экономики, прежде все­го потребляющие эту продукцию. Например, для прогноза рынка химического оборудования наряду с данными о капиталовложениях в химическое машиностроение необходимо проанализировать про­исшедшие изменения и оценить будущие инвестиции в химическую, нефтехимическую и другие отрасли экономики.

Данные о заказах. Показателями, отражающими положение в промышленности и перспективы ее развития, являются портфель и поступление новых заказов.

Портфель заказов — это объем заказов, имеющихся у отдель­ной фирмы или у всей отрасли на определенную дату (как правило, на конец года), независимо от времени их поступления. Портфель заказов фирмы дает возможность судить о вероятной загрузке ее предприятий в будущем, а данные о величине портфеля заказов всех предприятий отрасли — о перспективах загрузки этой отрасли. Поступление заказов — это объем заказов, полученных фирмой или отраслью за определенный период (за месяц, квартал). Этот показа­тель чутко реагирует на все изменения спроса и поэтому имеет важ­ное значение для оценки перспектив развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры, в первую очередь для нестандартных то­варов, изготовляемых по специальным техническим условиям.

Увеличение портфеля заказов свидетельствует о повышении спроса, что в будущем найдет проявление в расширении производства. И наоборот, сокращение портфеля заказов — показатель ухуд­шения конъюнктуры и признак будущего падения производства.

Сопоставление ежемесячного поступления новых заказов с ежемесячными отгрузками и продажами дает возможность судить о на­правлении развития конъюнктуры. Превышение объема поступле­ния заказов над уровнем отгрузок или продаж за соответствующий период свидетельствует об оживлении конъюнктуры и ведет к уве­личению портфеля заказов. Если же поступление заказов меньше отгрузок, то портфель «съедается», растет недогрузка производствен­ных мощностей и, следовательно, конъюнктура ухудшается.

Данные о заказах являются весьма важным вспомогательным материалом в процессе подготовки и проведения коммерческих переговоров при заключении внешнеторговых сделок. Располагая сведениями, допустим, о снижении портфеля заказов у фирмы, за­казчик сможет более эффективно провести переговоры, добиться больших скидок, более льготных условий платежа.

Цены играют главную роль при изучении конъюнктуры. Это объясняется, во-первых, тем, что цены выступают в качестве акку­мулирующего показателя конъюнктуры. В их движении отражают­ся изменения многих конъюнктурных показателей — объемов про­изводства, внешней торговли, капиталовложений, курсов акций и т.д. Во-вторых, в практическом отношении это наиболее важ­ный показатель, изучение всех остальных носит в большинстве слу­чаев вспомогательный характер.

Методика изучения конъюнктуры — это последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, поз­воляющих дать анализ сложившегося положения на рынках и вы­работать прогноз ближайших перспектив развития конъюнктуры. В практическом плане такое изучение должно дать ответ на во­просы — где, когда и по каким ценам могут быть проданы или куплены интересующие нас товары.

Нельзя торговать, не зная, что представляет из себя предмет тор­говли. Поэтому, прежде чем приступить к изучению конъюнктуры, необходимо составить подробное представление о качественных ха­рактеристиках товара. Надо знать, какие отрасли экономики и в ка­ком объеме являются его потребителями, особенности спроса и пред­ложения отдельных видов и сортов товара. При этом следует учитывать, что удельный вес данного товара в общем объеме потребления той или иной отрасли с течением времени может существенно меняться. Эти изменения оказывают непосредственное воздействие на объем производства, торговлю, уровень спроса и движение цен.

Основные методические требования к конъюнктурным ис­следованиям. Диалектически противоречивый характер конъюнк­туры обусловливает одновременное существование разнонаправ­ленных тенденций в ее развитии. Чтобы сделать правильные выводы о перспективах развития, при изучении конъюнктуры сле­дует придерживаться следующих общих методических требований.

1. Необходимо учитывать всеобщую взаимосвязь явлений эко­номической жизни общества. Применительно к исследованию конъюнктуры это означает, что изучение любого товарного рынка нельзя проводить изолированно, вне связи с общехозяйственной конъюнктурой, положением в других отраслях (прежде всего в тех, которые являются потребителями данной продукции и поставщи­ками исходных материалов).

2. Вместе с тем тенденции на одних рынках нельзя механиче­ски переносить на другие, даже смежные рынки. Так, сокращение частных капиталовложений в какой-либо стране может не привес­ти к спаду в машиностроении из-за увеличения экспорта, получе­ния государственных заказов (например, на военную технику). Нельзя также автоматически переносить тенденции в изменении общехозяйственной конъюнктуры на все отраслевые рынки. Как правило, новые, бурно развивающиеся отрасли продолжают увеличивать производство даже в условиях спада в экономике. В то же время «старые» отрасли могут находиться в состоянии дли­тельной депрессии даже в периоды оживления и подъема.

3. Неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках вызывают необходимость обеспечения постоянного и не­прерывного наблюдения за рынками. Особенно характерна неустой­чивость для рынков тех товаров, на которые сильное воздействие оказывают различного рода случайные факторы — политические кризисы, спекуляции. Так, в биржевой торговле сырьевыми товара­ми биржевые котировки могут резко меняться в течение одного дня под влиянием спекуляций, событий в международной политичес­кой жизни, слухов.

4. Изучение конъюнктуры товарных рынков должно осуществ­ляться в определенной последовательности. Прежде всего, необходимо исследовать основные черты и особенности рынка. Такое изучение представляет собой предварительный этап конъюнктур­ного исследования. Источниками информации в данном случае служат монографии и статьи, посвященные анализу проблем эко­номики в целом, ее отдельных отраслей, долгосрочных проблем развития рынков.

После того как выяснены основные черты исследуемого рын­ка, собрана информация о его состоянии, можно перейти к анали­зу и прогнозу конъюнктуры, которые являются основными этапа­ми конъюнктурного исследования.

Анализ конъюнктуры. Цель анализа конъюнктуры — выяв­ление тенденций в движении экономических показателей и на­хождение причин происходящих на рынке изменений, т.е. опре­деление факторов, под воздействием которых складывалась конъюнктура в рассматриваемый период.

Изучение конъюнктуры производится в следующей последо­вательности:

- анализ производства;

- анализ спроса и потребления;

- анализ международной торговли;

- анализ цен.

Анализ производства товара включает рассмотрение показате­лей, характеризующих объемы производства товара в целом и по основным странам-производителям. Показывается степень загруз­ки производственных мощностей, а также дается информация о вводе в строй новых мощностей.

После того как установлены основные тенденции в движении объемов производства, анализируется воздействие на рынок ос­новных конъюнктурообразующих факторов. Для оценки роли цик­лического фактора привлекаются данные о состоянии общехозяйст­венной конъюнктуры.

Анализ спроса и потребления товара предполагает учет объемов и динамики мирового спроса и потребления товара в целом и в рас­пределении по основным странам-потребителям. Задача такого ана­лиза — вскрыть основные причины изменения емкости мирового рынка и рынков отдельных стран. С этой целью рассматривают ди­намику потребления в традиционных отраслях — потребителях то­вара, а также рост объемов спроса со стороны новых отраслей. Затем анализируются показатели, характеризующие влияние на объем спроса и потребления отдельных конъюнктурообразующих факто­ров. Важное значение при этом имеет изучение динамики запасов товаров у производителей, потребителей и в товаропроводящей сети.

Анализ международной торговли включает изучение динами­ки мирового экспорта и импорта в целом и по отдельным странам, изменений удельного веса ведущих стран-экспортеров и импорте­ров в международной торговле.

При выявлении роли различных конъюнктурообразующих фак­торов в развитии международной торговли особое внимание уде­ляется политике монополий и правительств в области экспорта и импорта, в том числе вопросам таможенной и валютной полити­ки, кредитованию и субсидированию экспорта. Необходимо так­же учитывать влияние на международную торговлю экспорта ка­питала, деятельности транснациональных корпораций, изменения в формах и методах торговли.

Анализ цен позволяет выявить тенденции в их движении и опре­делить основные факторы, послужившие причиной их изменения, — рост или снижение издержек производства, соотношение спроса и предложения, монополистическое воздействие на цены. Прогноз конъюнктуры. Цель прогноза как важнейшего этапа исследования конъюнктуры заключается в определении наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем. Экономи­ческое прогнозирование основано на объективно существующей инерционности явлений социально-экономической жизни общест­ва. В настоящее время применяются разнообразные методы прог­нозирования конъюнктуры.

1. Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний, опыта и интуиции специалистов (экспертов), занимающихся изучением и прогнозированием конъюнктуры. Основная их отли­чительная черта в разработке оценок вероятного значения конъюнк­турных показателей в виде суждений и мнений экспертов.

2. Методы статистической экстраполяции базируются на при­влечении статистической информации за прошедший период, представленной в виде так называемых динамических рядов показате­лей. Выявленные тенденции изменения того или иного показателя продлеваются (экстраполируются) на перспективу, и, таким обра­зом, выявляются прогнозные значения показателей конъюнктуры.

3. Методы экономико-математического моделирования предусматривают создание моделей, выражающих функциональные или корреляционные зависимости между конъюнктурными пока­зателями данного рынка.

4. Комбинированные методы представляют собой различные сочетания методов экстраполяции с методами экспертных оценок или экономико-математического моделирования. Они являются оптимальными вариантами методов прогнозирования конъюнкту­ры товарных рынков.

Прогноз конъюнктуры предполагает оценки перспектив разви­тия общехозяйственной конъюнктуры, потребления, производства, развития международной торговли, движения цен.

При прогнозе общехозяйственной конъюнктуры главным ста­новится определение вероятности перехода экономики из одной фазы цикла в другую. Ответ на него должна дать динамика основ­ных экономических показателей: валового национального продукта (ВНП), национального дохода, объема производства. Решающее значение имеет оценка движения прогнозных показателей конъюнк­туры, таких как курс акций, поступление новых заказов, данные о капиталовложениях, динамика банкротств.

Оценка перспектив развития потребления товара основывается в первую очередь на предполагаемых изменениях платежеспособ­ного спроса населения для товаров потребительского назначения или капиталовложений для товаров производственного назначения, направляемых в те отрасли, конъюнктура которых исследуется.

Прогноз развития международной торговли во многом определя­ется перспективами развития производства. Увеличение производства ведет к росту потребности в сырьевых материалах, а также экспорта и импорта готовой продукции. При оценке перспектив развития меж­дународной торговли целесообразно привлекать данные о состоянии платежных балансов, движении международного кредита, политике от­дельных стран в области регулирования экспорта и импорта.

Прогноз движения цен включает оценку динамики цен на основ­ные составляющие издержек производства, объемов спроса и пред­ложения, а также учет последствий других событий на рынке (усиление монополизации, конкуренции на мировых рынках, регули­рующие меры государства) и дает возможность определить вероят­ный уровень цен на том или ином рынке.

Контрольные задания и вопросы:

1. Дайте характеристику понятия «мировой рынок».

2. Какие существуют теоретические отличия между национальным рынком и мировым рынком?

3. Какова структура мирового рынка?

4. Что такое конъюнктура мирового рынка?

5. Какие факторы влияют на конъюнктуру мирового рынка?

6. Дайте характеристику основным внешним условиям развития мирового рынка.

7. Что относится к показателям оценки конъюнктуры мирового рынка?

8. Охарактеризуйте систему показателей изучения конъюнктуры мирового рынка.

9. Что включает в себя методика изучения конъюнктуры мирового рынка?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.