Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис и эволюция ТНК




Существует немало экстравагантных те­орий генезиса транснационализации. Начало этого процесса некоторые иссле­дователи относят даже к Древнему миру.

Действительно, еще до нашей эры были компании, осуществлявшие прямые иностранные инвестиции и производство за пределами своей страны. Так, например, поступали греческие и финикийские колонисты. Однако в то время сами нации только еще складывались и отношение к национальному было совсем иное, чем сейчас. Более логичным представляется отнесение первых транснациональных в современном понимании этого слова корпораций к концу XIX в.

Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную эволю­цию. Деятельность ТНК первого поколения в значительной мере была свя­зана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний, что дает осно­вание определить их как «колониально-сырьевые ТНК». По своей орга­низационно-экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты.

Затем на мировую арену выдвигаются ТНК трестового типа, связан­ные с производством военно-технической продукции - ТНК второго поко­ления. Начав свою деятельность в период между двумя мировыми война­ми, некоторые из них сохранили свои позиции в мировой экономике и после второй мировой войны. Для ТНК первого и второго поколений ха­рактерны инвестиции "с нуля". Это обусловливается тем, что в период функционирования ТНК первого и второго поколений основным конку­рентным преимуществом являлось наличие физических производственных мощностей в различных странах. К тому же рассматриваемый период ха­рактеризуется скорее нарождением новых ТНК и постепенным вовлечени­ем местных фирм в международное производство, что повлекло за собой волны слияний и поглощений, а также образование большого числа стра­тегических альянсов.

В 60-е годы все более заметную роль стали играть ТНК третьего поко­ления, деятельность которых основывалась на широком использовании достижений научно-технической революции. В качестве организационно-экономической формы этих ТНК выступали уже концерны и конгломе­раты. В 60-80-е годы в деятельности ТНК третьего поколения происходи­ло органичное соединение элементов национального и зарубежного про­изводств: реализации товаров, управления и организации работы персо­нала, научно-исследовательских работ, маркетинга и послепродажного об­служивания. Основные элементы воспроизводственного процесса перево­дились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений научно-технической революции в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, создали экономические предпосылки появления междуна­родного производства с единым рыночным и информационным простран­ством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно-техничес­ких услуг. В связи с ожесточением борьбы за рынки сбыта ТНК третьего поколения всячески стремились к получению преимуществ в ценовой конку­ренции, что обусловило широкое использование трансплантантов в каче­стве главенствующей формы ПИИ. Сборочные производства в принимаю­щих странах помогали ТНК обойти импортные пошлины этих стран.

Постепенно появлялись и в начале 80-х годов утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются:

1. Планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе.

2. Дележ мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК.

3. Координация действий сети своих филиалов на основе новых сетевых информационных технологий, гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность и гибкость всей организационной структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита.

4. Интеграция своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрирована с другими сетями ТНК.

5. Осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых размещен бизнес ТНК.

Сейчас можно говорить о возникновении и развитии ТНК пятого поколения. ТНК пятого поколения отличаются от предшественников усилившейся экономической мощью и участием в мировой экономике в качестве не зависимого от национальных государств субъекта.

ТНК и организационные формы Институциональной основой большин­ства крупных ТНК является холдинговая система, основанная на контроле голов­ной компании над дочерними. Контроль может осуществляться как через права собственности, так и через договорные обязательства по отношению к материнской компании.

В последние годы наряду с холдингами бурно развиваются и другие организационные формы ТНК, основанные на совместном предпринимательстве с компаниями принимающих стран, стратегических альянсах с другими ТНК и контрактном праве.

Одной из важных характерных особенностей современной организации ТНК является их способность гибко переносить свой центр управления и штаб-квартиру из одного узла корпоративной сети в другой, легко меняя основную страну "прописки" с целью получения налоговых и других выгод. Это ведет к соревнованию между государствами за привлечение к себе ТНК путем предоставления им наилучших условий и налоговых льгот. Сейчас распространены две основные модели налогообложения ТНК: американская, при которой местом пребывания корпорации считается страна, где она зарегистрирована, и модель ОЭСР, в которой место пребывания определяется по расположению фактического управления корпорацией. В современном мире передовые государства, в которых в основном размещены штаб-квартиры ТНК, находятся в состоянии непрерывной конкурентной борьбы законов и условий для "перетаскивания к себе свободно перемещающегося транснационального капитала. Например, США позволяют своим корпорациям независимо от места их нахождения пользоваться преимуществами американского законодательства о юридических лицах.

Поскольку в настоящее время превалирует сетевая система организации, терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком компьютерных сетевых технологий, своеобразные "порты", открытые для подсоединения к корпоративной сети взаимосвязей новых элементов через механизмы межфирменных транснациональных стратегических альянсов (ТСА). Благодаря этим механизмам все менее четкими становятся границы компаний и промышленных групп, все чаще приобретающих форму "созвездий", включающих связанные между собой, но до известной степени независимые компании различных размеров и отраслей.

Быстрое увеличение ТСА - один из самых существенных феноменов изменения среды, в которой действуют предприятия в текущем десятилетии. Межфирменное сотрудничество образно можно сравнить со своего рода "романом" между фирмами, эволюционно проходящим все этапы от "встречи" до "семейной жизни". Профессор Гарвардской школы бизнеса Р. Кантер выделяет пять основных этапов и форм интеграции, встречающихся в стратегических альянсах:

1) "стратегическая интеграция" с постоянным контактом высшего руководства партнеров для решения стратегических вопросов;

2) "практическая интеграция", основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам совместной деятельности;

3) "оперативная интеграция", обеспечивающая взаимный доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресурсам;

4)"межличностная интеграция";

5)"культурная интеграция", предполагающая взаимное стремление
находить пути для преодоления различий в традициях, языке и т.д.

Для американских корпораций соотношение различных форм ТСА и создания филиалов со 100%-ным владением уже в 80-х годах составляло 4: 1 и продолжает увеличиваться.

К основным технологическим факторам, способствующим расширению межфирменного сотрудничества, относятся: распределение риска, связанного с разработкой и использованием новых технологий; стремление опередить конкурента в коммерческом использовании результатов НИОКР; предотвращение трудностей, связанных с различиями в национальных патентных законодательствах; преодоление трудностей, связанных с лицензией на продажу товара за границей; стремление окупить затраты на проведение дорогостоящих НИОКР; необходимость преодоления протекционистских барьеров; стремление интегрировать отдельные изобретения в рамках новых систем производственного или потребительского назначения; создание единых стандартов и норм на более ранних стадиях разработки процессов или продукта, чтобы избежать необходимость их согласования на более поздних стадиях, что требует дополнительных ресурсов.

Как видно из этого перечня, большинство факторов, стимулирующих стратегические альянсы, относятся к сфере организации и использования результатов НИОКР. Об этой же тенденции свидетельствует и статистика. Число соглашений, связанных с НИОКР и передачей технологии, возрастало большими темпами и уже в начале 90-х годов достигло более половины всех соглашений, в то время как 10 лет назад оно составляло менее 30%. Это вполне естественно в эпоху, когда инновации стали основным конкурентным преимуществом фирм.

Традиционная модель поведения ТНК, при которой инновационные продукты создавались в основном в стране происхождения, а затем экспортировались в зарубежные филиалы, уступает место более рациональному территориальному размещению исследовательских работ с переносом части разработок в страны с лучшими условиями проведения работ данного вида или с дешевыми и достаточно квалифицированными кадрами. В Белой книге Агентства по науке и технологиям Японии отмечается, что за последние 5 лет японские компании открывают свои зарубежные лаборатории примерно один раз в неделю. Всего за рубежом на начало 90-х годов действовали 276 японских исследовательских центра, половина из которых - в США и 1/3 - в Западной Европе.

В последние годы наряду с традиционным вывозом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более практикуют экспорт организационных технологий, ноу-хау и целых фрагментов развившихся в других странах пребывания корпораций или зародившихся и сложившихся в недрах самой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления. Постепенно руководители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социально-культурных институтов, и для обеспечения их непрерывного и успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные модули в принимающие страны.

Пришло время более адекватной оценки вклада общей культуры и идеологии в практические экономические успехи стран и отдельных компаний. При достаточно глубоком рассмотрении оказывается, что внешне совершенно интернациональные естественные науки, инженерия и бизнес тысячами нитей связаны с культурой нации, традицией, религией и господствующей идеологией.

В последние годы в мировой практике получили развитие так называе­мые транснациональные оболочные или пустотелые фирмы (hollow firms), спецификой которых является передача на контрактной основе части пред­приним­ательских функций, прежде всего производственных, сторонним подрядчикам из различных стран. Возникли они в таких отраслях, которые производят потребительские товары: игрушки, одежду, обувь, спортивные из­делия и др. Эти фирмы обладают уже известной торговой маркой и опреде­ляют, какой товар нужно производить конкретному предприятию, как и кому его продавать, т.е. берут на себя все отношения с рынком фирмы-производителя.

Головная компания оставляет за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его окончательному потребителю. Речь идет о продвижении товара под своей торговой маркой, не занимаясь его производством, Например, крупнейший мировой производитель спортивной обуви Nike Inc. (США) с момента своего создания в 1964 г. передает производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран. Компания осуществляет исследовательскую, дизайнерскую и маркетинговую деятельность, инвестирует значительную часть своей прибыли на НИОКР и рекламу, а не в основной капитал. Компания Esprit de Corp. (США) занимается бизнесом в сфере производства и реализации одежды на контрактной основе более чем с 150 фабриками, разбросанными по всему миру.

Эта форма интеграции также используется при организации производства и сбыта персональных компьютеров. Фирма Emercson Radio Corh., производящая телевизоры, сосредоточила разработку дизайна, технической спецификации своей продукции и продвижение ее на рынок, а производство осуществляется азиатскими субподрядчиками. Комплектующие покупаются через свои офисы в других странах. Причем компания успешно конкурирует с такими известными вертикально интегрированными фирмами, как Sony и Samsung.

Определение ТНК. До сих пор не существует единого, общепринятого понятия ТНК. Сохраняется терминологическая пестрота самого понятия как в рус­скоязычной, гак и в зарубежной литературе. Встречаются в самых раз­личных вариантах комбинации существительных — корпорация, ком­пания, предприятие, фирма в сочетании с прилагательными — транс­национальная, многонациональная, интернациональная, глобальная. Подобная терминологическая пестрота естественна и закономерна, поскольку попытки найти адекватное определение отражают те новые функции, которые в сфере международных экономических отношений осуществляют эти монополии.

Традиционная трактовка международной монополии исходила из принципа объединения в рамках данной частномонополистической группировки капитала стран разного национального происхождения. Во-вторых, международный характер деятельности касался преимуще­ственно области сбыта. Классическим примером международных мо­нополий первого типа, функционирующих еще с конца XIX в., являют­ся англо-голландские «Ройял-Датч Шелл» и «Юнилевер».

Однако в дальнейшем преимущественный характер международ­ной монополии изменился. На первое место вышли международные монополии — производственные предприятия, связанные чаще всего единым технологическим циклом, но расположенные в разных стра­нах. Можно согласиться с той группой экономистов, которая считает, что отличительной чертой современных монополий является между­народный характер деятельности не по признаку происхождения капи­тала, а по району деятельности. На первое место выступает вопрос не откуда, из каких стран капитал поступает, но куда он устремляется, где оперирует, Такой акцент оправдывается тем, что подавляющее большинство современных международных монополий представляет собой капитал только одной страны, а вовсе не многонациональный, хотя он и осуществляет производство на многонациональной основе.

Транснациональные тресты и концерны национальны по капи­талу и международны по сфере деятельности. Частица «транс» под­черкивает это качество — пересечение границ потоками товара и ка­питала. Компании не утрачивают при этом своего национального ха­рактера. В последние годы было сформировано всего несколько крупных, действительно межнациональных компаний, например, швед­ско-швейцарский «АББ - АСЕА - Броун Бовери». Создание таких мо­нополий затрудняется до сих пор отсутствием юридического статуса наднациональной компании. В результате при так называемых «слия­ниях через границы» компаний примерно одинакового экономическо­го потенциала постоянно возникает проблема, по законодательным нормам какой страны эта новая компания будет функционировать. Избиралось, как правило, законодательство одной из участвующих стран.

В настоящее время в рамках Европейского союза завершена ра­бота по выработке и принятию статуса европейской компании. Фор­мируется единое право в рамках союза. Наднациональная судебная инстанция должна наблюдать за единообразным применением и тол­кованием устава компании, идентичного во всех странах. Независимо от того, в каком из государств - членов союза такая компания учреж­дается, она приобретает статус юридического лица во всех странах-участницах.

Однако до сих пор наиболее распространенной формой остают­ся все те же транснациональные корпорации. Вместе с тем официаль­ный, признанный международным сообществом критерий ТНК необ­ходим как для юридических документов, так и для статистического подсчета. Особенно актуальной проблема определения понятия ТНК была в период работы Комиссии ООН по транснациональным корпо­рациям над кодексом поведения ТНК. Формулировка этого определе­ния затрагивала интересы целых групп государств, опасавшихся при­менения международных санкций к «своим» ТНК. Принятие слишком широкого понятия маскировало бы имевшую в то время наибольшее значение главную особенность ТНК — доминирующую роль в «об­щей массе» играют мощные компании, имеющие возможность оказы­вать экономическое и политическое давление на страны, куда они вкла­дывают капитал. Всемирно известная ТНК — «Интернэшнл Телефоун энд Телеграф» — настолько явно была замешана в смене неугодного ей политического режима в Чили, что эту ее деятельность был вынуж­ден осудить конгресс США. Пример ИТТ до сих пор является хрестоматийным для западных учебников по международным отношениям и международному бизнесу. Довольно напряженным становятся также время от времени отношения между ТНК развитых стран и прави­тельствами стран базирования, особенно малых, где трансграничные перемещения активов в рамках ТНК могут вызвать осложнения с заня­тостью и платежным балансом.

Попытки выработать всеобъемлющее, всеми принятое понятие ТНК обречены на провал, поскольку, как видно будет из дальнейшего изложения, организационная структура международных корпораций постоянно меняется по мере изменения характера международных эко­номических отношений. Таким образом, выглядел, например, компро­миссный проект определения ТНК в комиссии ООН по транснацио­нальным корпорациям:

- ТНК — это компания, включающая в себя единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятель­ности;

- оперирующая в рамках системы принятия решений, позволя­ющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стра­тегию через один или более руководящий центр;

- в которой отдельные единицы связаны между собой посред­ством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность дру­гих и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с други­ми.

За основу определения понятия ТНК был выбран, таким обра­зом, критерий числа стран оперирования — всего две. Хотя были вари­анты — как минимум три страны. Однако такой подход является сугу­бо формальным. С точки зрения управления компанией проблемы од­ного порядка возникают, как только она начинает вести деятельность хотя бы в двух странах — трудности совмещения деловых культур, де­ловые и бизнес-риски и т.п. Чем больше число стран, на которые рас­пространяется деятельность компании, тем более сложными могут ста­новиться эти проблемы, но существо их от этого не меняется. Практи­ческими проблемами этого плана занимается наука «интернэшнл биз­нес». Остальная часть многословного и невнятного определения — попытка зафиксировать особенности функционирования ТНК в конк­ретных условиях начала 80-х годов. Зафиксировать особенности ТНК раз и навсегда в развернутом определении — неблагодарная задача, от решения которой, на наш взгляд, следует отказаться. По сути дела, в настоящее время все сколько-нибудь крупные компании являются международными, поскольку ввиду все большей либерализации международных отношений и открытости рынков удержать позиции даже на внутреннем рынке страны базирования можно лишь с использова­нием преимуществ международного разделения труда. Предлагавший­ся рядом ученых критерий — доля иностранных операций в доходах или продажах фирмы (предлагали 25 %) — также слишком формален. Например, доля зарубежных продаж в общем объеме продаж амери­канского гиганта Дженерал Электрик в 1992 г., занимавшего десятое место в списке крупнейших по размерам активов ТНК мира, составля­ла менее 15 %, а доля иностранных активов — 12,5 %. Тем не менее принадлежность Дженерал Электрик к корпусу ТНК сомнений ни у кого не вызывает. Чисто эмпирическим путем многие ученые сходятся во мнении на том, что нижнюю границу ТНК следовало бы определить не менее чем 100 млн. долл. США годового объема продаж. Однако и этот критерий не менее формален и также зависит от тех целей, с которыми он вырабатывается: для того чтобы вступить в конфликт с государ­ством, действительно нужно обладать соответствующей мощью. В док­ладе ООН за 1988 г. выделялось 600 крупнейших ТНК капиталистичес­кого мира с оборотом свыше 1 млн. долл. США каждая, генерировав­ших 1/5 общемировой добавленной стоимости промышленности, при­чем только на 69 компаний из этого списка приходилась половина общего объема продаж.

Наиболее важными представляются следствия деятельности ТНК для трансформации мировой экономики. В настоящее время крупней­шие ТНК капиталистического мира принимают глобальный характер. Создав сеть своих филиалов в различных районах земного шара, они приступили к перераспределению международного разделения труда в рамках корпораций, накладывая его на традиционно существовавшие связи между странами, трансформируя, а нередко и деформируя их.

Не претендуя на полноту охвата характеристики ТНК, можно было бы определить следующие особенности, выделяющие их из об­щей массы предприятий, оперирующих на внешних рынках:

- отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутри­фирменного планирования, а также операции по снабжению и сбыту, под централизованным частным контролем;

- использование международного единичного разделения тру­да в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий в разных странах мира, обменивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам (вид цены, используемый при обмене товарами в рамках МНК и ТНК и предприятий, для расчетов между их подразделениями, расположенными в разных странах);

- раздел рынков между филиалами и их централизованное тех­нологическое обеспечение.

Официально в докладах ЮНКТАД по мировым инвестициям в настоящее время используется следующее определение ТНК:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.