Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения старой и новой парадигмы управления




ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

И МИКРОЭКОНОМИКОЙ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МАКРО_

На рубеже веков — в конце XIX и начале XX — в России и Японии шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления подобно тому, как это протекало в развитых странах Европы и США.

В конце 20-х и начале 30-х годов XX в. управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизованно. Функции стратегического управления сосредоточивались на уровне наркоматов (министерств) и высшего руководства страны. Предприятия и организации играли роль производственных подразделений. Лишь после ликвидации командно-административной системы сотни тысяч предприятий стали самостоятельными организациями.

В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20-е, 30–50-е, 60–70-е и 80-е годы XX в.

 

 

Таблица 2.2

Старая парадигма Новая парадигма
1. Предприятие — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая как единство факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих производительности труда как главная задача менеджмента 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной
4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями (когнитариат), условия для реализации их потенциала  
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию и стиль руководства  

 

Самым плодотворным был первый период, когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная. Среди представителей первого этапа можно назвать А.А.Богданова-Малиновского

(1873–1920) с концепцией организационного управления; О.Е.Ерманского (1866–1941) с концепцией «физиологического оптимума»; А.К.Гастева (1882–1941) с концепцией узкой базы; Е.Ф.Розмировича (1886–1953) с «производственной трактовкой» управленческих процессов. Все они представляли организационно-техническую концепцию, в которой производственный процесс воспринимался больше как чисто технический, состоящий из совокупности распорядительных, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий. К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести теорию «организационной деятельности» П.М.Керженцева-Лебедева (1881–1940), который выделял в научной организации труда три объекта: труд, производство и управление, считая последний компонент самым главным.

Другим представителем теории социального управления являлся Н.А.Витке (даты жизни неизвестны), четко разграничивавший в своей «социально-трудовой концепции управления производством» управление вещами и людьми, концентрируясь на последнем. Н.А.Витке считал, что управление представляет собой процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются.

Еще одним представителем концепции социальных отношений являлся Ф.Р.Дунаевский (1887–1960) с теорией «административной емкости»: под этим понятием исследователь понимал способность управляющих руководить определенным количеством лиц, причем это количество лишь незначительно зависит от личных качеств управляющих.

Во второй период развития управленческой мысли в России каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х годах оказалось забытыми на долгие годы, кроме незначительной части, которая связана с организацией производственных процессов.

В это время в управлении утвердились отраслевой и народно-хозяйственный подходы.

Третий период был связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления предприятием и производством) и шире применяться экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем.

Четвертый период начался с 1980-х годов, продолжается в настоящее время. Он заключается в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.

Крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к

экономике рыночно-предпринимательского типа означает в то же время необходимость разработки новой парадигмы управления (табл.2.3).

В настоящее время при формировании управления в России целесообразно использовать четыре основных метода. Метод аналогии применяется при разработке на основе анализа передового опыта типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях. Экспертный метод, который основан на изучении организации, определении ее наиболее существенных особенностей, «узких мест» в работе аппарата и разработке рекомендаций на основе мнений экспертов, на обобщении результатов передовой практики в области организации управления. Метод структуризации целей, когда разрабатывается система целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. Структура, следовательно,

 

Таблица 2.3

Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования)
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов
2. Моноцентрическая система хозяйствования 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования
3. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий 3. Управление деятельностью предприятий государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними 4. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых социально ориентированных систем  

 

базируется на основе системного подхода, анализа и обоснования вариантов ее построения и функционирования.

Актуален также метод организационного моделирования, в рамках которого осуществляется разработка формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации с тем, чтобы на основе четко сформулированных критериев оценить степень рациональности разных вариантов организационных решений.

 

Контрольные вопросы

1. Какие этапы можно выделить в эволюции менеджмента?

2. Какова роль школы научного управления в эволюции теории и практики управления?

3. Каковы основные положения системы научного управления, сформулированные Тейлором?

4. Какие цели управленческого труда сформулированы классической, или административной, школой в управлении?

5. Назовите основные принципы управления организацией, по Файолю, по Эмерсону.

6. Дайте общую характеристику школы человеческих отношений.

7. Охарактеризуйте школу поведенческих наук.

8. Что лежит в основе количественного подхода в науке об управлении? В чем преимущества и недостатки количественного подхода?

9. Чем характеризуется процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте?

10. Раскройте суть и содержание новой управленческой парадигмы, ее отличие от старой. В чем сущность современных подходов к управлению?

11. Назовите наиболее ярких представителей управленческой мысли в России. Какие мысли ими высказывались?

12. Раскройте сущность старой и новой парадигм управления в России.

 

 

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.