Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые формы предприятия СМИ

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой деятельности (печатное или электронное СМИ), наличием денежных средств, достоинствами тех или иных форм предприятий и состоянием рынка.

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями – с другой. Существуют индивидуальные, коллективные и корпоративные формы предпринимательства. Индивидуальные формы без образования формы юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние. Такая форма не практикуется в массмедиа.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению организационно-правовых форм предприятия СМИ, необходимо остановиться на проблемах собственности. От ответа на вопрос, кто владеет СМИ, зависят его финансовая база, величина редакционного коллектива и т.д.

Как правило, собственником является учредитель СМИ. Он утверждает редакционный устав и/или учредительный договор с редакцией, который регулирует все отношения между ними, в том числе и имущественные. Эти документы фактически определяют, кто является владельцем СМИ, его названия и редакционного имущества. В зависимости от того, кто выступает в роли учредителя, возможны различные варианты решения вопроса о собственности.

Учредительчастное лицо. Он предоставляет начальный капитал для подготовки, выпуска и распространения СМИ. Ему же принадлежит часть доходов и прибыли от реализации информационного продукта, публикации рекламы и др. – в соответствии с договором с редакцией. Учредитель может стать главным редактором и руководить созданным им редакционным коллективом. Если у него достаточно средств, он становится предпринимателем, владельцем СМИ и имущества редакции.

Коллективное учредительство. Несколько граждан объединяют свои средства и становятся соучредителями СМИ. В этом случае они подписывают учредительный договор (определяются паи уставного фонда — соотношение средств, которые вносит каждый из соучредителей; уточняются отношения соучредителей между собой и редакцией, представляемой главным редактором; право каждого из соучредителей выйти из дела и судьба его пая).

Учредительжурналистский коллектив СМИ. В этом случае коллектив и становится собственником СМИ, основных и оборотных средств редакции. В ее уставе определяются права и обязанности членов коллектива – не только в подготовке и выпуске издания, но и как его соучредителей и владельцев – в использовании доходов и прибыли.

Учредительтрудовой коллектив редакции. Реже встречаемая разновидность предыдущего варианта, при котором кроме журналистов, в состав учредителей включаются и технические сотрудники. Это позволяет уменьшить текучесть технических кадров в редакции, но возрастает их роль при обсуждений важнейших вопросов ее жизни, что не всегда способствует их оптимальному решению. Чаще всего в редакциях ограничивают количество соучредителей, включая в них лишь руководителей коллектива и журналистов, принимавших участие в основании СМИ.

Учредителькакой-либо государственный орган, ведомство, общественная организация – профсоюз, партия, политическое движение и т.д. При этом обычно используют два варианта учредительства. В первом из них учредителем становится структура, которая основывает СМИ и дотирует его, регулярно предоставляя финансовые средства. Учредитель утверждает устав и назначает главного редактора. Редакция при этом формально сохраняет самостоятельность своей профессиональной деятельности. Фактически же она полностью зависима от учредителя и выполняет все его требования.

Чаще используется второй вариант – в роли соучредителей выступают те органы или организации, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский коллектив. Это позволяет сохранить достаточную ее самостоятельность в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладельцем своего имущества, что фиксируется в ее уставе и договоре с другими соучредителями.

Отношения между учредителем СМИ и его редакцией зависят также от выбранной организационно-правовой формы. Деятельность медиа определяется Гражданским кодексом и Законом РФ «О средствах массовой информации». Гражданский кодекс устанавливает порядок образования и правоспособность юридических лиц как участников гражданского (хозяйственного) оборота, а закон о СМИ определяет правовое положение, взаимные права и обязанности субъектов публичных информационных правоотношений: учредителей, редакции, издателей, распространителей, должностных лиц, граждан и т.д.

Как правило, редакция является юридическим лицом, зарегистрированным в органах местной администрации. Это не совпадает с регистрацией СМИ в местном территориальном управлении Министерства связи и массовых коммуникаций.

Решение о выборе для редакции той или иной организационно-правовой формы юридического лица принимается собственником имущества редакции, исходя из конкретных обстоятельств ее создания и деятельности. Если СМИ имеет несколько соучредителей, то решение должно быть согласованным между ними, а также с коллективом журналистов – штатных сотрудников редакции, поскольку именно этот коллектив правомочен принимать устав редакции как юридического лица с последующим его утверждением учредителем (соучредителями) средства массовой информации. Таким образом, теоретически редакция СМИ может иметь два устава – устав юридического лица и устав редакции как субъекта публичных информационных отношений, если собственник имущества редакции не пожелает согласовывать свое решение о выборе организационно-правовой формы. Однако оптимальный вариант – когда в одном документе удается совместить требования, предъявляемые и Гражданским кодексом, и Законом о СМИ.

Юридическим лицом, говорится в Гражданском кодексе, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Массмедиа могут быть и коммерческими, и некоммерческими организациями, но в обоих случаях должны быть юридическими лицами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица – некоммерческие организации – могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Как юридическое лицо редакция регистрируется в какой-либо форме хозяйственного общества, каждая из которых имеет свои особенности.

Редакцияобщество с ограниченной ответственностью (ООО) – учреждается одним или несколькими лицами. Его начальный (уставный) капитал делится на доли — паи. Учредители редакции ООО не отвечают по его обязательствам. Они лишь рискуют утратить свои доли в результате неудачной хозяйственной деятельности редакции. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав редакции. Если ООО учреждается одним лицом, то учредительным документом является устав. Высший орган редакции, если ООО учреждено более чем двумя лицами, – общее собрание учредителей. Руководство деятельностью редакции может быть коллегиальным (редколлегия, директорат) или единоличным (главный редактор, директор).

Редакцияакционерное общество (АО). Его уставный фонд делится на определенное количество долей, обозначаемых ценными бумагами – акциями равной стоимости. Собственники акций не отвечают по обязательствам редакции. Они рискуют только потерять в результате ее неудачной деятельности свои средства, потраченные на покупку акций.

Различие между ООО и АО состоит в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором – объединяется прежде всего капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.

АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), которые объединяют свой капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции. АО является юридическим лицом; несет имущественную ответственность перед кредиторами; располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров; владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).

Предприятия акционерного типа получают следующие преимущества: способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций; ограничение ответственности партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе; снижение предпринимательского риска; облегчение перехода капитальных средств из отрасли в отрасль.

АО функционирует обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций. Появление дополнительных владельцев акций оговаривается уставом.

Уставный капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. Общество несет ответственность перед кредиторами не только на величину уставного капитала, но и на стоимость всего имущества.

Уставный фонд в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного десяти, с одинаковой номинальной стоимостью. Закон об акционерных обществах определяет минимальный размер уставного капитала: для открытых обществ – не менее 1000-кратной, а для закрытых – не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Реальная стоимость имущества (чистые активы) действующего общества может не совпадать с размером его уставного капитала. При эффективной деятельности она превосходит уставный капитал, и порой во много раз, что дает обществу возможность (но не создает обязанности) увеличить его размер. Если деятельность общества убыточна, то стоимость чистых активов может оказаться ниже размера уставного капитала. В этом случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов оказывается ниже предусмотренного законом минимального уровня уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

АО бывают двух типов: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО или АОЗТ). Открытым является редакция, которая имеет право выпускать акции, продавать и проводить подписку на них, увеличивая таким образом свой капитал, без согласия остальных акционеров. Если редакция не имеет этого права, то она является закрытым акционерным обществом. Акции распределяются только среди учредителей или другого заранее определенного круга лиц, например штатных работников редакции. Количество акционеров ЗАО не должно превышать 50, и они имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества.

Учредительным документом редакции – акционерного общества – является только его устав. Высший орган управления АО – общее собрание акционеров. Текущее руководство деятельностью редакции осуществляет исполнительный орган – коллегиальный (правление, редакторат) или единоличный (генеральный директор, президент – главный редактор). Создается также контрольный орган – Совет директоров (наблюдательный совет). Большинство редакций крупных СМИ выбирают организационно-правовую форму закрытого акционерного общества.

Основной документ, подтверждающий право собственности на имущество акционерного общества, – это акция (ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода – дивиденда из прибылей указанного общества). Акции могут быть различных видов: именные, на предъявителя, простые и привилегированные.

Привилегированные акции отличаются от простых заранее установленной суммой дохода на акцию, независимо от результатов работы АО, и первоочередностью выплат возвратных сумм при его ликвидации. Главный недостаток этих акций в том, что они не дают права голоса на общем собрании акционеров.

Кроме перечисленных организационно-правовых форм редакция может действовать как государственное (муниципальное) унитарное предприятие. Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Его учредителями является государство (субъект федерации) или муниципальное образование. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

 

Демина И.Н. Экономика предприятия средств массовой информации. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. С. 39-78.

См. подробнее об этом: Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 166-201.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпринимательство в сфере средств массовой информации | Лекция 6. Формы финансирования СМИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.