Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Формы финансирования СМИ

Финансы – это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Финансы любого предприятия, в том числе и СМИ, выполняют распределительную (стимулирующую) и контрольную функции. Распределительная функция финансов заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии. Выполняя распределительную функцию, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное распределение денежных средств оказывает стимулирующее воздействие на улучшение работы предприятия.

Контрольная функция финансов основывается на их способности количественно отображать ход воспроизводственного процесса. В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:

– самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности;

– самофинансирование;

– заинтересованность в результатах работы;

– ответственность за эти результаты;

– образование финансовых резервов;

– разделение средств на собственные и заемные;

– первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

– финансовый контроль за деятельностью предприятия.

Содержание финансов предприятия составляют группы денежных отношений с инвесторами, учредителями, акционерами, другими предприятиями, потребителями продукции, банковской системой, государством и др. Для организации, планирования и стимулирования использования финансовых ресурсов необходим финансовый механизм, который включает пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы – это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Эти способы в основном связаны с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств. Таким образом, происходит воздействие на рыночные отношения с помощью коммерческого расчета. Коммерческий расчет – это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде – получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут измениться, например когда речь идет о выживании фирмы. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые рычаги – это приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма – это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и др.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма — это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках и т.д. Владение информацией помогает определять ситуацию на рынках.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

И.Н. Демина в книге «Экономика предприятия средств массовой информации» достаточно подробно освещает особенности финансирования СМИ. Эффективное распоряжение финансовыми ресурсами, создание финансовой базы СМИ достаточно подробно освещает особенности финансирования СМИ. Эффективное распоряжение финансовыми ресурсами, создание финансовой базы СМИ – основная цель финансовой политики редакции или компании. Финансовую политику редакции определяет учредитель, который нередко является его владельцем и главным редактором. За ее реализацию отвечает финансовый менеджер редакции, который работает под руководством и контролем главного редактора. Он непрерывно следит за состоянием финансовой базы, балансом доходов и расходов редакции, согласованностью движения ее материальных и финансовых ресурсов.

Формирование финансовых ресурсов редакции осуществляется за счет целого ряда источников. На основе права собственности различают две крупные группы источников: собственные и чужие денежные средства.

В первую очередь к собственным источникам относится уставный фонд (уставный капитал) редакции или компании. Уставный фонд – это совокупность вкладов (в их денежном выражении) учредителей или владельцев канала, программы в имущество редакции. В состав уставного фонда включаются основные и оборотные фонды, денежные средства, нематериальные и финансовые активы. Учредители определяют размеры своих вкладов в уставный фонд и свои взаимоотношения в учредительных документах, каковыми являются, как известно, учредительный договор и устав редакции. В акционерном обществе в момент его учреждения уставный капитал состоит из оговоренного количества обыкновенных акций одинаковой стоимости. По решению общего собрания акционеров он может быть увеличен или уменьшен.

Следующим источником собственных финансовых ресурсов является прибыль, получаемая в результате редакционной и внередакционной деятельности.

Дотации – еще один источник собственных финансовых средств. Дотация – это финансовая поддержка периодического издания государственной или общественной организацией. Дотируемая редакция, компания могут с ее помощью гарантированно покрывать часть своих расходов.

Спонсирование как финансовый источник отличается от дотирования тем, что является нерегулярным или даже одноразовым финансовым источником. Помощь спонсора дает редакции или компании возможность в течение какого-то времени компенсировать убытки, свести без дефицита ее баланс, реализовать проект, обещающий прибыль. Спонсор может помочь редакции и без непосредственной передачи ей финансовых средств, предоставляя ей рекламу и щедро оплачивая все или передавая ей новейшие технические средства, исполъзуя которые она сможет преобразовать свою программу и повысить его конкурентоспособность.

Необходимо иметь в виду, что спонсорство редко имеет характер бескорыстного меценатства. Оказывая редакции или компании помощь, спонсор обычно рассчитывает на ответные действия или, наоборот, бездействие редакции. Таким образом, часто это лишь возможность влиять на характер и направленность деятельности СМИ.

Дотирование, спонсорство и льготы – те механизмы, «костыли», с помощью которых выживает множество СМИ, при других условиях не имеющих шансов на выживание. Необходимо различать средства массовой информации, которые не имеют права на существование в рыночных условиях, так как информационный продукт, производимый ими, не удовлетворяет потребности аудитории, и СМИ (прежде всего для детей, пенсионеров и других групп населения), которые производят социально значимый информационный продукт, но по определению не могут быть рентабельными. Именно второй группе и необходимо прежде всего передавать дотации. Иными словами, для нормального развития рынка средств массовой информации необходимо снять с «дотационной иглы» многие масс-медиа, а оставшиеся дотации должны быть предельно адресными.

Другие источники финансирования – чужие (заемные) средства. В первую очередь к ним относятся банковские кредиты. Долгое время считалось, что банковские кредиты дают заемщику лишь временное облегчение, после которого ситуация нередко приобретает еще более острый характер. На самом деле кредитование – весьма актуальное средство для пополнения средств предприятия СМИ. Особенно выгодно за счет заемных средств кредитование проектов. Кредитные ресурсы в ряде случаев дешевле денег спонсоров. Кредитование, таким образом, взаимовыгодно и для редакции, и для банков.

Для редакций выгода эта проявляется в том, что между банком и ею не возникает никаких взаимоотношений, кроме денежных, разумеется, при условии своевременного возврата кредита. Для банков это также чрезвычайно выгодная операция. Структура бизнеса СМИ такова, что они являются весьма привлекательными клиентами для банков. Привлекательность эта возникает по многим причинам, но прежде всего потому, что практически любой кредит может иметь залоговое обеспечение.

Залогом может выступать не только материально-техническая база СМИ, но и часть уставного капитала, и рекламное время. Для банков кредитование клиентов – это такой же бизнес, каким для СМИ является продажа рекламы. Существует несколько ключевых показателей, которые рассматриваются любыми банками:

– опыт менеджмента редакции, компании, в том числе и опыт работы с кредитными ресурсами;

– ее реальный оборот за один или несколько последних кварталов;

– реальный объем ее собственных средств.

Обязателен бизнес-план компании. Банки не будут советовать, как правильнее, грамотнее, с наибольшей отдачей израсходовать испрашиваемые денежные средства, не будут контролировать расходы фирмы – их интересует исключительно бизнес-план фирмы. Даже если банк не требует такого документа, это не значит, что его не надо составлять. Бизнес-план для компании – практическое руководство к действию, и от того, насколько грамотно он составлен и насколько четко выполняется, зависит эффективность использования кредита.

Наконец, важен срок, на который следует брать кредит. Скорее всего, банк, обслуживающий компанию, не сможет дать коммерческий кредит более чем на полгода. При работе с уполномоченным банком фирма (при выполнении ряда условий) может получить кредит на год и более.

При всех выгодах редакции крайне редко прибегают к банковскому кредитованию. Причинами этого являются отсутствие практического опыта работы с кредитами и отсутствие специалистов подобного профиля.

 

Демина И.Н. Экономика предприятия средств массовой информации. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-правовые формы предприятия СМИ | Лекция 7. Трудовые ресурсы предприятия СМИ. Журналист в информационном производстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.