Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Трудовые ресурсы предприятия СМИ. Журналист в информационном производстве

Для производства информационного продукта кроме материальных ресурсов требуются и трудовые, имеющие, пожалуй, наибольшее значение в выпуске конкурентоспособного продукта СМИ, пишет И.Н. Демина в своей книге «Экономика предприятия средств массовой информации» (Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001). Это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых в редакции и входящих в его списочный состав. Они состоят из работников творческих профессий, технического персонала и работников, занятых коммерческой деятельностью медиа.

Кадровый состав, или персонал редакции имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики. Количественные характеристики измеряются такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Качественные характеристики определяются степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ. Профессионально-квалификационная структура кадров складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностъю – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Все студенты, получающие высшее образование на факультетах журналистики, приобретают одну профессию. Затем журналисты овладевают той или иной специальностью (специализация) в рамках своей профессии.

Профессионально-квалификационная структура работников предприятия находит отражение в штатном расписании – документе, ежегодно утверждаемом руководителем предприятия (владельцем или менеджером) и представляющем собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей сотрудников с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада.

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризуется производительностью труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Различают факторы изменения производительности труда и резервы ее роста. Под факторами изменения понимаются изменения технического уровня производства, объема и структуры производства. Резервы роста производительности труда обычно носят внутриредакционный характер и обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием оборудования и творческого потенциала работников редакции, а также сокращением потерь рабочего времени.

На каждом предприятии, а особенно в массмедиа необходима разумная кадровая политика, включающая в себя:

– планирование, наем и размещение кадров;

– обучение, подготовку и переподготовку работников;

– продвижение по службе и организацию карьеры;

– условия найма, труда и его оплаты;

– обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в коллективе.

Кадровую политику определяет высшее руководство (владелец, главный редактор, топ-менеджер). Наем квалифицированных журналистов часто оказывается дорогостоящей задачей, что объясняется дефицитом специализированных кадров. Из экономической теории известно, что при увеличении спроса на любой товар (а квалифицированные журналисты также являются товаром) без соответствующего изменения предложения растет и цена на этот товар. Ценой журналиста является его заработная плата. Именно поэтому известные, пользующиеся особой репутацией журналисты так дорого «стоят».

Рациональная организация найма работников предусматривает такие процедуры, как анализ и описание работы, а также требования к ее исполнителю. Эти сведения можно привести в должностной инструкции. Должностные инструкции полезно иметь на все должности, существующие в редакции. На базе описания работы определяются требования к работникам, выполняющим эту работу: уровень образования; физические возможности, включая возраст; опыт работы; способности и склонности к выполнению данной работы; интересы, инициатива и энергичность. Обычно уже в процессе получения образования в вузе студенты оказываются востребованными средствами массовой информациии, проходят там практику и в дальнейшем там же устраиваются на работу. Особенностью СМИ является то, что им нецелесообразно искать журналистов на биржах труда или в агентствах по трудоустройству, так как квалифицированные журналисты не являются их клиентами.

Мотивация труда – одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. Под стимулом обычно подразумевается материальная награда определенной формы, например заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желанием, влечением, ориентацией, внутренней установкой и др. Кроме заработной платы работники получают вознаграждения, к которым относятся пенсии, пособия по нетрудоспособности, оплачиваемые отпуска, право пользования транспортом компании и другие дополнительные льготы, а также комиссионные (например, за привлечение рекламодателей), доля в прибыли фирмы и др.

Общий уровень оплаты труда на любом предприятии может зависеть от таких основных факторов, как результаты хозяйственной деятельности предприятия, уровень его прибыльности; кадровая политика предприятия; уровень безработицы в регионе, области, среди работников соответствующих специальностей; влияние профсоюзов, конкурентов и государства и др. В основу организации оплаты труда на многих отечественных предприятиях положены следующие основные принципы:

– осуществление оплаты в зависимости от количества и качества труда;

– дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия;

– превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.

Главным в организации оплаты труда непосредственно на предприятии являются следующие элементы: фонд оплаты труда, тарифная система, формы и системы заработной платы.

В средствах массовой информации существуют специфические формы оплаты труда сотрудников редакции. Штатным сотрудникам заработная плата выплачивается в соответствии со штатным расписанием и условиями трудового договора, внештатным – согласно трудовым соглашениям.

Традиционно оплата труда штатного журналиста в нашей стране производится на повременно-сдельной основе. Она состоит из двух частей: оклада в соответствии с занимаемой им должностью и условиями его договора с редактором, гонорара за его публикации. Размер должностных окладов сотрудников редакции определяется ее руководителями исходя из тарифной системы, финансовых возможностей и здравого смысла. В некоторых редакциях отказались от выплаты гонорара штатным сотрудникам. Журналисты получают только высокие должностные оклады.

В иных редакциях при найме сотрудников исходят из индивидуальных способностей и возможностей работников и устанавливают им индивидуальные оклады. Как правило, о размерах таких окладов знают только сами работники и их руководитель.

Труд журналиста носит комплексный характер, т.е. сочетает в себе несколько видов деятельности – литературную, содержащую собственное творчество журналиста (создание информационно-публицистических текстов), редакторскую (правка и доработка авторских текстов) и организаторскую, включающую в себя массовую работу с аудиторией, авторским активом. В отличие от труда писателя, который работает самостоятельно от начала до конца создания литературного произведения, деятельность журналиста носит двойственный характер. С одной стороны, он, подобно литератору или представителю другой творческой профессии, свободен в сборе материала, разработке темы, выборе художественных средств, т.е. он создает произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями. С другой стороны, его материал является лишь одним из элементов в общей системе телевизионного канала или программы, которые создаются коллективно, всей редакцией. И как элемент он должен быть подчинен целому – соответствовать общей идее, тематике, жанровым особенностям и иным характеристикам передачи. Поэтому при подготовке материала к публикации его коллективно дорабатывают в нужном направлении. Эти функции возлагаются на руководящую часть редакции.

При таком подходе к делу молодому журналисту, недавно пришедшему в редакцию, важно понять свою роль и место в общем процессе телевизионного производства, развивать способности наиболее оптимально сочетать личные творческие устремления с коллективными интересами редакции. Добровольное и сознательное самоограничение журналистом своих личных планов, согласование их с задачами коллектива, стоящими перед ним в данный момент, с теми целями, которые оправдывают эти ограничения, нисколько не ущемляют его творчество, а наоборот, приводят к гармонии в его отношениях с самим собой, с коллегами, коллективом в целом. Недостаточное же понимание и учет индивидуально-коллективного характера журналистского труда нередко приводят к тому, что новички обижаются, видя, как их работа подвергается правке, считают это посягательством на их творческую индивидуальность, вступают в конфликты, что сказывается на уровне социально-психологического климата отдела.

Такие же последствия имеет и несознательное отношение к производственно-творческому характеру журналистского труда. В отличие от того же писателя, художника, композитора, которые часто не ограничены во времени при создании своих произведений, журналист обязан создать материал в определенном объеме и в условленный, зачастую очень сжатый срок. Его деятельность строго подчинена производственному ритму выпуска передачи. В редакции, как и на любом предприятии, существуют производственные планы, с помощью которых регламентируется вся творческая работа журналиста.

Неумение отдельными сотрудниками редакции четко организовать свой труд, создать оптимальный режим работы приводит к тому, что у них не остается времени на творческую сторону деятельности – обдумывание свежих, оригинальных тем, поиск новых «поворотов» в известных темах, интересных форм подачи материалов и т.д. Их работа превращается в формальное выполнение работы. Постоянный дефицит времени толкает таких журналистов к использованию литературных штампов, поверхностному освещению проблем, многословию и пустословию. Это, конечно, не может устраивать творческую личность. Отсюда – жалобы определенной категории работников, неудовлетворенность своим трудом. Решить эту проблему, на наш взгляд, можно с помощью строгой организации собственного труда, а также с научной организацией работы редакции в целом.

Регулярный выпуск телепередачи, плановое производство информационной продукции ставят журналиста в условия непрерывного труда. Его рабочий день часто не нормирован. Обдумывание новых тем, проблем, деловые телефонные звонки продолжаются и дома, поскольку творческий процесс нельзя вогнать в распорядок рабочего дня редакции. Заканчивая готовить один материал, журналист в то же время продолжает собирать факты, беседовать со специалистами, читать литературу, осмысливать жизненные явления для следующего эфирного выступления, думать над темами дальнейших материалов, помогать внештатным авторам и т.д., причем нередко делает все это оперативно. Опытные журналисты говорят, что журналистика – это не профессия, это образ жизни, что в общем близко к истине – зачастую все рабочее и нерабочее время журналиста подчинено интересам редакции. Он постоянно испытывает психологическую нагрузку, которая не исчезает, а лишь возрастает или уменьшается в зависимости от ситуации, в которую попадает журналист, от степени сложности задания.

Неумение отдельных сотрудников работать оперативно и непрерывно (а это влечет за собой срыв редакционных заданий) вызывает соответствующую реакцию их коллег, определенное отношение к ним в коллективе. Чтобы улучшить социально-психологический климат редакции, сотрудников, которые не могут оперативно выполнять задания в силу индивидуальных особенностей, черт характера, следует, на наш взгляд, переводить на те участки работы редакции, где указанные качества не играют решающей роли.

Эмоциональное благополучие журналист испытывает, когда он чувствует, что его ценят в коллективе, доверяют ему выполнение важных редакционных заданий, внимательно относятся к его творческой индивидуальности. Однако завоевать авторитет в журналистском коллективе непросто, особенно новичку или выпускнику вуза. Быстрому вхождению сотрудника в коллектив помогает специализация. Суть ее состоит в том, что она позволяет каждому журналисту глубоко вникнуть в какую-то сферу общественной жизни – экономику, культуру, науку, международные отношения и т.д., детально изучить ее проблемы, стать специалистом в этом деле, компетентнее которого нет в редакции. Это создает профессиональную ценность сотрудника, повышает его личную ответственность за порученный участок работы, придает ему моральный вес в глазах коллег, чувство собственной необходимости коллективу, т.е. значительно повышает его оценку окружающими и его самооценку.

Журналистская специализация имеет несколько форм. Во-первых, это распределение между сотрудниками различных проблем, сфер общественной жизни, освещаемой коллективом. При этом важно учитывать тип образования и квалификации тех журналистов, которые пришли в редакцию из других сфер деятельности, и отводить тематику, близкую их профилю. Во-вторых, жанровая специализация. Одни сотрудники предпочитают создавать оперативные сюжет, телерепортажи, другие – телеочерки, третьи – проблемные аналитические материалы, телерасследования. Такое разделение труд позволяет вырастить в редакции талантливых репортеров, очеркистов, комментаторов и обозревателей.

Еще лучше студентам-журналистам начинать тематическую и жанровую специализацию не в редакции, а в университете, чтобы приходить в журналистский коллектив уже хорошим специалистом по конкретным вопросам общественной жизни. Предварительное знакомство редакционных коллективов со своими будущими сотрудниками, прохождение студентами производственных практик в этих редакциях, несомненно, помогут выпускникам в дальнейшей работе быстро найти себя, свое место в коллективе, предупредить конфликты, которые иногда случаются между опытными работниками и новичками, слабо знающими свои профессиональные роли.

Труд журналиста многофункционален. Как уже говорилось выше, он сочетает в себе различные виды деятельности – литературную, редакторскую, организаторскую работу. Доля каждой из них зависит от должности и круга обязанностей того или иного работника редакции. Руководство редакции – главный редактор, продюсер, его заместители, члены редколлегии – значительную часть своего рабочего времени посвящают организационной деятельности как внутри редакции, так и за ее пределами, редактированию материалов своих сотрудников. Меньше всего времени у них остается на собственное творчество. Рядовые же тележурналисты, наоборот, больше времени отдают репортерской работе. Именно они и их авторы заполняют эфир своими материалами. Однако и им приходится значительную часть рабочего времени тратить на различные организационные вопросы, связанные с выездом на место съемки, встречей с необходимыми людьми, у которых тоже много своих дел и визиты журналистов не всегда вписываются в их рабочий распорядок.

Работа журналиста отличается, как уже упоминалось выше, от работы писателя тем, что первый должен выполнить ее оперативно, за короткий, точно установленный срок и в точно обусловленном размере. Он не может ожидать, когда на него снизойдет вдохновение.

О работе тележурналиста обычно судят материалу, прошедшему в эфире. Однако он не дает полного представления о затраченном труде. Ведь до этого журналисту нужно выбрать тему своего будущего произведения, отобрать и осмыслить факты, найти соответствующую жанровую форму изложения, ее воплощение на экране. Практически его работа начинается с выбора объекта и предмета будущей публикации. По мнению Ю. Буданцева, этому помогает точное обозначение темы (общее определение предмета отражения), проблемы (общественный вопрос, разрешением которого является содержание произведения) и задачи (конкретная цель, связанная с одной из функций – информационной, объясняющей, оценивающей, побуждающей).

Выбор темы имеет решающее значение. Именно по ее актуальности, политической значимости оценивает зрительская аудитория и степень зрелости самого журналиста, и направление всей передачи. Важное условие успешного решения журналистом темы – степень его компетентности в данном вопросе. Журналист обязан подходить к выбору темы в соответствии с ее общезначимостью (а не только из личного интереса), профилем СМИ, потребностями аудитории, текущими политическими, экономическими и иными задачами.

Для начала творческого процесса каждого журналиста, подчеркивают авторы книги «Мастерство журналиста» (М., 1977), характерны две стадии работы: первая – овладение объектом (через его «опредмечивание»), вторая – овладение предметом (путем реализации его в содержании журналистского произведения). На первой стадии происходит предварительное знакомство с объектом действительности, сбор первичной информации на самом объекте, выяснение проблемных ситуаций, характерных для него в данный момент и определение наиболее актуальных и значимых из них. Предварительное знакомство с объектом происходит при помощи специальной литературы, справочников, различных изданий. Это позволяет журналисту не повторять в своем материале общеизвестные факты, выйти на новый уровень расследования проблемы, целенаправленно вести сбор первичной информации на объекте. Эту информацию журналист, как правило, получает от конкретных людей в процессе общения с ними. На характер беседы и объем получаемой информации оказывают влияние различные факторы, которые сотрудники редакции всегда должны учитывать и соответственно корректировать свои действия.

Исследователи выделяют следующие факторы:

психологические:

· несовпадение социальных характеристик беседующих – их социального статуса, ценностных ориентаций, социальной активности;

· несовпадение психологического состояния – в уровне развития интеллекта, в характере эмоций и чувств, в направлении волевых устремлений;

· несовпадение психобиологических свойств, а также их проявлений – разность темпераментов и характеров, разность манер;

· несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников.

Любой из этих «психологических барьеров» ведет к неконтактности собеседников, отсутствию свободного потока информации от одного к другому;

социально-психологические факторы, связанные с психологией поведения социальной группы, к которой принадлежит собеседник. Неосведомленность журналиста о психологическом состоянии данной группы ведет к невозможности взаимопонимания между ними;

этические факторы, которые возникают как следствие воздействия на личность общечеловеческих моральных норм: нежелание собеседника отвечать на те или иные вопросы по соображениям морального плана (например, раскрывать чужие секреты) или в соответствии с запретами профессиональной этики (врачебной, педагогической и т.д.); профессиональная этика журналиста (система запретов, ограничивающих набор средств и методов «добычи» информации).

После сбора определенного количества информации журналист получает достаточное представление о сложившихся проблемных ситуациях, что дает ему возможность остановиться на одной из них, наиболее актуальной в данное время.

Отбор фактов. Факт является документальной основой журналистики. Мастерство журналиста в значительной мере заключается в том, насколько он умеет убеждать фактами – отбирать их из текущей действительности, обобщать, анализировать, устанавливать их связь и взаимозависимость, выстраивать на их фундаменте свои рассуждения и идеи. Факт не может существовать вне контекста социальной действительности. Отбор фактов всегда идет с определенных позиций. Даже те СМИ, которые дают некомментированные новости, уже самим отбором информации выражают собственную позицию.

В процессе работы журналист идет от единичного факта к сумме фактов, взятых в их развитии, затем к системе фактов, а от них к явлению, раскрытию его сущности. Видеть за фактом явление – одно из важнейших профессиональных качеств журналиста.

Построение журналистского произведения. Факты отобраны, систематизированы. Теперь предстоит их предоставить аудитории. На помощь приходит сюжет – средство организации материала. Он отличается от художественного сюжета, поскольку средства массовой информации наделены иными социальными функциями и средствами отображения жизни общества. В журналистике сюжет – это логика развития мысли, система событий, история постановки и решения актуальной общественной проблемы в соответствии с социальной целью, конкретной идеологической задачей. Малые информационные жанры зачастую выстраиваются в зависимости от того, что организует собранный материал в единое целое – событие или проблема. Наиболее распространенный тип – событийный, в основе которого лежит конкретное завершенное событие (на нем строятся телерепортажи, телеочерки). С помощью проблемного сюжета раскрывается логика авторской мысли, убедительность аргументов и выводов (он характерен для аналитических жанров).

Силу и динамику повествованию придает конфликт в журналистском произведении, отражение противоречий в ходе общественного развития. Особенно значительна его роль в аналитических материалах – на основе конфликта часто выстраивается весь сюжет.

При создании материала важно соизмерять его составные части, починять главному второстепенное, добиваться, чтобы объем и значимость фактов соответствовали масштабам доказательств, выводов автора. Это достигается с помощью композиции. Композиционные приемы, обусловленные документальностью произведения, подразделяют на три группы. В первой построение отражает логику факта, события (информационные жанры), во второй – логику авторского исследования проблемы (аналитические жанры). Третья объединяет предыдущие приемы, обогащает их возможностями ассоциативного мышления (художественно-публицистические жанры).

Подготовленный журналистом материал должен соответствовать следующим коммуникативным характеристикам, предложенным Ю.П. Буданцевым:

· своевременность (соответствие социальной установке);

· доступность (степень усвоения материала аудиторией);

· этичность (гуманистическая оправданность включения в материал тех или иных смысловых элементов);

· полнота (степень представленности ситуации);

· представительность (общественная значимость материала);

· достоверность (истинность, адекватность отражения);

· новизна (неизвестные ранее факты, выводы).

Редакторская работа. Этот вид журналистской деятельности тоже весьма разнообразен. Начать нужно с того, что каждый журналист, выполняя литературную работу, параллельно занимается и редактированием собственных текстов. Для доведения материала до того вида, в котором ему предстоит появиться в эфире, автор неоднократно его правит, дорабатывает. Кроме собственных материалов сотрудники правят материалы своих коллег, которые приходят с лент информационных агентств, от собственных корреспондентов с мест.

Редакторская работа ведется практически во всех подразделениях и на всех этапах подготовки программ, начиная от рядового сотрудника и заканчивая главным редактором. Редактирование применяется при изменении композиции текста, его жанровой формы, содержательной стороны. В ходе ее используются разные виды правки материалов, в зависимости от этапа их прохождения в технологической цепочке.

Организаторская деятельность также пронизывает всю работу журналистов. В звене управления – это организационно-управленческая деятельность, которую осуществляют главный редактор, его заместители. Они занимаются подбором и расстановкой кадров, созданием условий для полноценной работы каждого сотрудника, планированием, нормированием, учетом и контролем, стимулированием их труда. Главный редактор и редакционная коллегия выполняют эти функции в рамках всего коллектива, а руководители рангом пониже – в рамках вверенных им подразделений.

В звене исполнения – это организаторская работа журналистов, ориентированная на установление и укрепление внередакционных связей редакции с социумом, которые служили бы источниками и каналами новой и актуальной информации для редакции. Она содержит разнообразные формы работы с отдельными аудиторными группами, внештатными авторами, побуждение их к регулярному сотрудничеству со СМИ. Это также привлечение рекламодателей, спонсоров, которые создают редакционному коллективу финансовую стабильность и благополучие.

 

Мастерство журналиста. – М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 109-116.

Буданцев Ю.П. В контексте жизни. – М.: Мысль, 1979. С. 201.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Формы финансирования СМИ | Лекция 8. Рынок потребителей информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.