Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ознакомление с предложением

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «Слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражение «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово…… правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах (а не по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней) проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разнообразные предметы и игрушки, их свойства и качества. Представление о слове закрепляются в разнообразных словарных упражнениях на словообразование. Они помогают ребенку обратить внимание на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).

С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Рекомендованы следующие произведения: сказка братьев Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему велению», «Айболит», «Жил на свете человек…» К. Чуковского, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Игра в слова» А. Барто, «Подскажите словечко» Е. Серовой, «О словах разнообразных, одинаковых и разных Я. Козловского.

С этой же целью используются игры, в которых игровые действия определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово противоположное по смыслу слову грустный» и т.д.

Для сравнения рекомендуется произнести какое-либо звукосочетание (ыл, ра), спросить детей, понятно ли, что оно обозначает. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет смысл, имеет значение.

Таким образом у детей воспитывается внимание к слову, они практическим путем усваивают значение слова, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, правильно используют в своей речи.

 

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Затем к каждому предложению ставится вопрос: О чем говорится в начале? Про что я рассказала? Что сказано о ком-то или о чем-то? И т.д.

Педагог предлагает еще раз прослушать рассказ, сообщает, что в нем столько-то предложений, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями, в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат вкорзине». Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине.

Затем дети сами составляют предложения об игрушках, по картинкам. И всякий раз воспитатель помогает детям установить, о ком или о чем говорится в предложении, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному : белкапрыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку:!_________________.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представления о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; с заданным словом; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картинке; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетам, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка к обучению грамоте в детском саду | Ознакомление со словесным составом предложений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.