Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая роль государства. Московский консенсус

Московский консенсус

В последнее время в российской политике начали проявляться признаки того, что можно назвать “московским консенсусом” - по аналогии с так называемым “вашингтонским консенсусом”. (Термин, введенный Джоном Вильямсоном для описания неолиберальной политики, которой придерживался целый ряд стран Латинской Америки в середине 80-х годов и которая базировалась на жесткой финансовой и денежной политике, конвертируемости валюты, либерализации цен и торговли и приватизации государственных предприятий. Эта политика была затем принята в различной степени в Индии и других странах, избравших путь развития с социалистическим уклоном. Их экономика была открыта для международного влияния, а внутренние монополии - расчленены и приватизированы). В посткоммунистических странах этот процесс сопровождался значительным падением экономической активности. Так, в России к 1995 году ВНП сократился наполовину, затем переходил от спада к росту, пока не погрузился в новый кризис в августе 1998 года, а затем пополз вверх благодаря четырехкратной девальвации рубля, которая сделала импорт слишком дорогим и подтолкнула к производству импортозамещающих товаров.

Московский консенсус в сфере экономики означает следующее: продолжение взаимодействия с международной экономической системой и финансовыми организациями; стремление обслужить внешний долг и решить эту проблему путем переговоров; поддержку макроэкономической стабильности с помощью жестких финансовых мер; откат от угрозы ренационализации и откровенного протекционизма. Московский консенсус сейчас охватывает всех - от либералов до КПРФ, чья экономическая программа для парламентских выборов была разработана хорошо известным критиком ельцинской экономической политики Сергеем Глазьевым. Единственными серьезными организациями, не входившими в этот консенсус, были националисты (например, возглавляемый Дмитрием Рогозиным “Конгресс русских общин” и радикальные левые).

Конечно, у московского консенсуса есть предел, особенно когда речь заходит о практической политике: левые хотят, чтобы государство играло в экономике активную роль, а либералы настаивают на том, что государство-регулировщик не должно быть участником экономической жизни, иначе создается конфликт интересов.

В рамках московского консенсуса идет активная дискуссия о роли государства. Удивляет число согласных с тем, что роль государства должна быть повышена. При этом продолжаются споры о формах осуществления этой идеи на практике. Для коммунистов это означает активное государственное управление экономикой и ее регулирование для достижения их главной цели - восстановления производства, а “Яблоко” (либеральная партия, которая принимает все более социал-демократическую конфигурацию) представляет это в виде “социального” контроля. Должно ли государство только обеспечивать соблюдение “правил игры” или само должно быть игроком? Все стороны соглашаются с тем, что больше внимания следует уделять различным аспектам власти, прежде всего институционализации отчетности и руководства на уровне государства.

Глазьев утверждает, что спонтанно, без сильной системы государ-ственного регулирования рынок развиваться не может. КПРФ все еще придерживается индустриальной модели экономики, хотя сектор услуг в России очень сильно вырос со времени падения коммунизма и составляет по крайней мере треть ВВП. Для КПРФ ключевым элементом все еще является то, что она называет “реальным сектором” экономики, финансовые позиции которого необходимо поддерживать, в частности, путем создания банка развития. Коммунисты утверждают, что необходимо реформировать всю банковскую систему для поддержки этого сектора. Чтобы прекратить утечку денег за рубеж, необходимо ввести строгую систему финансового контроля; эта мера должна сопровождаться восстановлением контроля за ценами на энергоносители. Коммунистическая программа призывает к фундамен-тальному пересмотру налоговой системы, введению государственной моно-полии на алкогольную продукцию и природные ресурсы. Программа признает “честную” конкуренцию, но настаивает на декриминализации экономики. В России все еще сохраняется огромный государственный сектор, однако, по мнению коммунистов, он плохо управляется. КПРФ считает, что ситуацию можно изменить, если рабочие будут участвовать в управлении экономикой на всех уровнях, включая высший. Самой большой поддержкой со стороны коммунистов пользуется идея долгосрочного стратегического планирования, направленного на инвестиции в новейшие технологии. По их утверждению, на основе этих мер Россия может достичь 10% роста экономики в год за сравнительно короткий срок.

Программа “Яблока” была в значительной мере повторена Союзом правых сил. При этом СПС подчеркивал необходимость уделять больше внимания институциональному уровню, прежде всего для того, чтобы устранить чрезмерное регулирование и административное давление на бизнес. Для них главными являются реформа государственной службы и укрепление практики принятия законов прямого действия, снимающих необходимость в посредничестве чиновников. Симптоматично, что термин “государственная служба” все еще используется как противопоставление “гражданской службе” (автор использует игру слов “ state service ” и “ civil service ” - прим. ред.). Фундаментальная реформа должна превратить политизированное государственное чиновничество в нейтральную гражданскую службу. Государство в России, в его чисто физическом аспекте, выросло, и число служащих в центре и на местах увеличилось вдвое. Взаимоотношения государства и рыночной экономики, которая находится в зачаточном состоянии, становятся частью ключевого вопроса, который можно сформулировать следующим образом: является ли государство частью проблемы или частью решения проблемы?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Избирательная кампания: процесс | Внешняя политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.