Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и приемы правового обучения

«Лекция «со стопами» — хорошо знакомый и часто исполь­зуемый педагогический правовой прием. Особенности ее ис­пользования в технологии критического мышления заключа­ется в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, коллективный поиск ответа на основной вопрос темы или дается какое-то за­дание, которое выполняется в группах или индивидуально».

«Фронтальный опрос». Понятно, что обратная связь в учебном процессе имеет боль­шое значение. Много ли будет толку, если учитель станет подроб­но рассказывать необходимый материал, приводить интересные правовые ситуации? Необходимо знать, осваивается ли все это учениками. Иначе, возможно, работа учителя будет идти впустую. Вот почему проверка домашнего задания является одной из со­ставных частей уроков по праву.

Проверять домашнюю подготовку учащихся можно по-разному:

• пройти по рядам и заглянуть в тетради на предмет наличия в них необходимых теоретических положений темы, или реше­ний заданных на дом правовых задач, или выписок из норма­тивных актов и т. д.;

• можно, сэкономив аудиторное время, собрать тетради и это же самое проверить дома;

• можно вызвать к доске и опросить по определенным правовым вопросам (или учинить допрос с пристрастием) одного, макси­мум четырех человек;

• существуют и другие способы проверки усвояемости материала школьниками.

Однако наиболее эффективным является фронтальный устный вопрос, т. е. опрос всех присутствующих на уроке учеников клас­са по всем пройденным аспектам темы. Он требует прежде всего серьезной подготовки учителя. Необходимо составить маленькие, пусть даже односложные вопросы, но для каждого ученика.

Какой от этого выигрыш? Во-первых, ученики будут знать, что никто не может остаться безучастным на уроке и дома надо гото­виться к ответам, причем очень серьезно. Во-вторых, устный оп­рос помогает развитию речевых навыков. В-третьих, устный опрос учит мгновенно реагировать и повышает скорость интеллектуаль­ной деятельности.

Вопросы, предлагаемые в процессе фронтального опроса, должны отвечать следующим требованиям:

1) не быть объемными, когда ответ может растянуться надолго, предполагать своего рода ответы-формулы;

2) быть рассчитанными на усвоение в основном позитивной информации, т. е. такой, которая составляла бы костяк должного правосознания человека;

3) затрагивать небольшую часть фрагмента правового материа­ла, изученного на прошлом уроке;

4) не носить дискуссионного характера;

5) не выходить за пределы изученной темы;

6.) позволять помимо знаний, полученных из объяснений учи­теля и чтения учебника, в определенных случаях подключать здра­вый смыл, жизненный опыт и т. п.

Далеко не всегда за ответ на вопрос можно поставить оценку, потому что вопросы, как правило, носят частный или мелкий ха­рактер. Чтобы получить отметку, надо постараться и выдать боль­шую информацию. Вероятно, лишь совокупность ответов ученика на несколько вопросов или его дополнения, поправки к ответам своих товарищей дадут учителю возможность оценить знания по достоинству.

Поясним на примере рассмотрения темы о правонарушениях и юридической ответственности. Для фронтального опроса можно приготовить следующие вопросы (допустимо кому-то из учащихся задать два, а то и несколько вопросов): Что такое правомерное поведение? Какие виды правомерного поведения вы знаете? Приведите из своей жизни пример сознательно убежденного поведения. Какова, на ваш взгляд, доля граждан, поступающих подобным образом?

Приведите из своей жизни пример конформистского право­мерного поведения. Можно ли осуждать конформистов или они заслуживают одобрения?

Приведите из своей жизни пример правомерного поведения, основанного на страхе подвергнуться применению санкции. Мож­но ли осуждать людей, поступающих подобным образом? Что мы называем правонарушением? Назовите признаки правонарушения.

Что опаснее для общества: правонарушение-действие или пра­вонарушение-бездействие?

Можно ли при применении мер юридической ответственности руководствоваться принципом: «Наказывается все, что вредно (опасно) для общества»?

Справедливо ли наказывать человека, если вред причинен принадлежащим ему домашним животным?

Почему нельзя наказывать невиновного за причинение вреда? Какие виды правонарушений вы знаете? Чем преступления отличаются от проступков? Что такое административный проступок? Приведите примеры на основе Кодекса об административных правонарушениях РФ. Что такое дисциплинарный проступок? Приведите примеры. Что такое гражданский проступок? Приведите примеры. Какие финансовые проступки наиболее распространены и по­чему?

Постарайтесь вспомнить семейные проступки, которые вы со­вершили в последнее время.

В чем, на ваш взгляд, состоят причины правонарушений? Что такое юридическая ответственность и чем она отличается от ответственности моральной?

Для чего применяется юридическая ответственность?

Какие виды юридической ответственности вы знаете?

Какие уголовные санкции вы знаете?

Какие административные санкции вы знаете?

Какие дисциплинарные санкции вы знаете?

Какие гражданско-правовые санкции вы знаете?

Какие финансовые санкции вы знаете?

Какие семейно-правовые санкции вы знаете?

«Анализ пословиц и поговорок о праве». Пословицы и поговорки — блистательное проявление народного творчества. В них как в зерне заложены культурные основы жизни народа. Подчас они насмешливы и ироничны (например: «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с подносом»). И не по этой ли при­чине все великие люди благоговели перед мудростью народа?

Пословицы и поговорки — это квинтэссенция народной муд­рости. Как правило, понимание того или иного правового явле­ния, оформляемое в виде пословицы или поговорки, складывает­ся на протяжении жизни многих поколений людей. И лишь позднее находится человек (а может быть, несколько людей), ко­торый в емкой, но краткой фразе изложит суть. С большой долей вероятности можно предположить, что это удается сделать людям неординарным, талантливым, богато одаренным природой. Вот почему пословицы часто проходят через века и служат людям не одно столетие.

Проникнуть в суть пословицы или поговорки — задача, которая кажется легкой лишь на первый взгляд. Как было отмечено выше, в них сжато, но емко выражается суть народной мудрости. Пред­ставить глубокое понимание пословицы или поговорки — задание, которое может быть поставлено учителем перед учащимися. Оно может быть предложено и на уроке и в качестве домашнего зада­ния (мини-рассуждение о пословице или поговорке, выполненное письменно). Вполне допустимо и устное рассуждение о смысле по­словицы или поговорки.

Возможно, не каждый учащийся справится с таким заданием. Поэтому начните проверку с самых сообразительных и эрудиро­ванных учеников. Они зададут тон, за ними последуют другие.

Когда устраивать интеллектуальный тренинг? Лучше делать это в самом начале урока, отведя на зачитывание афоризма (послови­цы, поговорки) и объяснение смысла не более 5 минут.

Кому предлагать анализ афоризма? Конечно, прежде всего жела­ющим это сделать. Но если на каждом уроке инициативу проявля­ют одни и те же ученики, то будет справедливо «потревожить» мол­чунов. Хочется подчеркнуть, что психологическое принуждение здесь неуместно. Комментирование юридических афоризмов — де­ло интеллектуально трудное, и справиться с ним способен далеко не каждый ученик.

 

Пословицы и поговорки — блистательное проявление народного творчества. В них как в зерне заложены культурные основы жизни народа. Подчас они насмешливы и ироничны (например: «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с подносом»). И не по этой ли при­чине все великие люди благоговели перед мудростью народа?

Пословицы и поговорки — это квинтэссенция народной муд­рости. Как правило, понимание того или иного правового явле­ния, оформляемое в виде пословицы или поговорки, складывает­ся на протяжении жизни многих поколений людей. И лишь позднее находится человек (а может быть, несколько людей), ко­торый в емкой, но краткой фразе изложит суть. С большой долей вероятности можно предположить, что это удается сделать людям неординарным, талантливым, богато одаренным природой. Вот почему пословицы часто проходят через века и служат людям не одно столетие.

Проникнуть в суть пословицы или поговорки — задача, которая кажется легкой лишь на первый взгляд. Как было отмечено выше, в них сжато, но емко выражается суть народной мудрости. Пред­ставить глубокое понимание пословицы или поговорки — задание, которое может быть поставлено учителем перед учащимися. Оно может быть предложено и на уроке и в качестве домашнего зада­ния (мини-рассуждение о пословице или поговорке, выполненное письменно). Вполне допустимо и устное рассуждение о смысле по­словицы или поговорки.

Возможно, не каждый учащийся справится с таким заданием. Поэтому начните проверку с самых сообразительных и эрудиро­ванных учеников. Они зададут тон, за ними последуют другие.

Когда устраивать интеллектуальный тренинг? Лучше делать это в самом начале урока, отведя на зачитывание афоризма (послови­цы, поговорки) и объяснение смысла не более 5 минут.

Кому предлагать анализ афоризма? Конечно, прежде всего жела­ющим это сделать. Но если на каждом уроке инициативу проявля­ют одни и те же ученики, то будет справедливо «потревожить» мол­чунов. Хочется подчеркнуть, что психологическое принуждение

здесь неуместно. Комментирование юридических афоризмов — де­ло интеллектуально трудное, и справиться с ним способен далеко не каждый ученик.

«Решение правовых задач». Положения права эффективно усваиваются только тогда, ког­да они рассматриваются применительно к конкретным ситуациям, в которых участвуют конкретные люди. Вот почему в конце каж­дой темы учебника по праву обычно содержится ряд задач.

Урок можно построить только на решении задач. Однако в этом случае предполагается, что теоретический материал ученики предварительно изучат самостоятельно. Дополнительно к само­стоятельной проработке материала учитель может в начале урока обратить внимание на наиболее сложные положения темы, по ко­торой предстоит решать задачи.

Текст задач должен быть перед глазами у каждого ученика. На слух они воспринимаются тяжело. Желательно, несмотря на то что это займет определенную долю времени, зачитать задачу перед тем, как приступать к ее решению. Учитель может сделать акцент на некоторых ее принципиальных положениях.

Ответы на большинство задач по праву далеко не очевидны. И в этом нет ничего удивительного. Задача — это осколок социальной жизни, которая весьма сложна и разнообразна. Поэтому, как пра­вило, в процессе решения задачи высказываются разные позиции. Основой для решения является закон. Именно положения закона, причем хорошо усвоенные, помогут правильно решить задачу. Учащихся надо ориентировать почаще заглядывать в закон, а не исходить из социальной практики и не делать основной упор на здравый смысл (закон — это сосредоточение здравого смысла в большей концентрации). Действительно, как решить задачу, если не познакомился в положениями действующего законодательства? Эрудиция здесь не поможет. Общие рассуждения не нужны. Учи­телю сразу становится ясно — идет усвоение знаний или нет.

Необходимо различать решение задачи, ни на чем не основан­ное, и решение, при котором дан ответ, отличный от предлагаемого. Первая ситуация вполне может быть оценена на отметку «не­удовлетворительно». Вторая ситуация может послужить лишь основанием для понижения отметки, да и то не всегда. Искреннее заблуждение ученика не должно оцениваться отрицательно. Ребя­та учатся и на ошибках (своих или чужих). Если аргументы, под­тверждающие неверный ответ, весомые, то их нужно оценить по достоинству: ученик продемонстрировал силу своего интеллекта и усердия. Надо помнить, что при решении конкретных жизненных ситуаций ошибаются даже судьи, но при этом их не увольняют с работы. Ребенок тоже имеет право на ошибку.

Решение задачи — сложная умственная операция. В процессе ее нужно попытаться конкретную ситуацию подвести под закон или закон наложить на конкретную ситуацию. И лишь только за­тем можно дать ответ: законны ли действия того или иного чело­века (организации), указанные в задаче.

Какие бы позиции по решаемой задаче ни заняли учащиеся, учитель должен высказать и свое мнение. Оно либо совпадет с мнением некоторых учеников (их следует похвалить за правильное решение), либо будет принципиально отличным и единственным. При решении задачи обязательно должны быть поставлены точки над «1». Иначе возникнет убеждение, что решение задачи -- это возможность поговорить «за жизнь». Нет, решение правовых казу­сов — это прежде всего способ приобретения правовых знаний.

Данный способ проведения урока предполагает обращение учителя к возможностям учащихся мыслить на конкретных примерах. Обычно здесь проявляют себя ученики с развитой первой (образной) сигнальной системой, те, у кого абстрактное мышле­ние не является сильной стороной. Возможно, это будут те учени­ки, которые не очень активно проявили себя на уроке-дискуссии. Учителю представится возможность похвалить их за работу на уроке и вселить уверенность в своих силах.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

• Внимательно прочитать условие задачи; сопоставить его с вопросами; выделить ключевые слова

• Расчлените условия задачи на значимые для решения элементы и определите, что они дают вам для ответа на вопросы

• Если в условиях задачи не хватает каких-либо данных, подумайте, какие факты, понятия, выводы, причинно-следственные связи необходимо привлечь для её решения

• Сопоставьте их с элементами условий и с вопросами задачи

• Постройте аргументированный ответ на вопросы задачи. Если из условий задачи следует несколько выводов, то каждый из них надо обосновать

• Проверьте решение задачи (достаточно ли полно вы ответили на вопросы; нет ли в ответе противоречий и лишних сведений, все ли данные задачи учтены, все ли выводы сделаны и

аргументировано доказаны.

«Словарный диктант» Конечно, этот метод преподавания права можно использовать не на каждом уроке, но тем не менее довольно часто — через 4-5 уроков или раз в месяц.

Словарный диктант можно проводить только после достаточ­ной предшествующей работы с юридической терминологией, ко­торая должна иметь место на каждом уроке и по каждой теме. Же­лательно, чтобы ученик систематически вел словарик юридических терминов в тетради. Юридические термины должны стать привычными слуху каждого и перестать пугать своей сложностью или формальностью.

Устраивать словарный диктант по прошествии более 4-5 прой­денных уроков вряд ли стоит: накапливается своего рода «долг» в проверке знания юридической терминологии, да и ребята, не по­вторив терминологию для очередного словарного диктанта, начи­нают ее забывать.

В процессе диктанта читать термины следует неторопливо, что­бы все ученики успели вспомнить необходимое юридическое по­нятие и успеть чисто механически воспроизвести его определение на бумаге. Но чтение не должно быть медленным — это провоци­рует на подглядывание и списывание.

Существует еще одна проблема. Определение юридического термина может быть не дословным, однако суть его будет выраже­на правильно. Здесь вряд ли нужно снижать отметку. В юриспру­денции важно не механическое запоминание, а смысловое пони­мание. Будет совсем неплохо, если ученик даст не определение, а краткую характеристику понятия, выраженного в юридическом термине.

По времени словарный диктант, на наш взгляд, не должен за­нимать весь урок. Иначе это будет очень тяжелая умственная на­грузка, которую даже взрослый выдержит с трудом. Максимум 20 минут — такова должна быть продолжительность диктанта.

Лучше всего предлагать определить не более десяти терминов, а то и меньше. Погоня за количеством терминов здесь не пойдет на пользу. Как говорится, «лучше меньше, да лучше».

По своей характеристике предлагаемые термины должны отно­ситься к основополагающим терминам курса права.

«Сочинение –рассуждение на юридическую тему». При проведении сочинения-рассуждения можно предложить одну тему для всего класса. Однако она должна звучать макси­мально проблемно. Желательно, чтобы эта проблема была связана с современной жизнью и остро затрагивала учеников, их семьи и, возможно, общества в целом. Например: «Какой процент от при­были (заработной платы) вы согласны были бы платить в качестве налогов?», или: «Собственность — это благо или бремя?», или: «Какой орган в правоохранительной системе должен быть веду­щим?» и т. п. Для обдумывания и письменных рассуждений мож­но выбрать какой-либо афоризм.

Вполне возможно разделить класс не несколько вариантов и предложить каждому варианту свою тему. Формулировать и давать темы сочинений-рассуждений каждому ученику индивидуально бы­ло бы, конечно, хорошо, но это чрезвычайно трудоемко для учителя.

По времени такое сочинение-рассуждение вряд ли должно за­нимать весь урок. Скорее всего, достаточно будет выделить поло­вину урока. Это довольно интеллектуально емкая нагрузка для школьника. Кроме того, далеко не каждый из учащихся может вы­держать напряжение в течение всего урока, а следовательно, нач­нет отвлекаться сам и отвлекать других.

Сочинение-рассуждение может быть предложено и в качестве домашнего задания.

Лучшее из сочинений, свидетельствующее об обширных право­вых познаниях и (или) определенной социальной зрелости учени­ка, может быть зачитано в классе. Возможны и другие меры по­ощрения (разумеется, помимо отметок в классном журнале).

«Использование правовых документов». Стоит ли загружать учащихся знаниями о правовых докумен­тах, да еще и учить школьников составлять некоторые из них? Ведь они же получают общее, а не специальное образование. Кро­ме того, есть и специалисты своего дела — юристы, профессио­нальным делом которых как раз и является составление разного рода правовых документов. Все это так. И тем не менее.

Право — это система формально определенных норм. Это оз­начает не только то, что нормы права всегда имеют письменную форму выражения, т. е. записаны на бумаге (будь то закон, или су­дебное решение, или договор), но и реализация этих норм боль­шей частью также осуществляется с помощью бумаг.

Допустим, вы решили дать деньги взаймы близкому другу. Со­ставлять договор займа вроде бы не совсем удобно: отношения-то близкие, другу обычно веришь, как себе. И тем не менее может случиться всякое. Поэтому нужно хотя бы попросить у него рас­писку в получении денег, а в противном случае, если вдруг ваши отношения расстроятся, доказать факт передачи денег взаймы вам не удастся.

Реализация человеком или организацией своих прав не всегда проходит безболезненно. Порой отношения с нарушителем юри­дических прав приходится выяснять в суде или с помощью проку­ратуры. Вряд ли стоит обращаться во всех случаях к адвокату (ад­вокатская помощь стоит немалых денег). Вполне по силам самостоятельно изложить суть нарушения прав в жалобе, допус­тим, в прокуратуру, которая, как правило, составляется по свобод­ной форме.

Для обращения в суд надо выполнить более строгие правила: не просто изложить суть дела, а составить исковое заявление так, чтобы было ясно, кто ваш ответчик (куда послать ему повестку на вызов в суд), какова стоимость вашего иска (нужно рассчитать сумму удерживаемой за рассмотрение дела в суде госпошлины, поскольку содержание суда государство полностью не может взять на свои плечи). Эти правила совсем несложные, но их надо знать.

Можно привести и другие примеры, когда без составления пра­вовых документов не обойтись. Но, думается, вполне ясно выра­жена идея о том, что учителю совсем не бесполезно иметь перед собой типовые формы правовых документов, наиболее распрост­раненных в нашей повседневной жизни.

Как использовать их в учебном процессе?

Во- первых, можно давать школьникам копии некоторых право­вых документов просто для ознакомления, чтобы они воочию убе­дились, что жизнь права в определенной мере протекает в форме бумаг, да и просто для того, чтобы они не боялись таких терминов, как «исковое заявление», «жалоба в прокуратуру», «завещание», «устав предприятия» и т. п. Это пассивная форма использования правовых документов.

Правовые документы можно использовать и в активной форме. Составление наиболее простых из них можно в качестве классно­го или домашнего задания поручать самим учащимся (доверен­ность, расписка, заявление о праве заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, заявление о принятии наследства, заяв­ление о приеме на работу, о переводе на другую работу, заявление об увольнении, жалоба, исковое заявление и даже некоторые виды договоров). Это будет по силам учащимся, если перед ними будет типовая форма правовых документов.

Очень сложные документы, такие как уставы хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственность и акционер­ного общества), разумеется, не по силам для составления учащи­мися. Их учитель может предложить по одному экземпляру на парту для ознакомления, чтобы ученики перестали перед ними робеть и кое-что запомнили. Даже беглый просмотр, например, устава ООО дает учащемуся представление о тех вопросах, кото­рые регулируются уставом, либо просто позволит удовлетворить любопытство детей.

Наконец, в специальных школах (гимназиях, лицеях) с юриди­ческим уклоном для учителя не исключена возможность попы­таться дать задание наиболее способным ученикам — составить упрощенный вариант устава того или иного предприятия.

Как работать с правовыми документами?

1. Предварительно ознакомить учащихся с образцом того юри­дического документа, с которым предстоит работа, устно или письменно, насколько позволяют возможности. В идеале лучше дать ксерокопию документа каждому.

2. Обозначить, какую нагрузку несет тот или иной документ, зачем он нужен, какова цель его составления.

3. Рассмотреть содержание правового документа, т. е. выявить, какие основные информационные данные или какие вопросы он отражает.

4. Дать задание (одно на весь класс, или несколько по вариан­там, или индивидуальное) написать, ориентируясь на образец пра­вового документа, аналогичный юридический документ, придумав соответствующие данные.

«Составление кластера». Разбивка на «кластеры» — это педагогичес­кая стратегия, которая помогает учащимся сво­бодно размышлять по поводу какой-нибудь темы. Она требует выделения лишь тех структур, кото­рые дают возможность стимулировать размыш­ление о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления, она тесно связана с принципа­ми работы нашего мозга.

Метод «кластеры» используется на этапе вы­зова и размышления до того, как определится те­ма, а также для подведения итогов изучения те­мы, чтобы вызвать у учащихся новые ассоциа­ции. Эта деятельность служит средством информирования ученика о таких связях, о су­ществовании которых он не подозревал.

Для представления «кластеров» необходимо:

— описать этот процесс и представить шаги для разбивки на «кластеры»;

—выбрать интересную для учеников тему и смоделировать процесс как групповой;

—дать время для того, чтобы несколько чело­век поделились своими «кластерами» с остальны­ми участниками.

Разбивка на «кластеры»:

1.Напишите «ключ» — слово в центре боль­шого листа.

2.Начните записывать слова или предложе­ния, которые приходят вам в голову в связи с данной темой.

3.Установите связь между идеями, которые вам кажутся подходящими.

Правила:

1.Нужно подобрать такую тему, которая зна­кома всем.

2.Не обращайте внимания на орфографию.

3.Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идей нет, то порисуйте.

Учитель демонстрирует серьезность, ответ­ственное отношение к данной теме и сам на доске рисует свой «кластер». Он не задает вопро­сы детям, не позволяет это делать и им, так как все работают. После окончания работы учащие­ся показывают друг другу «кластеры».

На уроке «кластер» изображают для выведения определения какого-нибудь понятия, терми­на. Это делается обычно в начале урока. Затем выведенное определение можно сравнить с тем, которое приводится в учебнике. Это сразу позво­лит выйти на ключевые проблемы урока.

«Использование системы инсерт» Стратегия «инсерт» — интегративная систе­ма пометок для эффективного чтения и мышле­ния. Процедура начинается с поиска знаний и по­становки вопросов, затем следует выделение в тексте различных видов информации.

Примерная система знаков:

V - «подтверждает то, что я знал»;

+ - «новая информация»;

— - «противоречит тому, что я знал»;

? - «озадачило меня».

Урок состоит из трех фаз: «Вы­зов», «Осмысление», «Размышление».

I. Фаза «Вызов» — восстановление в памяти прежних знаний, пробуждение интереса обучае­мых, погружение в новую проблему. Учитель го­ворит мало, а ученики много.

II. Фаза «Осмысление» служит для усвоения нового знания, его структурирования, построе­ния «мостов» от известного к новому. В этой фа­зе новый текст читается с применением техно­логической карты. Главная задача второй фазы— поддержание активности, интереса, вызванных в первой фазе.

Технологическая карта для второй фазы

V Подтверждение прежних знаний + Новая информация — Противоречие, несогласие ? Озадачило, удивило

 

III. Фаза «Размышление» служит для нахожде­ния путей использования новых знаний, их за­крепления, расширения. Один из вариантов такой работы: дети пишут на конверте карандашом свой вопрос по теме, затем конверты передают друг другу. Так каждый ученик получит столько отве­тов на свой вопрос, сколько учеников в классе.

Таким образом, формирование правовой активности и правосознания школьников возможно в условиях альтерна­тивности педагогических приемов, каждый из ко­торых представляет собой завершенный вариант целенаправ­ленного воздействия на личность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7 Методы и методические приемы обучения праву | Лекция 8 Дискуссионные методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.