Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2. В условях движения большого города в плотных транспортных потоках по сравнению с малонагруженными междугородными шоссе возросли все показатели

В условях движения большого города в плотных транспортных потоках по сравнению с малонагруженными междугородными шоссе возросли все показатели. Даже при движении в тяжелых дорожных условиях (грунтовые дороги), где режимы работы, казалось бы, должны быть значительно напряженнее, напряженность работы агрегатов и систем автомобиля, за исключением двигателя, ниже, чем при движении в плотных транспортных потоках большого города. Подобные особенности предопределяют потенциальную неравнопрочность (нестойкость к сохранению работоспособности), разную у различных агрегатов автомобиля.

Таблица 1

Относительные характеристики режимов работы агрегатов и систем грузового автомобиля (5 т) в различных условиях

7. При достаточно интенсивной эксплуатации (грузовые автомобили, автобусы, такси и т. п.) автомобиль, вследствие замены агрегатов, превращается в машину без определенного возраста, состоящую из стареющих агрегатов и узлов.

Распространена практика сокращения простоев в текущем ремонте (ТР) и потерь линейного времени путем замены отказавших агрегатов работоспособными из оборотного фонда. Отказавший агрегат в дальнейшем ремонтируется и пополняет оборотный фонд. Разные агрегаты различных автомобилей проходят эту процедуру чаще или реже. Два элемента—рама и кабина—не заменяются, и поэтому их выход в предельное состояние всегда определяет ресурс автомобиля до капитального ремонта (КР).

Наблюдения за контрольной партией из 40 автомобилей грузоподъемностью 5 т проводились от начала эксплуатации вплоть до выхода в КР (соответствовавшего среднему сроку службы 4,2 года и ресурсу около 256 тыс. км). Оказалось, что все агрегаты (табл. 2) заменялись на автомобилях чаще или реже, вследствие их неравнопрочности. Поэтому автомобиль, поступивший в эксплуатацию, и автомобиль, сдаваемый в КР, это разные автомобили. Понятие ресурса автомобиля до КР существует только постольку, поскольку есть элементы, не заменяемые до КР на всех автомобилях (обычно кабина, рама). Из табл. 2 также следует, что те или иные агрегаты автомобиля неравнопрочны — ресурсы их не только не равны, но и не кратны. Степень неравнопрочности агрегатов различных автомобилей различна, это определяется многими факторами. Один из них—схема автомобиля, его компоновка. Если двигатель и трансмиссия представляют единый агрегат (переднеприводный легковой автомобиль - с передним расположением двигателя), то число разборок должно быть сведено к минимуму — высокая степень равнопрочности.

Таблица 2.

Число замен агрегатов грузовых автомобилей (5 т) при ТР за ресурс автомобиля до КР

При переборках отказавших агрегатов и узлов нарушаются сопряжения и посадки, смешиваются детали с различной наработкой. Все это приводит к ухудшению средних показателей надежности и, что не менее важно, увеличению рассеяния ресурсов деталей, узлов, агрегатов, т. е. к ухудшению надежности автомобиля, но результаты его проявляются особенно резко при сравнении автомобилей до первого КР и между обезличенными КР. Ниже приведены значения коэффициента вариации пробега агрегатов грузового автомобиля.

Пробег................................До первого КР Между КР

Двигатель:

А......................................0,34 0,70

В.......................................0,24 0,75

Коробка передач.......................0.37 0.84

Задний мост...............................0,33 0,76

Приведем примеры особенностей, которые могут и затруднять, и способствовать обеспечению требуемого уровня надежности автомобиля.

1. При создании автомобиля существуют определенные ограничения, в часности по массе и объему. Эти требования, достаточно жесткие для автомобиля в целом, могут быть снижены, если, например, наеобходимо увеличить долговечность той или иной детали, а возможности её упрочнения, не требующие увеличения мссы, недостаточны.

2. Надежность автомобиля зависит от многих специаластов с самыми разными профессиональными качествами: тех, которые его проектируют, изготовляют, эксплуатируют, восстанавливают и т. д.; чем выше их квалификация и качество труда, чем стабильнее их состав, тем выше надежность автомобиля. Реализация этого общего и очевидного положения требует, однако, конкретных решений, которые не всегда оказываются безошибочными и оптимальными. Можно перечислить несколько примеров задач, допускающих альтернативные решения.

Перед конструктором вопросы: что лучше — повысить стоимость и долговечность агрегата или, снизив ресурс, выпустить более простое и дешевое изделие; стоит ли снижать массу агрегата, увеличивать его безотказность и долговечность, усложняя конструкцию и рассчитывая на более квалифицированные ТО и ТР.

Руководство автотранспортiюго предприятия (АТП) и службы безопасности движения должно решать задачи такого типа: ожидать ли результатов естественного процесса накопления опыта и квалификации каждым водителем или стремиться управлять этим процессом, ускорять его.

Руководство завода-изготовителя, авторемонтного завода (АРЗ), АТП может обеспечивать надежность и качество автомобилей суммой частных решений или единой системой обеспечения качества.

3. Автомобили разнообразны по, типу и назначению. Это определяет частные особенности, обусловливающие требования к надежности:

для автомобилей индивидуального цользования характерны ограниченные среднегодовые пробеги, ограниченный моральным старением срок службы, нестабильные условия ТО и ТР, необходимость хорошей защиты от действия внешней среды, и др.;

для городских автобусов — хорошие дорожные условия и стабильные маршруты, частые разгоны-остановки, периодические перегрузки, возможность точного соблюдения сроков и объемов ТО;

для автомобилей-самосвалов — тяжелые дорожные условия, не обходимость в больших суточных и годовых пробегах, часто однотипность условий эксплуатации;

для специализированного подвижного состава (например, пожарных автомобилей) — небольшая суточная наработка, высокие требования к безотказности, часто улучшенные условия хранения и обслуживания.

Перечисленные особенности приводят к различным последствиям, из которых следует подчеркнуть одно: срок служ автомобиля, его систем и агрегатов, узлов и деталей — величина в точности не предсказуемая, случайная. Это относится к причинам (процессы иэготовления, использования) и следствиям (результаты эксплуатации, ремонта). Поэтому кратко рассмотрим характристики таких случайных величин - вопросы, исследованные более подробно во многих работах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности автомобиля как изделия | Показателя надежности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.