Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи




Мимика

Жесты

Описательные Психологические

Изображают, иллюстрируют, Выражают чувства.

рисуют ход мыслей. Они важнее, нужнее!

Они менее нужны!

Фраза “Будьте добры” – ЖЕСТ: поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Чаще всего жесты предупреждают ход мысли, а не следуют за ней. Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приемы, самоконтроль.

Открытая поза:

-не скрещивать руки; повернуться лицом к классу; уменьшить дистанцию с аудиторией; движения вперед-назад по классу, а не в стороны.

Шаг вперед – усиливает значимость сообщения. Шаг назад (возвращение) дает возможность отдохнуть учащимся. Такая поза усиливает эффект доверия.

Мимика искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.

Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. «Лицо – зеркало пустой души» – говорят в народе. На лице можно прочитать печаль, горе, радость и многое другое. Открытость лица – это мгновенная его мимическая реакция на не воздействия извне. Дети “читают” лицо учителя, угадывая его отношение, настроение. Они ценят в учителе умение сопереживать их чувствам, мыслям, делам. Такого рода эмпатия (чувство сопереживания с другим человеком) позволяет высказываться без боязни быть непонятым. Поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. На лице и в жестах надо показывать лишь то, что относится к делу. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношению к происходящему. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, недоразумение, возмущение и т.д.

Улыбка – широкий диапазон чувств: духовное здоровье, нравственная сила.

Выразительные детали мимики:

1.Глаза.

2.Брови.

Брови в движении – восторг; поднятые – удивление; сдвинутые – сосредоточенность; неподвижные – спокойствие, равнодушие.

Глаза – наиболее выразительная деталь лица. “Пустые глаза – зеркало пустой души” (Станиславский К.С.). Надо учиться умению пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам. Визуальный контакт – это техника, ее необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться в поле зрения всех учащихся.

Тема: Речь учителя

как условие педагогического мастерства.

 

Речь учителя должна располагать к общению, вызывать доверие.

Сложились и отрицательные стереотипы речи учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безаппеляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «Говорить учительским голосом», «Железные нотки учительского голоса». Об этом говорят иронично, или с ярко выраженным отрицательным отношением говорящего к этому.

 

I. Речь и коммуникативное поведение учителя.

Речь учителя должна обеспечивать выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней помимо общекультурных предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность за содержание, качество своей речи и за ее последствия. Речь учителя – важный момент педагогического мастерства. Выражение «речь учителя» (синоним «педагогическая речь») употребляют, говоря об устной речи учителя. Устная речь учителя – это сам процесс говорения, устные высказывания. Устная речь учителя – это речь, создаваемая в момент говорения в отличие от озвученной письменной речи (например, чтения вслух параграфа учебника).

Речь учителя должна обеспечивать:

а) продуктивное общение, взаимодействие между учителем и учениками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной деятельности учащихся.

Сопоставим два варианта вступительного слова учителя перед изучением новой темы. Это разные варианты изложения не только по содержанию, целевой установке, но и по качеству, тону речи учителя.

Вариант вступительного слова учителя В.И.

А сейчас, ребята, у нас с вами новая встреча с интересной книгой и ее героями. Она продолжит начатый нами разговор о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. (Пауза.) Не торопитесь листать учебник, поднимите головы, я хочу видеть ваши глаза. (Пауза.) Сегодня у нас светлый день: мы приступаем к чтению романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Я желаю, чтобы эта книга стала для каждого из вас настольной книгой. Пусть это будет книга нашей юности, будем по ней сверять нашу жизнь, учиться мужеству. (Пауза.) Если, читая книгу, вы почувствуете жалость к героям, то не только плачьте, а и думайте, как надо жить, как надо умирать за Родину. (Пауза.) Я знаю, что многие из вас побывали в музее молодогвардейцев в Краснодоне, и заранее попросила ребят подготовить свои рассказы о поездке. Кто готов поделиться с нами своими впечатлениями?

Вариант вступительного слова учителя А.П.

Итак, закрыли учебники, отложили их в сторону, сейчас они нам не понадобятся. Прекратили разговоры. (Пауза.) Все слушают меня. (Пауза.) Сегодня мы приступаем к новой теме – роману Фадеева «Молодая гвардия». Тема эта посвящена событиям Великой Отечественной войны, происходящим в оккупированном немцами Краснодоне. Вы, наверное, видели кинофильм по роману, знаете с начальных классов имена молодогвардейцев, некоторые из вас побывали в Краснодоне. Поднимите руки, кто был. (Ученики поднимают руки, переговариваются, слышны восклицания.) Хорошо, это облегчит мою работу. Сейчас я расскажу вам историю создания романа, а затем мы начнем его читать, дома продолжите чтение.

 

 

-Что привлекает в речи 1-го учителя?

ТОН – доверительный, рассуждающий, немного торжественный, апелляция к чувствам учащихся, искреннее выражение своей сопричастности к общему с детьми событию – познанию новой книги, логичность речи, последовательность.

Несомненно эта особенность речи учителя поможет ему решить педагогические задачи урока: вызвать интерес у учащихся, настроить на нужную эмоциональную волну.

2-ой вариант речи: стиль официально – безучастный, слышны штампы учительской речи, категоризм тона и распоряжений.

В речи учителя привычно повторяющиеся заученные слова и выражения. Она не располагает и общению, не вызывает чувства ожидания встречи с удивительной книгой. Такая речь педагогически нецелесообразна.

С выражением «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Это не просто передача информации, а такая организация речи и соответствующего ей коммуникативного поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.

Коммуникативное поведение учителя предполагает (характеризует) -тон речи; -оправданность использования оценочных суждений; -манера обращаться к ученикам, отвечать им; -характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.

 

Устная речь учителя существует в 2-х разновидностях:

1).В монологе (монологическая речь)

Формы: рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (терминов, законов, правил), развернутые оценочные суждения (отметки поведения).

2).В диалоге (диалогическая речь)

Формы: в беседах, в форме вопросов и ответов.

В школе часты ситуации, требующие обмена приветствиями; оценками; высказываниями между учителем и учениками, учителем и учителем; совместное обсуждение учебных проблем, поступков.

В таких случаях формы устной речи редко автономны. Они проникают одна в другую, создают сложную полифонию связных повествований, реплик, оценок, замечаний, вопросов, ответов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.