Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоконтроль и развитие умений выразительности речи

Пути совершенствования речи будущего учителя.

Импровизированная речь

Может быть заранее подготовлена, продумана, но умело преподнесена как «сиюминутная». Это свободное изложение с учетом подготовки – отбора содержания, объема, логики, тона, стиля речи, интонационной структуры.

Может быть импровизация в прямом смысле – речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно с момента говорения. Повышается порог ответственности учителя за отбор слов. Повышается общая и педагогическая культура учителя (культура речи).

Проверьте себя:

Можете ли вы сейчас рассказать известный вам еще по школе материал, изложив его увлеченно, живо, эмоционально?

Способность импровизировать – умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого учебного материала.

-Появились ли у вас новые акценты в восприятии этого материала?

В ином случае вам грозит опасность заученных штампов, формулировок учебника, однообразия.

Направления совершенствования речи: самоконтроль, развитие культуры речи, создание у себя установки на владение литературной речью во всех ситуациях речевого общения.

Необходимо воспитывать у себя привычку и потребность постоянно изучать и повышать свой уровень культуры речи.

1).Большую помощь окажет работа со словарями:

-Толковый словарь русского языка Ушакова;

-Словарь русского языка Ожегова;

-Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка;

-Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.

Важно выработать у себя привычку обращаться к словарям в случае затруднения, развивать внимание к неизвестным словарям, потребность выяснять их значение, закреплять в памяти, вводить в свою речь.

2).Изучите особенности своей речи:

-правильно ли вы произносите слова?

-правильно ли вы произносите звуки?

-правильно ли вы ставите ударение?

-богата ли ваша речь или вы с трудом строите свое изложение?

-точны ли вы в своих определениях?

-точны ли вы в употреблении новых слов?

-точны ли вы в образовании грамматических форм разных частей речи?

Анализ собственной речи подскажет вам слабые места в вашей речевой подготовке, а работа с литературой, упражнения помогут от них избавиться. Важно сознательно проконтролировать свою речь в самых разнообразных ситуациях (и на уроках, и в общении с педагогами, и в общении со сверстниками).

Выразительность речи достигается за счет ее умелого интонирования соответственно содержанию, условиям произнесения и за счет уместного использования изобразительных средств языка. Понаблюдайте за собственной речевой интонацией. Какова она? Живая, разнообразная, эмоциональная или монотонная, однообразная?

При подготовке публичных выступлений решите вопросы:

-Какие размышления я хотел бы вызвать у слушателей?

-Какое настроение создать у слушателей в аудитории?

-Какой интонации, ритма речи требуют содержание и условия моего выступления?

При подготовке своего выступления включайте в него описания, отрывки из художественных произведений, собственные оценки и впечатления. Использование этих средств должно быть оправданным, естественным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности речи учителя | Механизм диафрагмально-реберного дыхания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.