Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ




План

 

1. Туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения

2.Предмет и задачи туристского ресурсоведения

3. Методы туристского ресурсоведения

4. Туризм и рекреация

5. Ресурсоориентированные виды туризма

 

1. Туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения

Взаимосвязь туристского ресурсоведения и комплексного страноведения. Туристское ресурсоведение является одним из важнейших разделов таких дисциплин, как география туризма и комплексное страноведение. Однако если география туризма является обязательной дисциплиной, которую преподают студентам всех туристских специальностей, то комплексное страноведение преподают лишь в нескольких высших учебных заведениях страны.

Комплексное страноведение — одно из трех основных составляющих, на которые подразделяется страноведение (помимо физико-географического и социально-экономического).

Наряду с перечисленными основными составляющими страноведение подразделяется на историко-культурное, политическое, экономическое, демографическое, рекреационное и т.д.

Комплексное страноведение можно рассматривать в единстве трех аспектов: природа—население—хозяйство, при этом виды страноведческих знаний каждого из аспектов немыслимы без их совокупного восприятия. Одним из видов таких знаний является туристское страноведение. Использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.

Для формирования образа страны или региона необходимо использование разных вариантов схем комплексной страноведческой характеристики. Приведем пример одной из схем комплексной характеристики страны:

1) географическое положение (особенности территории региона, страны) и его страноведческие следствия;

2) природные и экологические условия страны, ее природно-климатическое районирование;

3) историко-культурная характеристика региона или страны;

4) население страны и история его формирования (численность и плотность населения, расовый и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов);

5) основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности);

6) социально-экономическая характеристика страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма);

7) политико-географическая характеристика страны (государственный строй и устройство, политические партии, криминальная обстановка и ее влияние на туризм);

8) рекреация и туризм (особенности размещения туристских центров и их специализация);

9) общие тенденции развития страны (определение типа страны, выявление ее характерных черт развития).



Пользуясь представленной схемой и перечнем основных направлений комплексного страноведения, можно определить место туристского ресурсоведения в его структуре. Выделяют три основные группы туристских ресурсов: природные, культурно-исторические и социально-экономические, особенности оценивания которых и составляют предмет изучения туристского ресурсоведения.

Туристское ресурсоведение непосредственно связано с природным, историко-культурным и социально-экономическим страноведением.

Туристское ресурсоведение рассматривает также вопросы охраны и экологии туристских территорий, что роднит его с экологическим страноведением.

Туристское ресурсоведение, будучи частью комплексного страноведения, в свою очередь является разделом туристского страноведения, основой которого служит оценка туристских ресурсов отдельных стран и их регионов.

Становление туристского ресурсоведения. Туристское ресурсоведение тесно связано с понятием «рекреационные ресурсы». Рекреация (от лат. recreation — восстановление) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Впервые термин «рекреационные ресурсы» появился в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. в научной среде ученых-географов. В настоящее время термин «рекреационные ресурсы» используется представителями целого ряда наук — географами, социологами, экономистами, экологами, психологами, хотя за последнее десятилетие сформировался новый термин — туристское ресурсоведение.

В 1970-е гг. оценке туристских и рекреационных ресурсов было посвящено много научных работ. При этом обсуждались самые разнообразные аспекты этой проблемы, прежде всего методология и методы оценки качества ресурсов, методы расчета максимальных и оптимальных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы

Тема туристского ресурсоведения особое место занимает в рамках рекреационной географии. Более заметными становятся такие направления исследований, как особенности туристского восприятия географического пространства, закономерности пространственного поведения туристов, геокультурологические аспекты туристской и рекреационной деятельности.

В Российской Федерации сложились значительные научные центры, занимающиеся разработкой проблем туристского ресурсоведения. К ним относятся: Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Владивосток, Ростов-на-Дону, Краснодар, Смоленск, Сочи, Омск, Саратов, Калининград, Томск, Тюмень. Наиболее значимые исследования в области туристского ресурсоведения проводятся в настоящее время Ю.А. Ведениным [14... 16], Е.В. Колотовой [39], И.В. Зориным [31, 32], А.Б. Косолаповым [40...42], Е.Ю. Колбовским [37], Н.С. Мироненко [56, 57], Д.В. Севастьяновым [69], А.И. Зыряновым [33], В.П. Чижовой [80], А.В. Дроздовым [28], Т.К. Сергеевой [71], О.В. Калашниковой [35], Д.В. Николаенко [59], В.Л. Погодиной [65], И.И. Пирожником [61], Т.Ю. Тихоновой [74, 75] и другими специалистами.

В туристском ресурсоведении наиболее активно развиваются следующие направления:

1) теоретическо-методологические основы туристского ресурсоведения;

2) интегральная и компонентная оценка туристского потенциала территорий;

3) методология и методика оценивания природных и культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;

4) рентный (стоимостный) подход к оценке природных ресурсов туризма;

5) вопросы пространственной организации туристских ресурсов;

6) туристские нагрузки на ландшафтные комплексы и их оценка.

Итак, туристское ресурсоведение можно определить как важный научно-прикладной раздел географии туризма и комплексного страноведения, в сфере интересов которого находятся вопросы концептуализации, изучения и комплексной оценки туристских ресурсов отдельных территорий.

Туристское ресурсоведение является важнейшей составной частью рекреационного ресурсоведения, так как автор придерживается точки зрения, согласно которой туризм является составным элементом рекреации.

Туристское ресурсоведение имеет тесные связи с такими научными направлениями, как природопользование, социология, философия, география, экономика, математика, курортология, психология, культурология, экология и др. Особые вопросы туристского ресурсоведения соприкасаются с рядом разделов медицины и юридических наук.

 

2. Предмет и задачи туристского ресурсоведения

Предметом изучения туристского ресурсоведения являются туристские ресурсы, которые определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе и рассматриваются как один из важнейших факторов развития туризма, как основа для планирования производства туристского продукта. Именно специфика туристских ресурсов региона определяет особенности и структуру регионального туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. На основе наличия и разнообразия туристских ресурсов выделяются туристские районы и зоны, планируются и открываются новые туристские маршруты.

Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь представление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки туристских ресурсов, которая необходима для управления использованием природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды.

Представление о ценности территории как перспективном месте туризма традиционно связывали с богатством природы, ее разнообразием, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматривались, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т.д.

Туристское ресурсоведение дает представление об основных концепциях и понятиях географии туризма и туристского ресурсоведения, а также о важнейших и современных способах оценки туристских возможностей отдельных территорий для их дальнейшего использования и развития как туристских регионов.

Особое внимание отводится авторским методикам оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. Приводится также и обзор основных методов оценки иных категорий рекреационных и туристских территорий — культурных ландшафтов, историко-культурных и ландшафтных комплексов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и др.

Целью учебного пособия «Туристское ресурсоведение» является выделение и характеристика основных разновидностей туристских ресурсов, а также рассмотрение, оценка и особенности практического применения существующих методик их оценивания.

Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины предусматривается решение следующих задач:

1) определение содержания учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение»;

2) раскрытие основных положений и определение важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;

3) выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала определенных территорий;

4) характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств;

5) анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;

6) рассмотрение основных аспектов экологии и охраны туристских ресурсов.

 

Выделенные задачи учебного пособия определяют и его структуру:

• теоретические основы туристского ресурсоведения;

• туристский потенциал территории;

• туристские ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала;

• природные туристские ресурсы и их оценка;

• культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка;

• социально-экономические ресурсы туризма и их оценка;

• экология и охрана туристских ресурсов.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

1) основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса;

2) возможности применения картографического метода для целей оценки туристских возможностей территорий;

3) специфику комплексных методов оценки туристских ресурсов;

4) особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма;

5) принципы и проблемы составления реестра и кадастра туристских ресурсов;

6) принципы рекреационного и туристского природопользования и особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации отдыха;

7) современные технические и технологические средства и приемы для проведения оценки туристских ресурсов.

Изучение учебной дисциплины предполагает также приобретение ряда умений и навыков, среди которых наиболее важными являются:

1) критический анализ основных концепций и понятий дисциплины;

2) работа с различными группами источников — литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными;

3) выявление и оценка факторов, влияющих на размещение туристских ресурсов;

4) применение геоинформационных систем (ГИС) для моделирования и оценки туристских ресурсов;

5) характеристика и комплексная оценка туристских ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается международный и внутренний туризм;

6) использование основных методов и приемов оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.

3. Методы туристского ресурсоведения

Основным методом туристского ресурсоведения является описательный, или просто описание. Под описанием в ресурсоведении понимается упорядоченная характеристика территории, а также теоретическое обобщение полученного материала, т. е. систематизация, объяснение и построение теории. Описание составляет основу туристского ресурсоведения, так как все комплексные характеристики ресурсного потенциала туристских районов представляют не что иное как результат описания, подкрепленный оценочными действиями.

Для обработки собранного материала чаще всего используют методы классификации и типологии. Классификация и типология — два родственных понятия.

Под классификацией понимается группировка изучаемых объектов по количественным признакам, под типологией — группировка объектов по качественным признакам. Часто встречается мнение, что типология отличается от классификации количеством признаков. Так, классификация проводится по одному конкретному признаку, а типология — по их совокупности. Различают два подхода к типологическому изучению объектов. В основе первого подхода лежит обобщение характерных свойств и признаков объектов и предметов, явлений данного множества, в основе второго — детальное изучение одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам.

К методам систематизации информации относят таксономию и районирование.

Таксономия определяется как особый вид систематизации, заключающийся в делений территории на сопоставимые, иерархически соподчиненные территориальные единицы (таксоны), которые связаны той или иной общностью свойств, признаков и благодаря этому могут быть отнесены к определенной таксономической категории.

Районирование является универсальным методом упорядочения и систематизации территориальных систем, который является одним из основных в туристском ресурсоведении, так как оценка туристских ресурсов наиболее часто проводится применительно к отдельным туристским регионам. Существует множество способов районирования, основные из которых картографический, статистический, математический, комплексный.

Из методов эмпирических исследований в ресурсоведении чаще всего используется метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять трем требованиям:

во-первых, сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

во-вторых, для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам;

в-третьих, сравнивать можно только одномасштабные объекты или регионы.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический (историко-географический) метод, который используют там, где предметом исследования становится история объекта. Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия.

Картографический метод связан с использованием специалистами-практиками, учащимися и туристами карты как важнейшего и порой единственного источника информации о туристских ресурсах исследуемого и оцениваемого региона. Карта представляет собой уменьшенное и обобщенное изображение территории — своеобразную модель реальной территории.

В ресурсоведении применяют следующие методы использования карт:

• визуальный анализ карт для выявления закономерностей размещения географических объектов и анализа факторов территориальной дифференциации туристской деятельности;

• измерение по картам расстояний, площадей, высот, плотности явлений, процессов и объектов, анализ и типология систем расселения;

• графический анализ карт для выявления пространственных закономерностей изменения социально-экономических явлений и процессов;

• статистический анализ карт, используемый для сопоставления природных и социально-экономических явлений;

• преобразование карт для лучшего отображения тех или иных явлений и процессов действительности;

• математико-статистический анализ карт для выявления количественных зависимостей и взаимосвязей социально-экономических и туристских систем.

В туристском ресурсоведении широкое применение находят количественные методы, с помощью которых можно: давать количественную характеристику изучаемых явлений; анализировать природные и социально-экономические факторы дифференциации территории; выявлять статистические взаимосвязи между объектами и явлениями; изучать динамику систем туризма на разных исторических этапах их развития; разрабатывать обобщающие показатели функционирования туристской сферы и основные методы и приемы классификации и типологии; выявлять пространственно-временные закономерности; научно обосновывать варианты развития туризма и др.

Для выявления и количественной оценки статистических зависимостей применяются следующие методы статистического анализа:

• дисперсионный — выявление влияния одного или нескольких факторных признаков на результативный признак при небольшом числе наблюдений;

• корреляционный — выяснение формы и степени взаимосвязи между признаками изучаемого объекта;

• регрессионный — определение степени раздельного и совместного влияния факторов на основной признак и количественной оценки этого влияния на основе различных критериев;

• ковариационный — включает элементы дисперсионного и регрессионного анализа и используется для изучения линейной связи двух переменных и более по отдельным группам данных и оценки значимости различий между ними внутри этих групп.

Балансовый метод является одной из основных разновидностей количественных методов и представляет собой совокупность математических приемов, позволяющих исследовать процессы функционирования и развития сложных туристских систем. Этот метод основан на количественном сопоставлении взаимосвязанных показателей социально-экономической и туристской деятельности, прежде всего производства и потребления. Наиболее часто встречаются балансы трудовых ресурсов, доходов и расходов населения, туристский, топливно-энергетический, межотраслевой и межрайонный.

Методы системного анализа получили широкое распространение в последнее время, что в значительной степени обусловлено развитием информационных технологий, обеспечивающих быстрое решение и анализ сложных математических задач. Под системным анализом понимают совокупность приемов и методов для изучения сложных систем, представляющих собой совокупность взаимодействующих между собой элементов. Взаимодействие элементов системы характеризуется прямыми и обратными связями. Сущность системного анализа состоит в том, чтобы выявить эти связи и установить их влияние на поведение всей системы в целом.

Именно системный анализ служит основой для интегральной оценки туристского потенциала территорий.

Особого внимания заслуживает метод моделирования. Модель представляет собой точную материальную копию исследуемого объекта, которая в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об исследуемом объекте. В соответствии с данным определением моделирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей. Следовательно, процесс моделирования включает в себя три элемента: субъект (исследователь), объект исследования и модель, опосредующая отношения субъекта и объекта.

Математико-географическое моделирование — метод формализации географических представлений на основе создания логико-математических моделей, отражающих количественные отношения реальных географических объектов.

Модели выполняют следующие функции: психологическую (возможность изучения тех явлений, которые трудно исследовать иными методами), собирательную (определение необходимой информации, ее сбор и систематизация), логическую (выявление и объяснение механизма развития конкретного явления), систематизирующую (рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем), конструктивную (создание теорий и познание законов), познавательную (содействие в распространении научных идей).

Несмотря на ценность метода моделирования, возможности его применения в туристском ресурсоведении пока весьма ограничены, что объясняется, в первую очередь, динамичностью и неосязаемостью туристских явлений и процессов, а также сложностью моделирования туристских ресурсов и систем.

 

4. Туризм и рекреация

 

Понятие о туризме. Федеральный закон № 12-ФЗ от 05.02.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» определяет термин «туризм» как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в другие регионы и страны в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от разных источников в стране (месте) временного пребывания.

В «Энциклопедии туризма» приводятся следующие определения туризма и туристской деятельности:

1) временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;

2) деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих;

3) особая форма передвижения людей по маршруту в целях посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса;

4) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей;

5) движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса;

6) форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную;

7) популярная форма организации отдыха, проведения досуга;

8) отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам;

9) совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела.

Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета В.Хунзикером и К. Крапфом, которые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

По одному из первых официальных определений, принятого ООН в 1954 г., туризм есть активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека и связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику данного понятия представила Академия туризма в Монте-Карло: «Туризм — общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, а также для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания».

На Всемирной конференции по туризму в Мадриде в 1981 г. туризм был определен как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые в целях познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.

Отметим, что туристские поездки будут осуществляться только при соблюдении временного (более 1 сут) и пространственного (перемещение в другое место) критериев.

В Гаагской декларации по туризму, принятой в 1989 г., туризм определяется как свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникших в результате этих перемещений. С юридической точки зрения, туризм представляет собой совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.

С позиций экономики туризм рассматривается, во-первых, как большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом; во-вторых, как сфера экономической деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

В социально-культурной сфере туризм предстает как особого рода межличностная деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение туризма, одобренное ВТО и широко используемое в международной практике: «Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, деловых поездок и пр.». В данном определении заложены три основных критерия туризма: а) выезд за пределы обычной среды; б) временный характер передвижения; в) цели поездки.

Все приведенные определения туризма можно подразделить на две группы:

1) узкоспециализированные (отраслевые) определения, предназначенные для выполнения частных задач, т. е. используемые в правовом регулировании, статистическом учете, социальной политике и т.д.;

2) концептуальные определения, которые служат основанием для первой группы и отражают внутреннее содержание туризма.

Примером концептуального определения туризма можно считать следующую дефиницию: туризм есть совокупность отношений и феноменов, вытекающих из перемещения и нахождения людей вне своего постоянного места жительства по причинам, не связанным с трудовой деятельностью, а в целях удовлетворения культурных, оздоровительных, релаксационных, развлекательных потребностей и ради получения удовольствия, а также по другим причинам, если они не связаны с получением прибыли.

В процессе развития туризма появлялись различные толкования этого понятия. Тем не менее, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии.

1. Изменение места проживания. Поездки будут считаться туристскими, если они осуществляются в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте более 12 мес. Лицо, находящееся 12 мес и более в определенном месте, считается мигрантом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, которая оплачивается из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится как к международному, так и к внутреннему туризму.

Три вышеназванные критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Но есть особые категории туристов, в отношении которых данных критериев недостаточно — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Многие отечественные и особенно зарубежные специалисты рассматривают туризм с точки зрения системного подхода. По мнению швейцарского ученого К. Каспара, в основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма (турист как потребитель туристских услуг) и объект туризма, состоящий из трех элементов — туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию профессора университета Окленда (США) Н.Лейпера, который считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент, туристы и туристская индустрия. При этом географический компонент включает три основные составляющие: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации.

Дестинациейназывается территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: а) определенным набором услуг; б) достопримечательностями; в) информационными системами.

Существуют пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов:

• временное посещение дестинации и непременное возвращение обратно;

• наличие дестинации как другой местности (страны), отличной от места постоянного проживания человека;

• цели туризма, отличающиеся гуманистическим содержанием и направленностью;

• совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время;

• запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.

Соотношение понятий «рекреация» и «туризм». В настоящее время существует весьма сложная терминологическая проблема — проблема соотношения понятий «туризм» и «рекреация».

Рекреация (от лат. recreatio — восстановление) обычно определяется как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным. Оно лучше отвечает задачам эмпирических и прикладных исследований, тогда как отдых удобнее использовать в качестве фундаментального понятия в одном ряду с категорией «труд».

Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иных рутинных форм рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором — предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый, и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека вне зависимости от его социального статуса.

Туризм — многогранное понятие: это и разновидность миграции населения, и бизнес — сектор мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия трактовок понятия «туризма».

В отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто представляют в виде своеобразной «понятийной рамки», внутреннее пространство которой заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды — оздоровление, познание окружающей действительности, развлечения, посещение родственников и знакомых, участие в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонение религиозным святыням (паломничество), лечение и др.

По мере того как туризм выходил из «тени» рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются, прежде всего, объема понятий и содержательного наполнения. Главное отличие туризма от рекреации состоит в разном соотношении социальной (социально-экономической) и биологической составляющих.

Туризм и рекреация различаются и объемом понятий. Рекреация включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. Непременным его условием является сравнительно длительная смена обстановки, привычного образа жизни человека.

На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами туризма.

Объем рассматриваемых понятий разнится еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов по месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека. Таким образом, туристская деятельность не всегда является рекреационной, а рекреационная — туристской.

Интересной является точка зрения английских географов С. Холла и С. Пейджа, которые представили свою модель на рис. 1.1. Пунктирные линии на рисунке показывают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы их взаимопроникновения и интеграции — деловой туризм и «серьезный» досуг (повышение квалификации, общественная деятельность, творческая и интеллектуальная деятельность и т.д.).

 

 

В развитии этой идеи в западной науке выделяются «чистый» туризм (деловой, образовательный); «чистая» рекреация (кратковременная рекреационная активность в рамках повседневности); переходная форма — рекреационный, или лечебно-оздоровительный, туризм и пограничные виды туризма. Одни из них (культурно-познавательный, спортивный, религиозный) занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие (поездки на дачу) располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией.

Если рекреацию можно отнести к социальной составляющей деятельности людей, то туризм имеет экономическую природу. Можно сказать, что к туризму относятся виды деятельности, находящиеся вне границ рекреации, а к рекреации — род занятий, не являющихся туризмом по своей сути.

 

5. Ресурсоориентированные виды туризма

 

Ресурсы являются главным фактором развития туризма. Но далеко не все направления туризма являются ресурсоориентированными, т.е. требующими наличия разнообразных ресурсов. В данном подразделе выделены и рассмотрены только те виды туризма, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию. А для этого нужно провести классификацию основных видов туризма.

Исходя из мотива, побудившего человека отправиться в поездку, можно выделить следующие виды туризма.

Туризм в целях отдыха заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе в целях физического или психологического восстановления организма. К этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются ландшафтно-климатические и бальнеологические ресурсы территории.

Туризм в целях изучения культуры ориентирован на познание чужой культуры и подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм связан с поездками в целях посещения родственников, знакомых, друзей. К общественному туризму относится и клубный туризм, характеризующийся тем, что путешествующие сознательно объединяются в группы по определенным интересам.

К спортивному туризму относятся поездки в целях активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер, — участие в спортивных соревнованиях в качестве зрителей и болельщиков.

Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок, совещаний, встреч.

Конгрессный (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Очень часто определенный ресурс территории в силу его уникальности является основной целью путешествия. Туристы часто едут полюбоваться закатами на острове Бали, наблюдать самые высокие в мире приливы в Канаде, приезжают в США только для того, чтобы увидеть Статую Свободы, или в Санкт-Петербург для ознакомления с архитектурными памятниками и уникальными дворцово-парковыми ансамблями города и его пригородов.

Рекреационный туризм является самым распространенным видом туризма и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием видов деятельности туристов и может включать зрелищные и культурно-развлекательные программы, занятия по интересам, занятия спортом, посещение спортивных мероприятий и т.д.

Лечебный туризм связан с потребностью человека в диагностических, профилактических и лечебных услугах, которые могут предоставляться как в рамках курортов с использованием природных лечебных факторов, так и в рамках специализированных клиник и медицинских центров с применением самого, современного оборудования и новейших медицинских технологий. Это приводит к выделению двух основных форм лечебного туризма — лечебного клинического и лечебного курортного.

Основным видом используемых туристских ресурсов являются природные лечебные ресурсы. Основу природных лечебных ресурсов, часто называемых курортными факторами, составляют гидроминеральные ресурсы — минеральные воды и лечебные грязи. Особым ресурсом являются ландшафтно-климатические условия.

Познавательный туризм основан, во-первых, на ознакомлении с природными и культурно-историческими ресурсами страны или региона, музеями, театрами, особенностями жизни и традициями местного населения, во-вторых, на предоставлении туристам разнообразной экскурсионной программы. В ряде случаев познавательный туризм может комбинироваться с религиозным и экологическим туризмом.

Религиозный туризм основан на религиозных потребностях представителей различных конфессий и подразумевает поездки по святым местам с разными целями. Многие авторы выделяют три направления религиозного туризма — паломнический, познавательный и научный. Вместе с тем, религиозный туризм следует отличать от паломнического.

Паломнический туризм предполагает следование всем элементам религиозного культа и обязательное наличие веры у человека. Паломничество часто связывается с проведением крупных религиозных праздников и мероприятий.

Религиозный туризм может осуществляться с целью осмотра объектов культовой архитектуры и не предполагает наличие у человека соответствующего вероисповедания.

Известными мировыми центрами религиозного и паломнического туризма являются Рим, Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина, Афон и др. В России наиболее известными подобными центрами являются Сергиев Посад, Соловецкие острова в Белом море, острова Валаам на Ладожском и Кижи на Онежском озерах, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в селе Дивеево и др.

Экологический туризм, или экотуризм, — один из наиболее динамично развивающихся секторов туристской отрасли. Ни один вид туризма не вызывает у специалистов такого интереса и таких ожесточенных споров, как экотуризм. Экотуризм в большей степени ориентирован на природные и в меньшей степени — на культурно-исторические ресурсы. Экотуризм предполагает путешествия по малоизученным человеком территориям, которые чаще всего попадают в категорию особо охраняемых.

Одной из основных форм экологического туризма является агротуризм (сельский туризм). Данный вид экологического туризма представляет значительный сегмент туристского рынка и имеет право на определенную самостоятельность. К агротуризму следует относить поездки отдельных туристов и организованных групп с целью отдыха в пределах естественных или специально оборудованных сельских поселениях и комплексах, приобщения к сельскому образу жизни, познания местных традиций, обычаев, системы ведения хозяйства и природопользования.

При этом незыблемыми остаются: принцип невмешательства в традиции и обычаи местного населения, стремление поддерживать симбиотические и доброжелательные связи с местными жителями, содействие поддержанию окружающей природной и культурной среды в состоянии равновесия, а также обязательное поступление средств от развития сельского туризма в местные бюджеты.

Спортивный туризм включает в себя поездки туристов-индивидуалов или организованных групп туристов с целью занятий спортом или посещения крупных спортивных мероприятий — соревнований, чемпионатов, олимпиад. Как правило, спортивный туризм предполагает, что потенциальными потребителями подобного рода услуг будут непрофессиональные спортсмены, поручающие организацию таких путешествий специализированным туристским фирмам, клубам или организациям. Путешествия профессиональных спортсменов следует относить к самодеятельному туризму.

Спортивный туризм может реализовываться в двух основных формах: активная и пассивная. Активная форма спортивного туризма предполагает непосредственное участие туриста в спортивных мероприятиях, походах, соревнованиях. Пассивная форма, выделение и отнесение которой к спортивному туризму поддерживают не все специалисты, предполагает участие туристов в спортивных мероприятиях в качестве зрителей и болельщиков.

Приключенческий и экстремальный виды туризма представляют собой два достаточно близких направления туристской деятельности. Приключенческий туризм является специфическим видом отдыха, обязательными условиями которого являются его связь с посещением экзотических мест и занятие необычными видами деятельности (сплавы по рекам, дайвинг, сафари, путешествия на воздушных шарах и т.д.).

Элементами приключенческого туризма можно считать и путешествия на необычных видах транспорта — собачьих упряжках, слонах, воздушных шарах, верблюдах.

В большинстве случаев приключенческий туризм связан с высокой степенью риска, значительными физическими нагрузками, наличием элементов неопределенности, неожиданности в процессе путешествия, что вызывает большой азарт у туристов, но требует от них смелости, выносливости, специфических умений и навыков.

В последнее десятилетие в мире появляется специфическая инфраструктура для целей приключенческого туризма. К объектам приключенческого туризма, например, можно отнести парки приключений (Adventure Park).

Экстремальный туризм можно считать одной из крайних форм приключенческого туризма. В отличие от приключенческого туризма экстремальный туризм зачастую организуется туристами самостоятельно и часто сопряжен со значительным риском для здоровья и жизни туристов. Для того чтобы провести грань между приключенческим и экстремальным туризмом, приведем наглядный пример.

Туристская фирма организует приключенческий тур для туристов на один из островов Тихого океана. Основой программы является поиск туристами или их организованными группами спрятанного клада. В процессе поиска клада туристы сталкиваются с искусственно созданными опасностями и приключениями.

Организуя экстремальный тур, группа туристов с минимальным оборудованием, запасом воды и пищи высаживается в сибирской тайге для прохождения по наиболее опасному и непроходимому участку территории. При этом группа оказывается отрезанной от мира и предоставленной самой себе. Все возникающие по пути маршрута экстремальные ситуации и трудности группа вынуждена решать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь.

Однако приключенческий и экстремальный туризм почти всегда роднит их природное начало, т.е. ориентированность на пребывание, а зачастую и выживание в суровых природных условиях, пригодных для этого территорий. Это могут быть и джунгли, и суровые арктические пустыни, и непроходимая сибирская тайга. И именно отрешенность от цивилизации, непосредственное соприкосновение с природой, с естественными или искусственно созданными трудностями и препятствиями привлекают туристов, жаждущих острых ощущений.

Особым направлением туризма является самодеятельный туризм — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно, но под руководством опытного инструктора. Именно наличие инструктора и активный характер перемещения характеризует самодеятельный кие походы, туристские экспедиции в малоизученные и притягательные районы, туристские слеты и туристско-спортивные соревтуризм.

К самодеятельному туризму относятся следующие его направления: пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, автотуризм, велотуризм, конный туризм, мототуризм. Самодеятельный туризм реализуется в нескольких формах. Наиболее популярными являются туристснования.

 

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.52.59
Генерация страницы за: 0.226 сек.