Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка качества территорий для развития туризма и отдыха




Под туристским потенциалом территорий часто понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Это определение считается наиболее удачным.

План

Тема 2. ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

1. Понятие и структура туристского потенциала территорий

2. Методики оценки туристского потенциала территорий

3. Оценка качества территорий для развития туризма и отдыха

4. Сопряженная оценка туристского потенциала территории и экономико-географических условий развития туризма

1. Понятие и структура туристского потенциала территорий

Важным условием развития туризма является наличие туристского потенциала территорий. В последнее время термин «туристский потенциал» стал достаточно часто употребляться в туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание этого термина нередко весьма сложно, поскольку общепринятой профессиональной его трактовки не существует.

Структура туристского потенциала территорий наглядно показана на рис. 2.1, из которого следует, что туристский потенциал включает две группы — туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру, которые в свою очередь включают соответствующие подгруппы. Туристские ресурсы и туристская инфраструктура включают общую подгруппу — социально-

 

 

       
   
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ
 
 

 

               
 
 
   
   
ПРОЧИЕ ВИДЫ
   
 
 

 

 


Рис. 2.1 Структура туристского потенциала территории

 

 

экономические ресурсы, к которым относятся следующие элементы: трудовые, информационные, управленческие, материально-технические и др.

Существует два основных подхода к определению социально-экономических ресурсов.

Первый подход предполагает выделение социально-экономических ресурсов в качестве отдельной группы, включающей трудовые, материально-технические и информационные ресурсы.

Второй подход основан на самостоятельности туристской инфраструктуры и выделении в структуре социально-экономических ресурсов четырех групп: трудовых, материально-технических, управленческих и информационных. При составлении рис. 2.1 были учтены оба подхода.

Для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо:

а) выявление потенциала;

б) оценка потенциала;

в) оценка современного состояния его использования;



г) оценка возможностей интенсификации его использования;

д) оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;

е) подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.

Следует сказать еще об одной терминологической проблеме. В научном обиходе часто употребляются термины «туристско-рекреационный потенциал», «туристско-рекреационные ресурсы», «туристско-рекреационная сфера». Использование данных понятий является не совсем методологически верным. Заметим, что рекреационная деятельность чаще всего включает в себя туристскую. Поэтому употребление термина «туристско-рекреационный» не является оправданным, так как заведомо содержит в себе дублирование.

 

 

2. Методики оценки туристского потенциала территорий

Необходимость оценки туристского потенциала территорий.

 

При оценке туристского потенциала территорий необходимо учитывать целый ряд параметров, а именно: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристских объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К регионам России, потенциал которых признан высоким, можно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех остальных регионах имеются особенности, которые затрудняют использование каждого из регионов или ухудшают его качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.

Несмотря на сложности в использовании туристского потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристской сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:

1) количественная оценка ресурсов;

2) оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;

3) оценка возможностей использования ресурсов;

4) систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, что возможно лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.

Ниже приводятся существующие методики оценки туристского потенциала территорий.

Методика оценки величины и эффективности туристского потенциала [Планирование на предприятии туризма / под ред. Е.И.Богданова — СПб. : Бизнес-пресса, 2005].

При оценке величины и эффективности туристского потенциала территории необходимо различать следующие показатели:

а) суммарный объем ресурсов туристского потенциала;

б) величина туристского потенциала;

в) показатель реализации туристского потенциала.

Суммарный объем ресурсов туристского потенциала территорий характеризует максимально возможный объем туристских ресурсов, которыми располагает территория на данный момент времени, выраженный в едином измерении. Необходимо отметить, что туристский потенциал, являясь переменной величиной, зависит от количественных и качественных характеристик туристских ресурсов, которыми располагает территория.

Количество туристских ресурсов относится к экстенсивным факторам наращивания туристского потенциала.

Продуктивность туристских ресурсов как определяющая качественная характеристика относится к интенсивным факторам.

К факторам, обеспечивающим воспроизводство туристского потенциала территории, относят те, которые способствуют увеличению количества и улучшению качественных параметров туристских ресурсов.

Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование. Данный показатель характеризует максимально возможную отдачу туристского потенциала.

Показатель реализации туристского потенциала отражает достигнутый уровень его использования и характеризует фактическую отдачу туристских ресурсов.

При анализе туристского потенциала территории оценке может подлежать общая величина туристского потенциала или его активная часть, т. е. все элементы туристского комплекса региона, фактически вовлеченные в экономическую деятельность и определяющие результат его использования.

Комплексную оценку туристского потенциала территории целесообразно проводить с помощью экономических методов, позволяющих выбрать единые стоимостные измерители, и осуществлять путем расчета потенциального валового дохода при условии наиболее полного использования туристского потенциала.

Это возможно посредством оценки суммарной величины туристских расходов и изучения их распределения между различными предприятиями, обслуживающими туристов. Значительная трудность при их проведении состоит в необходимости большого объема первичной информации, а это требует крупных финансовых затрат на ее сбор и обработку. Экономическая оценка туристского потенциала территории может быть интервальной величиной (например, годовой) или суммарной за период, равный среднему циклу воспроизводства туристского потенциала.

Задача выявления и оценки туристского потенциала территории все более актуальна для определения оптимальной пропускной способности существующих и вновь осваиваемых туристских зон.

Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также развитию других отраслей хозяйства.

Возможна и стоимостная оценка туристского потенциала, в первую очередь, его основной составляющей — туристских ресурсов.

При анализе туристского потенциала территории необходимо оценить эффективность его использования. В настоящее время задача оценки эффективности использования туристского потенциала территории для развития туризма еще ждет своего решения. Однако критерий эффективности использования туристского потенциала территории Кэ может быть представлен в виде следующего соотношения:

 

 

где Эп — эффект от реализации территориального туристского потенциала; 3 — затраты, потребовавшиеся для достижения Эп.

В свою очередь, Э может быть представлен в виде суммы двух составляющих, одна из которых характеризует вклад туризма в решение региональных и государственных проблем, а другая — собственно рекреационный эффект, т. е. разницу между состоянием туризма в начале и конце туристского цикла. Что касается необходимых затрат Зп, то они зависят от специфики конкретных мероприятий по реализации потенциала и могут быть определены по методикам известных в практике расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов.

Методика оценки туристского потенциала территорий, предложенная А. В. Дроздовым . Данная методика оценки туристского потенциала ориентирована на применение в условиях особо охраняемых природных территорий — национальных парков. Однако она вполне применима и для других территорий, так как методологических различий при ее применении нет.

Методика А. В. Дроздова предполагает выделение основных компонентов туристского потенциала, подлежащих оцениванию. Эти компоненты целесообразно подразделить на две основные группы:

а) природные и культурные ландшафты;

б) средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий).

К группе «Природные и культурные ландшафты» следует отнести следующие компоненты:

• собственно территории и акватории, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и прочие объекты;

• естественно-исторические (особенно краеведческие) музеи и т.д., а также объекты, интересные и поучительные с точки зрения экологии объекты культурного наследия;

• территории с особой культурно-исторической ценностью.

К группе «Средства и условия осуществления туров» относятся следующие компоненты:

экотехнологичные виды транспорта, объекты размещения туристов, туристское снаряжение;

• экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;

• квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и информационные материалы;

• экологически благоприятная местность, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;

• пригодность территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;

• допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения.

Критериями оценки компонентов природных и культурных ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различные характеристики.

Аттрактивность — (от лат. attrahere — привлекать) — привлекательность. Аттрактивность туристской деятельности определяется как индивидуальная или групповая привлекательность занятий туристской деятельностью и их сочетаний.

Для группы «Средства осуществления туров» критериями являются показатели экотехнологичности: расход топлива (энергии) и эмиссия вредных веществ, уровень шума и гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом. Группу «Условия осуществления туров» следует оценивать, опираясь, в первую очередь, на существующие нормативы: экологические нормы безопасности, допустимые туристские нагрузки и нормы ресурсопользования.

Многие компоненты удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий». Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например «весьма низкий» и «весьма высокий».

Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти- или семибалльную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Например, оценивая компоненты подгруппы «Условия осуществления туров», таких, как благоприятность и пригодность территории (объекта) для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним необходимо присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.

Выявление и оценку туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную: а) оценивая фиксированный набор компонентов потенциала; б) используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме; в) вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки; г) четко обозначая территориальные рамки сравнения.

Методика оценки туристского потенциала, предложенная Е. Ю. Колбовским. Е. Ю. Колбовский предлагает оценивать туристский потенциал территории по следующему плану:

1) наличие привлекательных объектов исторического наследия: монастыри; сельские храмы; памятники археологии; места исторических сражений; памятные места, связанные с интересными историческими событиями; сохранившиеся архитектурные центры сел и деревень;

2) наличие уникальных природных объектов и объектов, связанных с культурным ландшафтом: дворянские усадьбы и сельские парки, монастырские парки, старые мельницы и плотины на реках, древние водные пути и волоки, старинные аллеи и отдельные деревья, красивые и привлекательные в плане отдыха озера, привлекательные участки долин, уникальные валуны, родники, святые источники и т.д.;

3) наличие мест, выбранных населением для отдыха самостоятельно: участки рек с летними пляжами, местами для палаточных городков; участки озерных побережий; лесные массивы, в которых собирают ягоды; болотные массивы, которые используют для сбора ягод; лесопарки для отдыха и прогулок; реки, освоенные для сплава на байдарках, резиновых лодках и т.д.;

4) заключение о характере туристско-рекреационного потенциала региона:

 

а) какие виды элементарных рекреационных или туристских занятий могут иметь место в пределах региона;

б) какие объекты уже активно используются в туризме;

в) какие виды туризма (пеший, автомобильный, конный, водный) имеют наибольшие перспективы для развития при наличии средств;

г) какие новые маршруты могут быть предложены;

д) какие проблемы ограничивают использование природного и культурно-исторического потенциала территории.

Методика оценки туристско-рекреационного потенциала территории, предложенная Ю. А. Худеньких [78]. На основе анализа существующих методик оценки туристского потенциала территорий предлагается балльная оценка туристского потенциала территорий.

Исходя из структуры туристского потенциала, оцениваются, прежде всего такие компоненты, как природный, историко-культурный и социально-экономический. Остальные компоненты учитываются при корректировании полученных результатов.

Туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, делового, лечебного).

В качестве субъекта оценивается абстрактный турист, проживающий за пределами региона.

Величину природного и историко-культурного компонентов туристского потенциала предлагается измерять на основе ценности наследия территории. Несмотря на то, что не все природные и историко-культурные компоненты относятся к актуальным туристским ресурсам и немногие способны стать ими в ближайшем будущем, можно с уверенностью говорить о том, что туристский потенциал пропорционален ценности наследия территории.

Для целей количественной оценки туристского потенциала необходимо знать: объекты наследия, которые четко зафиксированы в нормативных документах и доступных литературных источниках; уровень их сравнительной значимости, что позволяет довольно легко выразить их в баллах. При этом значение таких факторов, как климат, рельеф и другие можно учитывать с помощью поправочных коэффициентов.

При оценке социально-экономического компонента туристского потенциала учитывают транспорт и специальную туристскую инфраструктуру, влияющие на развитие различных видов туризма. Для оценки роли транспорта ключевым критерием может служить плотность транспортных магистралей, характеризующая уровень доступности различных территориальных объектов. Туристская инфраструктура оценивается на основе расчетного показателя, отражающего отношение числа предприятий размещения и питания к численности населения территории.

Автор методики приводит примеры расчета баллов по каждому компоненту. При расчете природного компонента объектам местного значения присваивался 1 балл, регионального — 2 балла, федерального — 3 балла, зарезервированным объектам — 1 балл. Дополнительно вводились коэффициенты по следующим факторам: а) площадное распространение объектов наследия (отношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади территории); б) комфортность климата; в) ландшафтная привлекательность; г) уровень природно-очаговых заболеваний; д) узнаваемость (известность) географических объектов на территории (рассчитывается на основе частоты упоминаний в энциклопедическом источнике).

При расчете (в баллах) историко-культурного компонента учитывается не только значимость объектов (памятники федерального значения — 3, местного — 1), но и функциональное разнообразие недвижимых объектов, которое оценивается с помощью коэффициентов, исходя из степени привлекательности (археологические и монументальные — 0,6, исторические — 0,8, градостроительные, архитектурные и комплексные — 1).

Автор предлагает и методику расчета корректирующих коэффициентов. Так, для расчета коэффициента по узнаваемости географических объектов на территории (характеризующих не только наследие) рекомендуется использовать одно из самых полных энциклопедических изданий страны или региона. Каждая энциклопедическая статья оценивается в 5 баллов, упоминание о ней — 1 балл. Если об объекте было упомянуто на нескольких территориях (до пяти), за каждое упоминание добавляется пропорциональная доля баллов. Затем итоговое число баллов учитывается при определении поправочного коэффициента.

Расчет уровня развития туристской инфраструктуры производится суммированием двух чисел: отношение числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профилакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения. Итоговый результат представляет собой не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном и социально-экономическом компонентах потенциала.

 

 

Туризм и отдых становятся важной сферой деятельности общества, охватывающей широкий круг проблем. Их решение требует фундаментального изучения таких вопросов, как избирательность отдельных видов отдыха к географической обстановке, типология систем рекреации и туризма, прогнозирование потребностей в различных формах отдыха, рациональная организация туристских территорий и др.

В целях проведения комплексной оценки конкретной территории для развития туризма и отдыха необходимо иметь представление о следующих основных показателях:

1) ее параметрах: а) общие сведения; б) географическое положение; в) состав и физико-географическая структура; г) история формирования и развития; д) современный уровень экономического развития и народно-хозяйственное значение территории;

2) природных ресурсах: а) орографические условия; б) климатические условия и биоклимат; в) гидрологические условия;

г) флористические и фаунистические ресурсы; д) особо охраняемые природные территории как туристский ресурс; е) ландшафт территории и его комплексная оценка;

3) культурно-исторических ресурсах: а) историко-культурные особенности; б) наличие объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; в) материальное наследие; г) памятники истории и культуры; д)духовное наследие и традиционная культура; е) культурные ландшафты;

4) социально-экономических ресурсах и инфраструктурной обеспеченности: а) транспортная инфраструктура; б) инфраструктура размещения; в) инфраструктура питания; г) инфраструктура досуга и развлечений; д) прочие отрасли туристской инфраструктуры; е) трудовые ресурсы территории; ж) финансовые и материальные ресурсы туризма; з) управленческие ресурсы; и) информационные ресурсы; к) прочие социально-экономические ресурсы;

5) доступности территории для развития туризма и отдыха: а) транспортная; б) пространственная; в) временная; г) политическая; д) социально-экономическая; е) финансовая; ж) информационная; з) формальная; и) инфраструктурная;

6) пространственной организации туризма: а) формы организации туризма; б) основные факторы и закономерности территориальной организации туризма; в) территориальные системы туризма; г) туристское районирование территории; д) туристские центры региона, их профиль и специфика; е) туристские объекты и комплексы; ж) туристские маршруты;

7) традициях использования территории для развития туризма: а) период туристского освоения территории; б) степень туристской освоенности территории; в) современные формы туристского использования территории; г) традиционные направления развития туризма; д) уникальные направления развития туризма;

8) современном состоянии туризма: а) выездной туризм; б) въездной туризм; в) внутренний туризм; г) проблемы и перспективы развития туризма в регионе; д) структура управления туризмом; е) существующие проекты и программы развития туризма;

9) факторах развития туризма (с обязательным разделением на положительные и негативные): а) экологические; б) природные; в) социокультурные; г) экономические; д) правовые; е) политические; ж) инфраструктурные.

В последнее время проблема комплексной оценки территорий для использования в целях туризма и отдыха активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма.

Сложность оценки территории для целей туризма и отдыха заключается в том, что для разных видов туристской деятельности необходимы различные ресурсы и условия. К основным видам туристско-рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии «на природу» и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). При этом каждый вид деятельности требует особой группировки оцениваемых факторов и особое прочтение их значения.

Внимание следует уделять не только положительным, но и отрицательным факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в туристских целях.

При выборе территории для развития туризма прежде всего оценивается ландшафт и его фрагменты. Любая местность (ландшафт) с точки зрения отдыха и туризма может привлекать и манить к себе либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими).

Аттрактивность — основное системное свойство туристских ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их туристской ценности. Аттрактивность туристской деятельности определяется как индивидуальная или групповая привлекательность занятий туристской деятельностью и их сочетаний.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. К привлекательности местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы объединяются, например: лес, озеро, река, горы, равнинные участки, в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов — рек, озер, водохранилищ, древесной растительности — хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, создают дополнительные рекреационные возможности и повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, благоприятные для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы — необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок — условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места. Понятие «эстетика места», применяемое здесь, отражает его способность воздействовать на нервную систему человека, его психоэмоциональную сферу. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, считается, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем пристальный интерес.

Репеллентностъ — нахождение на территории большого количества опасных и вредных для человека животных и растений, например энцефалитных клещей, ядовитых пресмыкающихся или растений, хищных животных; в гористой местности к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. A. Организм. Индивид. Личность. Ииндивидуальность. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева.
  2. I I I этап развития Медицинской этики
  3. I Оценка организационной деятельности мастера
  4. I ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА И (ИЛИ) ЕГО СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ
  5. I. Основные этапы развития дерматологии и венерологии
  6. II. Оценка основных средств
  7. II. Эволюционные и революционные пути развития психики в онтогенезе
  8. II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи.
  9. III-V ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ОЦЕНКА ЕГО КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
  10. III. Расширение экономических связей со всеми странами мира, получение валютных кредитов для развития собственной экономики.
  11. IV этап развития Медицинской этики
  12. IV. Интеллектуальные соревнования как средство развития интереса к изучению физики




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.098 сек.