Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка

План

1. Определение и классификация социально-экономических ресурсов туризма

2.Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов

3.Инфраструктура транспорта в туризме

4.Инфраструктура размещения и питания туристов

5.Туристские объекты, комплексы и учреждения

 

1. Определение и классификация социально-экономических ресурсов туризма

 

Социально-экономические ресурсы туризма определяются как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, которые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма в стране или регионе. При этом социально-экономические объекты и явления в процессе организации отдыха выступают то как условия, то как ресурсы. Например, часть населения курортной местности, не вовлеченная в туристскую деятельность, выступает как условие этой деятельности, а часть населения, которая может быть занята в туристских учреждениях, выступает в качестве трудовых ресурсов туристского хозяйства.

Социально-экономические ресурсы туризма подразделяются на шесть основных блоков:

1) информационные ресурсы;

2) трудовые и образовательные ресурсы;

3) финансовые ресурсы;

4) материальные ресурсы;

5) управленческие ресурсы;

6) инфраструктура туризма.

Кратко охарактеризуем каждый из блоков.

Информационные ресурсы туризма образует информация различного рода, которую турист получает в разное время: а) в процессе подготовки к туристской поезде, используя для этого путеводители, справочники, материалы периодической печати, советы друзей, знакомых и родственников; б) в ходе реализации туристской поездки с помощью наблюдений, рассказов экскурсоводов; знакомства с буклетами, картами, путеводителями на месте; в) по окончании туристской поездки с целью углубить и закрепить представления и впечатления от поездки и посещенной стране.

В большинстве стран мира информационным ресурсам туризма уделяется большое внимание. Страны, специализирующиеся на приеме туристов, огромными тиражами издают путеводители по основным регионам и туристским центрам, буклеты, справочники, карты, листовки, каталоги, рекламный материал. Зачастую эти материалы раздаются туристам бесплатно или за символическую плату в информационных киосках, музеях, переходах метро и т.д. Информационное обеспечение туризма на территории РФ пока не получило должного развития.

К трудовым ресурсам туризма относятся кадры туристских предприятий — как штатный персонал, так и работники, привлекаемые для работы в туристский сезон. Сразу следует сказать, что индустрия туризма охватывает огромное количество как основных, так и сопутствующих производств и отраслей экономики. Именно по этой причине учет общего количества занятых в сфере туризма представляется затруднительным.

С трудовыми ресурсами туризма тесно связаны образовательные ресурсы. Необходимым условием для организации туристского предприятия и успешной работы на нем профессиональных кадров является профильное образование. В России и ряде стран мира создано большое количество учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Хороший уровень туристского образования характерен для Швейцарии, Австрии, Германии, Польши, Франции. В России более 300 учебных заведений занимаются подготовкой специалистов как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Финансовые ресурсы туризма составляют денежные средства, которые могут поступать в сферу туризма и расходоваться различными путями. Существует несколько основных путей поступления денежных средств в сферу туризма: а) инвестированием, которое может быть как государственным, так и частным; б) благодаря доходам от пребывания иностранных туристов; в) с помощью денежных средств, которые могут быть получены от деятельности как основных, так и сопутствующих производств.

Материальные ресурсы составляют основные фонды индустрии туризма. В настоящее время широко используется понятие «материально-техническая база туризма (МТБ)». Под материально-технической базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства туристских услуг. Материально-техническая база используется только туристами в отличие от инфраструктуры туризма, которая используется как туристами, так и производителями туристских услуг.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, пункты реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и др.

В основу классификации объектов материально-технической базы туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы и виды собственности хозяйствующих субъектов.

Управленческие ресурсы достаточно редко включаются авторами в структуру социально-экономических ресурсов туризма. Под ними часто понимают иерархическую структуру управления индустрией туризма, сложившуюся в определенной стране или регионе.

Инфраструктура туризма лежит в основе социально-экономических ресурсов туризма и состоит из пяти взаимосвязанных отраслей: а) транспортно-коммуникационной инфраструктуры; б) инфраструктуры размещения; в) инфраструктуры питания; г) инфраструктуры досуга и развлечений; д) специализированной инфраструктуры.

В рамках данного учебного пособия не рассматриваются трудовые, образовательные, финансовые, материальные и управленческие ресурсы. Все эти группы ресурсов туризма рассматриваются в ряде учебных дисциплин, таких, как менеджмент туризма, управления персоналом, экономика туризма и др.

В предлагаемом учебном пособии подробно рассматривается инфраструктура туризма, которая является, как было сказано, основой социально-экономических ресурсов.

Кратко охарактеризуем каждый из блоков.

 

2. Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов

 

Из истории формирования инфраструктуры туризма. Формирование, потребление и воспроизводство туристских ресурсов непосредственно связано с наличием развитых инфраструктуры и индустрии туризма. В иерархии управления туризмом в бывшем СССР инфраструктура и индустрия туризма были жестко централизованы в нескольких монопольных туристских ведомствах. В этих условиях существовали такие понятия, как единое туристское пространство, единая туристская транспортная система и др.

На балансе туристских организаций были не только объекты индустрии туризма (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные структуры и др.), но и ряд дорожно-коммуникационных объектов инфраструктуры туризма (канатные дороги, фуникулеры, подземный экскурсионный электротранспорт, горноспасательные станции, средства связи и др.).

В условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное содержание. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий индустрии туризма. Это самостоятельные предприятия с разнообразной деятельностью, где туристская деятельность подразумевается «в том числе» и в ряде случаев не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроператорами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта).

Из системы инфраструктуры туризма выведены все предприятия и организации, обеспечивавшие безопасность самодеятельного, походного, спортивного и иных видов туризма; они стали структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Поэтому границы инфраструктуры и индустрии туризма стали условными.

Особое значение при производстве туристских услуг имеет инфраструктура туризма с классической триадой туризма транспорт-приют—развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристских организаций. Непосредственно туристские организации производят в основном информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.). Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма.

Определение инфраструктуры туризма. По законодательно закрепленному определению, инфраструктура туризма — это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В более общем понимании инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристский баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения. К инфраструктуре туризма, как особому виду предпринимательской деятельности, предъявляются следующие требования:

• должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие;

• должна способствовать возникновению и появлению новых партнерских связей, взаимодействующих с ее составляющими элементами;

• должна быть адекватна потребностям туристских предприятий с учетом их функциональной специализации, пропускной способности туристских объектов и др.;

• должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка (по дислокации, стоимости деловых услуг, информированности о реальных возможностях и т.д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития туристского бизнеса;

• должна обеспечивать достоверными и своевременными статистическими данными, а также осуществлять мониторинг деятельности субъектов рынка туристских услуг.

Виды и функции инфраструктуры туризма. Во многих страна мира и в России объекты инфраструктуры туризма в самом общем виде подразделяют на три группы:

• основная группа — объекты, предоставляющие основные туристские услуги: размещение, питание, перевозку, экскурсионное обслуживание, услуги туристских фирм;

• дополнительная группа — объекты, существенно дополняющие и повышающие полезность услуг основной группы для потребителей; анимационные услуги, продажа сувениров, фототоваров, информационные услуги, услуги спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.;

• сопутствующая группа — объекты, непосредственно не оказывающие туристских услуг, но создающие определенные удобства для туристов: банковские, финансовые, торговые, медицинские, коммунально-бытовые учреждения.

Благодаря инфраструктуре туризма обеспечивается размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание туристов. Инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.

Наряду с удовлетворением разнообразных туристских потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты.

В целом инфраструктура туризма выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция инфраструктуры туризма: создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная — организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристских комплексов; регулирующая — создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Инфраструктура туризма оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны или региона. Прямое влияние — привлечение средств от услуг туристского предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений; косвенное влияние — межотраслевое взаимодействие.

Критерии оценки инфраструктуры туризма. Каждый компонент инфраструктуры туризма имеет свои критерии оценки. Так, транспортное обеспечение определяется густотой сети автомобильных, железных дорог и водных путей, их качеством, уровнем подвижного состава, экологичностью и обустройством. Система связи включает почтово-телеграфную и телефонную связь, вызов аварийного транспорта вдоль автомагистралей и т.д.

Система общественного питания определяется развитием пунктов питания в регионе: ресторанов, столовых, кафе, баров, бистро, трактиров и др. При этом учитывается общее количество пунктов питания и посадочных мест; равномерность размещения их по территории региона; наличие пунктов питания вблизи туристских центров; техническое оснащение пунктов питания; уровень предлагаемых услуг.

К местам размещения туристов относятся муниципальные и ведомственные гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, деревенские гостиницы, палаточные лагеря, кемпинги, приюты и т.п. При их оценке учитывается общее количество предприятий гостеприимства с общим числом мест; дифференцированная оценка предприятий гостеприимства с учетом количества мест каждого класса и предоставляемых услуг; степень технического оснащения; размещение предприятий гостеприимства по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов.

Далее мы рассмотрим основные отрасли инфраструктуры туризма, к которым относятся транспортная инфраструктура, инфраструктура размещения и инфраструктура питания туристов. В рамках главы сознательно не рассматривается инфраструктура досуга и развлечений, так как она не относится к определяющей и отличается весьма большим разнообразием типов учреждений.

 

3. Инфраструктура транспорта в туризме

 

Инфраструктура авиационного транспорта. Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей тенденцией к сокращению сроков путешествия. Вследствие этого воздушный транспорт — наиболее динамично развивающийся вид транспорта. Сеть международных перевозок охватывает более 150 стран мира.

В инфраструктуру транспорта входят авиакомпании, аэродромы и аэропорты.

Число авиакомпаний в мире достигает более 1 300. Почти в каждой стране мира существует авиакомпания, чья надежность, пунктуальность, сервис и комфорт соответствуют самым высоким международным стандартам. Такими авиакомпаниями в разных странах считаются: французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways», австрийская «Austrian Airlines», испанская «Iberia», швейцарская «Swiss», финская «Finnair», российская «Аэрофлот — Российские авиалинии» и др. Три четверти имеющихся авиалайнеров размещены в Северной и Южной Америке. В США крупнейшими авиакомпаниями являются «Federal Express», «United Airlines», «Delta Air Lines», «American Airlines», «Continental Airlines», «Nortwest Airlines», «US Airways», «Southwest Airlines», TWA (Trans World Airlines), «America West Airlines», «Alaska Airlines»; в Канаде — «Air Canada» и «Canadian Airlines»; в Бразилии — «Varig» и «Brasilian Airlines».

Крупнейшими авиакомпаниями Европы считаются «British Airways» (Великобритания); «Lufthanza German Airlines» (Германия); «Air France» (Франция); SAS (Scandinavian Airlines System — Швеция, Дания, Норвегия); «Alitalia» (Италия); «Iberia Airlines» (Испания); «KLM — Royal Dutsh Airlines» (Нидерланды); «Crossair», «Swiss» (Швейцария); «Sabena Belgian World Airlines» (Бельгия); «Finnair» (Финляндия). Из стран Восточной Европы наиболее крупным самолетным парком располагают Болгария и Венгрия.

В Азии крупнейшими авиакомпаниями считаются: ANA («All Nippon Airways») и JAL («Japan Airlines») (Япония); «Korean Air» (Республика Корея); «Saudia — Saudi Arabian Airlines» (Саудовская Аравия); «Malaysia Airlines» (Малайзия); «China Southern Airlines», «Air China» (Китай); «Cathay Pacific Airways» (Гонконг); JAS («Japan Air System») (Япония); «Singapore Airlines» (Сингапур); «Thai Airways International» (Таиланд); «Iraqi Airways» (Ирак); «THY — Turkish Airlines» (Турция); «Philippine Airlines» (Филиппины).

На Африканском континенте крупные авиакомпании имеются в Ливии, ЮАР, Египте, Алжире.

В Австралии и Океании также есть сравнительно крупные авиакомпании: в Австралии — «Qantas Airways» и «Ansett Australia», в Индонезии — «Garuda Indonesia», в Новой Зеландии — ANZ («Air New Zealand»).

Среди авиакомпаний можно выделить общественные, т. е. регулируемые государством, и частные. В Европе деятельность авиакомпаний во многом регулируется правительствами европейских стран. Британские авиакомпании и все авиакомпании США приватизированы и являются частными.

В большинстве стран функционирует три основных типа авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты по расписанию:

 

• крупные — национальные компании, совершающие рейсы по всей стране и за границу;

• региональные — авиакомпании, функционирующие в пределах отдельных регионов одной страны;

• местные — небольшие местные авиакомпании, совершающие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэродромов. Как правило, они эксплуатируют небольшие винтовые самолеты вместимостью до 40 пассажиров, которых доставляют в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиакомпаний.

В список лучших авиакомпаний мира традиционно входят:

• по общему впечатлению: «British Airways» и «Virgin Atlantic» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), KLM (Голландия) и некоторые другие;

. по дальности перевозок: «Virgin Atlantic», «British Airways» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), «Cathay Pacific» (Гонконг, Китай), «Qantas» (Австралия);

• по наличию первого и бизнес-класса: «Virgin Atlantic», «British Airways», «Singapore Airlines», «Emirates» (ОАЭ), «Cathay Pacific» (Китай);

• по экономическому классу: «Virgin Atlantic», «Emirates Airways» (ОАЭ), «British Airways», «Swissair» (Швейцария), «Singapore Airlines» (Сингапур);

• лучшие по программе поощрения часто летающих пассажиров: «British Airways», «American Airlines» (США), «Virgin Atlantic», «Swissair» (Швейцария), KLM (Голландия).

Аэродром — это земельный участок с комплексом инженерных сооружений и зданий, специально выделенный и оборудованный для взлета и посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Аэродромы, находящиеся на высоте свыше 1000 м, считаются горными, находящиеся в пересеченной местности с относительными превышениями свыше 500 м — аэродромами в горной местности.

Аэродромы подразделяются на основные (на которые посадка предусмотрена планом полета) и запасные (предназначенные для посадки, когда таковая на основной аэродром невозможна по каким-либо причинам; к запасным относится обычно и аэродром вылета).

Главное сооружение аэродрома — взлетно-посадочная полоса (ВПП) — одна или несколько, а также пространство для выруливания и стоянки воздушных судов. ВПП должна иметь твердое покрытие для взлета и посадки самолетов и оборудуется световыми и электронными средствами навигации и обеспечения полетов.

На современных аэродромах, располагающих надлежащим оборудованием, лайнер может быть посажен в автоматическом режиме без участия пилота.

Аэропорт — комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок. Аэропорт в комплексе имеет аэродром, аэровокзал, наземные сооружения технического обслуживания воздушных судов, а также необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Существуют внутренний и международный аэропорты. Внутренний аэропорт предназначен для обслуживания внутренних рейсов воздушных судов (в пределах территории данного государства). Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

В мире насчитывается около 1 000 международных аэропортов. Крупнейшие аэропорты обслуживают более 10 млн. пассажиров в год. Шесть крупных аэропортов пропускают свыше 30 млн. пассажиров ежегодно. Например, аэропорт О-Хара в Чикаго обладает самой высокой пропускной способностью — 60 млн. пассажиров в год. В Европе самым мощным считается аэропорт Хитроу близ Лондона (Великобритания).

В России находится 76 международных аэропортов, и количество их постоянно увеличивается. Российские авиалинии осуществляют рейсы в 120 стран мира.

Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растет пассажироемкость, развивается их инфраструктура, совершенствуется технология обслуживания. Как считают специалисты, аэропорт XXI в. должен быть и становится уже чем-то большим, чем просто место посадки в самолет и высадки из него.

В десятку крупнейших аэропортов входят семь американских, два европейских и один азиатский. Однако то, что аэропорт — самый крупный в мире, не означает, что он лучший по обслуживанию пассажиров. Это подтверждается ежегодно проводимыми опросами большого количества пассажиров.

Аэропорты, лучшие по обслуживанию пассажиров, определяются по нескольким критериям: информационный сервис, организация питания, наличие разнообразных магазинов, услуги связи и т.д. Результаты исследований показали, что лучшие аэропорты мира расположены в следующих городах: Дубай (ОАЭ), Сингапур, Гонконг, Копенгаген (Дания), Куала-Лумпур (Малайзия), Сеул (Южная Корея), Афины (Греция), Ванкувер (Канада), Цинциннати (США), Сидней (Австралия).

В задачи аэропорта входит: обслуживание пассажирских перевозок, грузов и почты; обеспечение полетов воздушных иностранных и национальных авиакомпаний; обеспечение регулярности и безопасности полетов, метеорологических наблюдений; обеспечение надлежащей работы средств связи и световой сигнализации; осуществление технического обслуживания воздушных судов и заправка их топливом; смена танков туалетов и уборка мусора; оперативное приготовление и подача питания на каждый полет.

В каждом аэропорту имеются следующие подразделения: отряд, обслуживающий взлетно-посадочную полосу и поле; персонал по обеспечению светотехники; аэронавигационная служба; технический персонал по обслуживанию пассажиров на посадке и высадке из воздушного судна, а также по загрузке и выгрузке багажа; служба «карго» (обслуживание грузов); авиатехники; метеорологическая служба; медицинская служба; справочная служба.

В каждом аэропорту в тесном сотрудничестве с работниками самого аэропорта работают представительства авиакомпаний, совершающих рейсы на линиях, к которым относится аэропорт. В международных аэропортах работают службы контроля (пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фито-санитарного и др.).

Территория каждого аэропорта строго разделяется на две зоны: а) зону прибытия (прилета) и б) зону отправки (вылета). В каждом аэропорту выделяется специальное место — так называемая зона ожидания (для встречающих, транзитных пассажиров и др.). Особой зоной каждого международного аэропорта является нейтральная зона. Вылетающие пассажиры после таможенного и паспортного контроля до вылета самолета, а прибывшие пассажиры — до таможенного и паспортного контроля обязаны находиться в этой зоне. На этой нейтральной территории обычно располагаются всевозможные магазинчики «duty free», освобожденные от налогов и пошлин.

Инфраструктура железнодорожного транспорта. Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности построены в большинстве стран мира, но есть ряд стран, где железных дорог нет. К таким странам относятся: Афганистан, Бахрейн, Белиз, Бутан, Бруней, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Чад, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гвинея, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гайана, Конго (Заир), Кувейт, Лесото, Ливия, Маврикий, Нигер, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Йемен, Катар, Руанда, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Суринам, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Уругвай.

До интенсивного развития автомобильного и воздушного транспорта с середины XIX в. и в первой половине XX в. железная дорога была одним из основных средством перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну.

Благодаря техническому прогрессу значительную долю перевозок взяли на себя автомобильный и воздушный транспорт. Создание скоростных железнодорожных магистралей вернуло железной дороге конкурентоспособность.

В пределах основных европейских стран (Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании) путешествие между крупными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете. Поездка из Милана в Рим занимает всего немногим более 2 ч при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой автомобильной дороги, соединяющей два населенных пункта.

При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения по железной дороге наблюдается при путешествиях на расстояния до 500 — 600 км. В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот маршрут за 2 — 3 ч, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно прибывают на вокзалы, традиционно расположенные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что и создает существенные преимущества по сравнению с авиацией. Если к этому еще прибавить в несколько раз более низкую (по сравнению с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преимущества железнодорожного транспорта (особенно при передвижении на средние и относительно небольшие расстояния) очевидны.

Кроме собственно прямого назначения (перевозки) железная дорога активно используется в развлекательных целях. Неспешные «поездки под паром» на старинных составах (ретро-поездах) с уникальными локомотивами по национальным паркам стали отличным развлечением для туристов, избалованных суперскоростными магистралями. Во всем мире организовались клубы любителей железных дорог, нашлись активные коллекционеры старых паровозов и даже владельцы небольших частных дорог, укомплектованных подвижным составом конца XIX — начала XX вв. Предметом туристского интереса являются фото- и видеосъемки ретро-локомотивов со шлейфом черного дыма из трубы на фоне красивых ландшафтов, при этом могут записываться фонограммы оригинальных и характерных звуков механизмов при движении.

 

В Российской Федерации железнодорожный транспорт продолжает оставаться основным видом транспорта при реализации как внутренних (в большей степени), так и международных туристских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится почти 50 % пассажирских перевозок.

Инфраструктуру железнодорожного транспорта образуют линейные и узловые элементы. К линейным элементам относятся железнодорожные магистрали страны или региона, к узловым и точечным — пассажирские станции, вокзалы, технические службы железной дороги. Рассмотрим их и выполняемые ими функции более подробно.

Пассажирские станции — пункты железных дорог, где осуществляется формирование, прием и отправка, транзит, техническое обслуживание подвижного состава, обслуживание пассажиров. Для обслуживания пассажиров сооружают специальные вокзалы.

Железнодорожный вокзал — комплекс зданий и сооружений, специально предназначенных и надлежаще оборудованных для обслуживания пассажиров. В здании вокзала находятся залы ожидания, билетные кассы, пункты питания, багажные службы, служебные помещения, платформы, вокзальные тоннели и переходы. Железнодорожные вокзалы бывают раздельные (для обслуживания пассажиров дальних и пригородных поездов), полураздельные, когда вокзал конструктивно разделен на две части для обслуживания пассажиров дальних и пригородных поездов, а также единые, когда вокзал не разделен на зоны для пассажиров дальних и пригородных поездов; в этом случае все платформы расположены вместе и используются комплексно.

Крупные железнодорожные вокзалы имеют огромную пропускную способность — до 20 млн пассажиров в год и более. При этом интенсивные пассажирские потоки возникают по мере отправки и прибытия поездов. Для упорядочения этих поездов на вокзалах существуют зоны отправки и прибытия пассажиров. Это важно, когда из поезда одновременно выходят более 1 000 пассажиров с багажом.

Вокзальные переходы связывают платформы, вокзальные помещения, залы ожидания и привокзальную площадь. Среди них выделяют переходы на одном уровне с путями или на уровне платформ, мосты и конкорсы, виадуки, пандусы, тоннели, лестницы, эскалаторы.

Залы ожидания предназначены для пассажиров различных категорий, в том числе транзитных, залы для отдыха пассажиров с детьми и комфортабельный зал ожидания для VIP-персон. В них или смежных помещениях вокзала размещают туалеты, магазины, пункты питания, бары, рестораны, билетные кассы, информационные и сервисные службы, бизнес-центры, пункты обмена валюты, пункты медицинской помощи и охраны.

Технические службы железной дороги весьма разнообразны. Кроме собственно организации движения поездов и технического содержания подвижного состава эти службы выполняют множество обязанностей по бронированию и продаже билетов пассажирам, информированию пассажиров, снабжению поездов топливом, водой, постельным бельем и продуктами питания, уборке в поездах мусора и отходов.

Инфраструктура автомобильного транспорта. К автоуслугам, используемым в туризме, относятся: организация автобусных путешествий или туров (включая автокараваны); организация автомобильных путешествий с использованием собственного автомобиля или путем проката автомобиля в месте постоянного проживания или в месте отдыха.

Путешествие на автобусе — наиболее популярный вид путешествия в РФ.

В большинстве случаев туристские автобусы является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов и ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов. Обладая высокой маневренностью и мобильностью, туристские автобусы вне конкуренции на маршрутах до 500 км. Высококомфортабельные туристские автобусы используются и на длинных маршрутах (туры по Европе, Золотому Кольцу и др.). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожных отелях). Согласно международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд).

Преимущества автобусных туров заключаются в их относительной дешевизне: автобусное путешествие стоит примерно в 1,5...2 раза дешевле, чем обычный тур с авиаперелетом.

Туристско-экскурсионные перевозки на автобусах широко используются турфирмами при организации туров на внутренних и международных маршрутах.

Продолжительность большинства туров на внутренних маршрутах обычно колеблется от одного до десяти дней. Например, наиболее известным многодневным автобусным маршрутом (4... 5 дней) является маршрут по городам Золотого кольца. Большим разнообразием отличается и тематика автобусных туристско-экскурсионных маршрутов. Туроператорами предлагаются программы религиозной тематики (посещение монастырей и культовых сооружений страны), паломнические туры, космические туры (посещение космодромов, музеев авиации и космонавтики), театральные туры (посещение известнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга), природные туры (выезды на природу, уик-энд и др.), развлекательные туры (участие в праздничных мероприятиях) и др. Предлагаются также и нетрадиционные автобусные туры — банный тур, джиппинг, туры рыболовов, охотников, дегустационные и гастрономические туры.

Помимо организации автобусных туристско-экскурсионных сопровождаемых туров на внутренних маршрутах организуются чартерные несопровождаемые туры и экскурсионные поездки для независимо сформированных групп туристов. В первом случае автобусы используются для организованной доставки спортивных болельщиков, бизнесменов, ученых, участников фестивалей. Во втором случае автотранспортные предприятия или турфирмы организуют кратковременную поездку всех желающих по какому-либо интересному городскому или пригородному маршруту в сопровождении гида.

Туры на международных маршрутах отличаются продолжительностью, экскурсионных программ и условиями обслуживания во время поездки. С точки зрения этих факторов все международные автобусные туры можно подразделить на экономичные, стандартные, фирменные и эксклюзивные.

В экономичных турах путешествие включает разнообразную экскурсионную программу, размещение в двух- или трехзвездочных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды.

В стандартных турах предполагается один ночной переезд, размещение в двух- или трехзвездочных отелях вблизи станций метро или линий городского транспорта, разнообразная экскурсионная программа и свободное время в крупных городах.

В фирменных турах отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в трех- или пятизвездочных отелях, расположенных в центре города, предоставляется насыщенная экскурсионная программа и свободное время в посещаемых населенных пунктах.

Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, с пожеланиями туристов.

В настоящее время в России предоставляются в основном два вида международных пассажирских перевозок автобусами: нерегулярные и регулярные.

В отличие от нерегулярных перевозок туристов международные регулярные автобусные перевозки получили широкое распространение.

Автобусные компании предлагают следующие пакеты туров и службу проката автобусов:

• чартерные туры — обслуживание вечеров, однодневные поездки на соревнования, недельные поездки — праздничные туры;

• сопровождаемые туры — поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в сопровождении руководителя;

• независимо сформированные туры, куда включается посещение городов и достопримечательностей с использованием рейсовых автобусов;

• гибкие туры — сочетание автобусного транспорта с другими транспортными средствами.

Автомобильный туризм и прокат автомобилей дает возможность путешественникам быть независимыми во времени, маршрутах и графике движения. Основными формами автотуризма являются:

• индивидуальный туризм, когда турист, отправляясь в путешествие, знает, что ему никто не гарантирует ночлега и питания (при условии, что это длительное путешествие);

• организованный туризм — поездка одной или нескольких машин по точному графику и с полным комплексом обслуживания во время остановок;.

• караванинг — вид автомобильного туризма, при котором в качестве средства размещения используется караван (автокараван).

 

Инфраструктура водных видов транспорта. Турбизнес имеет разные формы организации путешествий и одна из них — круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна.

В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2 000—3 000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

В базовую стоимость круиза включено комплексное обслуживание на борту судна: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

В инфраструктуру водных видов отдыха чаще всего входят круизные компании и круизные лайнеры, которыми они владеют. В настоящее время из существующих круизных компаний 85 % приходится на долю североамериканских компаний.

Морские круизы в зависимости от стоимости дня проживания на корабле подразделяются на четыре категории: экономичные, классические, премиум-круизы и круизы-люкс. Первой в международных списках компаний класса люкс значится компания «Silversea Cruises» — единственная компания, имеющая категорию «шесть звезд» и предлагающая высококлассный, но более демократичный вид отдыха.

Категорию круизных кораблей определяют по количеству звезд — от 1 до 6 звезд: Standart (2...4 звезды), Premium (5 звезд — 5 звезд плюс), Lux и Superlux (6 звезд). Всего четыре судна в мире имеют категорию 6 звезд (Superlux). Здесь пассажиры размещаются только в апартаментах. Суда такой категории рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа.

4. Инфраструктура размещения и питания туристов

 

Инфраструктура размещения туристов. Гостиничная индустрия — это предоставление гостиничных услуг и организация за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.д.

В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 6.1). В России на основе указанной выше классификации разработан ГОСТ «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.

 

Таблица 6.1

Стандартная классификация средств размещения туристов

 

Гостиница — это предприятие для временного проживания приезжающих с определенным количеством комнат (номеров). Гостиница имеет единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум — заправку постелей, уборку номера и санузла). В зависимости от уровня оказываемых услуг гостиницы подразделяются на несколько типов, причем основной услугой является предоставление размещения.

Прочие услуги так или иначе способствуют повышению качества основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Ниже приводится характеристика разных типов гостиниц.

Гостиница люкс — находится в центре города, имеет 100...400 номеров, обслуживание ведется на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов цена очень высокая. Как правило, в таких гостиницах проживают руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне. Условия проживания в таких гостиницах — элитарные.

Гостиница высокого уровня — находится в пределах города, имеет 400...2000 номеров, предоставляется широкий набор услуг обученным персоналом, цена выше среднего. В таких гостиницах проживают бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций. В номерах дорогая мебель и оборудование.

Гостиница среднего уровня — руководство стремится снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, а также за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего. Апарт-отелъ — имеет 100...400 номеров, чаще всего используется самообслуживание, цена зависит от времени размещения. В гостиницах этого типа проживают бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок. Условия проживания аналогичны полностью меблированной квартире.

Гостиница экономичного класса — находится на окраине или в средней части города, имеет 10... 150 хорошо оборудованных номеров, набор услуг ограниченный, цена на 25...30% ниже средней по региону, из-за чего эти гостиницы пользуются спросом. В гостиницах этого типа проживают экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе. Как правило, питание в этих гостиницах не предоставляется.

Категорию гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и улучшением оборудования гостиницы. Категория гостиницы устанавливается от одной до пяти звезд, для мотелей — от одной до четырех звезд.

В зависимости от категории гостиницы устанавливается оплата номеров и других услуг.

Количеству звезд в европейской гостинице соответствует определенный американский термин.

Категория европейской Категория американской

гостиницы гостиницы

***** Super deluxe

**** Deluxe

*** Expensive

** Moderate

* Inexpensive

В разных странах категорию гостиницы определяют по следующим основным параметрам: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров, оборудование и оформление интерьера, информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта, характеристика общественных помещений, наличие и характеристика предприятий питания, обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания, содержание здания и подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающих территорий.

По месту расположения бывают гостиницы, расположенные в центре города; придорожные (малой этажности с открытыми автостоянками); в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели — плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера.

Вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест. Различают крупные, средние и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать малой гостиницей — с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница — это гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, являются независимыми. В разных странах вместимость гостиниц определяют следующим образом: в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100...200 мест — средними, более 200 мест — крупными; в Чехии — до 120 мест — малыми, до 500 мест — средними, свыше 500 мест — большими; в США — до 100 номеров — малыми, до 500 номеров — средними, свыше 500 — крупными. В РФ нет официальной классификации гостиниц по их вместимости.

По продолжительности пребывания клиентов бывают гостиницы для длительного и для кратковременного пребывания клиентов.

По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на: работающие круглогодично и работающие в сезон (летом, зимой).

По способу предоставления питания клиентам гостиницы подразделяются на обеспечивающие полный пансион, предоставляющие только завтрак, и вовсе не предлагающие питания (как правило, ввиду отсутствия предприятия питания).

По этажности здания гостиниц бывают: малоэтажные (1... 2 этажа); средней этажности (3...5 этажей); повышенной этажности (6...9 этажей); многоэтажные (первой категории — 10... 16 этажей; второй категории — 17...25 этажей; третьей категории — 26...40 этажей); высотные (более 40 этажей).

По уровню комфорта и стоимости услуг бывают гостиницы дешевые, которые предлагают минимум услуг (наличие предприятий питания при таких гостиницах не обязательно), и гостиницы люкс, построенные по индивидуальным проектам, с высококачественной мебелью, хорошо оборудованными помещениями и хорошо обученным персоналом.

По форме собственности бывают гостиницы муниципальные, государственные, частные и арендованные.

Инфраструктура питания туристов. Питание не является обязательной услугой при проведении туристского тура. Туристские предприятия питания можно классифицировать следующим образом:

• по типу предприятия — рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни;

• виду собственности — собственные и арендованные;

• месту расположения --в составе туристского гостиничного комплекса, в составе гостиниц, в составе других средств размещения; автономные;

• способу обслуживания — обслуживание официантами, самообслуживание, смешанное обслуживание;

• классу — люкс, высший, первый, вне категории;

• ассортименту — блюда широкого выбора, комплексные блюда, блюда национальной кухни, экзотические блюда;

• режиму обслуживания — завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол (буфет), специальное питание (диетическое, вегетарианское и т.д.), детское питание.

Рассмотрим основные типы предприятий питания, используемые в практике организации туристских путешествий.

Ресторан — общедоступное предприятие питания обычно с разнообразным, широким ассортиментом блюд сложного приготовления, с кондитерскими и винно-водочными изделиями, фруктами, минеральной водой, соками, мороженым, десертом. В ресторанах широко практикуется изготовление блюд по индивидуальным заказам, а также фирменных и национальных блюд, предусмотренных в меню.

По количеству посадочных мест существуют как очень маленькие рестораны (10... 15 мест), так и большие (500 мест и более). Часто в ресторанах высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей.

В ресторанах проводят обслуживание семейных торжеств, официальных вечеров, приемов, конференций, тематических вечеров.

Кафетерий — предприятие, в ассортименте напитков которого обязательно присутствует кофе нескольких наименований, а также спиртные напитки, такие как ром, ликер, коньяк, которые подаются к кофе. В кафетерии приготовляют и реализуют для потребления на месте горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кулинарные изделия несложного приготовления в ограниченном ассортименте. В меню включаются горячие и холодные напитки, мучные изделия, горячие блюда. В меню обязательно имеется широкий выбор минеральной воды, соков, фруктов. Обслуживание осуществляется официантом.

Кафе бывает нескольких типов. Например, в кафе-кондитерской кроме кофе представлен широкий ассортимент (до 15 наименований и более) кондитерских изделий. Посетителям предлагаются свежие газеты и журналы. В таких кафе горячие блюда обычно не предлагаются.

В ассортименте кафе-мороженого много видов мороженого, горячие напитки, фруктово-ягодные соки, минеральная вода, спиртное (коньяк, ром, ликер, шампанское). Возможно как обслуживание с помощью официанта, так и самообслуживание. В витринах кафе, как правило, представлены кондитерские изделия, которые можно выбрать самим. Это используется, когда в кафе есть большой ассортимент кондитерских изделий.

Столовая — предприятие питания, на котором приготовляется и реализуется продукция в основном собственного производства. Столовые обычно организуются в гостиницах первого класса, иногда на курортах, на предприятиях, в учебных учреждениях. Это довольно большие по своей вместимости предприятия питания. В столовых часто организуется питание туристов, например при посещении ими каких-то промышленных предприятий. Могут предлагаться комплексные меню. Нередко используется цикличное меню, а также полный рацион: завтрак, обед, ужин; закуски предлагаются по принципу «шведского стола», а одно основное блюдо можно выбрать на раздаче.

Пиццерия — предприятие питания, специализирующееся по приготовлению и реализации для потребления на месте пиццы. Итальянская пицца получила столь широкое распространение, что многочисленные пиццерии, где туристы могут недорого поесть, стали активно открываться по всему миру. Пиццерия может быть организована по принципу ресторана, т.е. с обслуживанием официантом и индивидуальным приготовлением блюда, либо по типу самообслуживания, когда весь ассортимент представлен на раздаче. Ассортимент включает несколько видов пиццы, минеральную воду, соки, вино.

Буфет является по сути небольшой закусочной, представляющей собой длинный стол или стойку. Основное назначение буфета — быстрое обслуживание посетителей, которые могут приобрести холодные закуски, бутерброды, горячие и охлажденные напитки, хлебобулочные, кондитерские изделия. В буфете реализуются также горячие блюда несложного приготовления (котлеты, сосиски). Подобные буфеты организуются как в гостиницах, так и при бензозаправочных станциях.

Кофейная лавка, или кофейня, — предприятие питания с ограниченным ассортиментом, специализирующаяся главным образом на приготовлении кофе. В ассортименте кофейни большой выбор кофе, чая, а также выпечки и кондитерских изделий. Не исключены спиртные напитки. Выпечка и кондитерские изделия могут приготовляться на месте или заказываться у поставщика. Иногда могут приготовлять несложные блюда, например бутерброды и сэндвичи.

Бары — специализированные предприятия быстрого обслуживания, предназначенные для реализации смешанных напитков в широком ассортименте. В баре могут реализовываться кондитерские изделия, а иногда даже закуски и горячие блюда. Главное назначение бара — дать гостям возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку или посмотреть футбольный матч. Бары чаще всего расположены и в центре города, и на побережье, если речь идет о курорте.

Бары в зависимости от ассортимента подразделяются на пивные (знаменитые английские пабы), винные, а также коктейль-холлы и коктейль-бары, различающиеся по размеру и разнообразию оборудования.

Как правило, туристы любят посещать бары. В ряде стран, например в Великобритании, посещение баров может входить в туристскую программу.

Предприятия быстрого обслуживания становятся в мире все более популярными. Туристы посещают их как индивидуально, так и в составе тургрупп при организованных групповых поездках. Ассортимент обычно ограничен несколькими блюдами: холодные и горячие блюда, бутерброды, напитки, мороженое и т.д. На таких предприятиях применяют самообслуживание со свободным выбором блюд с раздаточной стойки. Эти предприятия имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах на пути движения интенсивных покупательских потоков.

Кейтеринг — это обслуживание чаще всего вне помещений предприятий питания. В странах Восточной Европы ему соответствует комплексное обслуживание. Различают кейтеринг в помещении, кейтеринг вне помещения, индивидуальный кейтеринг, разъездной кейтеринг, розничную продажу.

К кейтерингу можно отнести продажу прохладительных напитков и бутербродов на спортивной арене, а также продажу через автоматы сигарет, печенья, соков в пакетах и газированных напитков.

 

5. Туристские объекты, комплексы и учреждения

 

Туристские объекты. Туристский объект — особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ.

Существует множество типов туристских объектов в зависимости от характеризующих их признаков, таких как вместимость, стационарность, сезонность эксплуатации и др. Эти признаки названы у ряда авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной литературе (табл. 6.2).

Туристские объекты бывают стационарными и нестационарными.

 

Такой признак туристских объектов, как вместимость, выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик сезона Вместимость туристских объектов самым заметным образом влияет как на саму структуру, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

Стационарные объекты - это неперемещаемые объекты, к которым принадлежат все капитальные здания, рассчитанные на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации.

Нестационарные объекты можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т.п. В свою очередь нестационарные туристские объекты подразделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т.д.).

В зависимости от сезонности эксплуатации туристские ооъекты бывают круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные

Стационарные и нестационарные туристские объекты в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют туристские комплексы (центры) где концентрируются основные массы отдыхающих.

Туристские комплексы. Туристские комплексы представляют собой строительные образования различного функционального профиля состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания.

Под туристским комплексом также понимают совокупность разных (в зависимости от выполняемых функций) туристских учреждений вместимостью более 1 000 мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия).

По функциональному профилю туристские комплексы следует подразделить на полифункциональные (совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей) и специализированные (центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения и др.).

Существуют различные рекомендации по оптимальной вместимости туристских комплексов. Так, для приморских территории с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость туристских комплексов в пределах от 2 до 10 тыс. мест.

Туристские центры, сформированные на основе использования для отдыха озер и рек, где туристские ресурсы ниже, имеют обычно меньшую вместимость и подразделяются на малые — до 0,5 тыс. мест, средние — 0,5...2,5 тыс. мест и большие — более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость туристских центров: для центров круглогодичного использования — 2... 15 тыс. человек, для центров сезонного (зимнего или летнего) использования — 1...7 тыс. человек, для специализированных центров — 0,5... 2 тыс. человек.

По числу отдыхающих туристские комплексы допустимо классифицировать на миникомплексы вместимостью до 500 человек, комплексы вместимостью 500...2000 человек, макрокомплексы вместимостью 2000...5 000 человек и мегакомплексы вместимостью свыше 5 000 человек. Термин «туристский центр», который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова «комплекс», относится к макро- и мегакомплексам.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стала тенденция к снижению популярности больших туристских комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети туристских объектов небольших туристских комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению.

Туристские комплексы — это не только совокупность туристских объектов, но и сама территория со всеми особенностями ее природного ландшафта. При этом именно качество ландшафта является побуждающей причиной выбора места для размещения туристского комплекса. Местоположению туристских комплексов специалисты придают исключительно важное значение, тем более, если речь идет о размещении элитных туристских комплексов. Туристские учреждения и их типы. К туристским учреждениям прежде всего относятся учреждения для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного, природного и познавательного туризма. К учреждениям для лечебно-оздоровительного отдыха относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, пансионаты и дома отдыха, базы отдыха.

Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курортного учреждения делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную (заселенную). Самая обширная зона — лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооружения и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания.

Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной зоны на значительное расстояние и отделены от последней густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, гаражи, мастерские, прачечные и складские помещения. Селитебная зона предназначена для проживания обслуживающего персонала.

В санатории самое большое количество обслуживающего персонала по отношению к другим туристским учреждениям: врачи-курортологи различных специальностей; медсестры; специалисты по диетическому питанию; горничные; аниматоры, занимающиеся организацией досуга отдыхающих; гидрогеологи, следящие за работой скважин с минеральной водой; работники бухгалтерии и др. Санатории создавались в основном как предприятия круглогодичного отдыха. Цикл лечения в них составлял от 21 до 24 дней. В настоящее время сроки лечения более разнообразны. Возможно сокращение лечения до одной —двух недель.

Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу санатории подразделяются на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые.

Возможно сочетание различных природных ресурсов: климато-бальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязевые. Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания.

Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озелененные территории в ближайшей окрестности. Территория санаториев-профилакториев и их вместимость существенно меньше, чем санаториев.

Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих поликлиниками, то могут обогащать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликлиникам.

Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха.

Пансионаты и дома отдыха рассчитаны прежде всего на отдых людей. Дома отдыха появились в 20-х гг. XX в., сразу после Октябрьской революции, а пансионаты — после Великой Отечественной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения.

Как и санатории, дома отдыха и пансионаты имеют достаточно развитую материально-техническую базу, состоящую из спальных корпусов, столовой, кино-концертного и танцевального залов, игротеки, библиотеки, спорткомплекса и нескольких врачебных кабинетов (терапевтического, стоматологического, массажа, аэросолярия). Многие дома отдыха и пансионаты располагают бассейнами, саунами, теннисными кортами, лодочными станциями, пунктами проката спортинвентаря. По их территории прокладываются дорожки здоровья, а в окрестностях — маршруты ближнего туризма. Базы отдыха — материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен.

Ранее базы отдыха отличались низкой комфортностью: легкие сборные летние домики без отопления с примитивными удобствами и общей кухней, где отдыхающие сами могли приготовить пищу, или достаточно упрощенной столовой. Постепенно происходила замена мелких баз отдыха на более комфортабельные, в том числе круглогодичного действия. Количество обслуживающего персонала здесь существенно меньше, чем в других учреждениях отдыха.

Учреждения спортивного и познавательного туризма представлены турбазами, приютами, туристскими стоянками, обслуживающими туристские маршруты, альпинистскими лагерями, предприятиями гостеприимства (туристскими гостиницами и кемпингами, предназначенными в основном для размещения путешествующих экскурсантов) и т.д. Данная категория учреждений включает в себя достаточно широкий спектр их разновидностей. Рассмотрим основные из них.

Турбазы оснащены спальными корпусами, кинозалами, игротеками, библиотеками, медицинскими пунктами, оборудованными пляжами, пунктами проката спортивного инвентаря. Многие учреждения функционируют круглогодично и предлагают неплохой набор услуг. Наилучшее техническое оснащение среди стационарных турбаз имеют горнолыжные курорты и клубы парусного спорта. На горнолыжных курортах, помимо ресторанно-гостиничного комплекса, находятся оборудованные трассы различной степени сложности с подъемниками и канатными дорогами.

Клубы парусного спорта располагают дорогостоящими яхтами, стапелями для ремонта парусных судов, причалами и местами размещения туристов.

Значительной материальной базой отличаются туристские (кру-изные) теплоходы, представляющие собой в основном плавучие высококлассные гостиницы с бассейнами, ресторанами, музыкальными салонами, игротеками и пр.

Особое место среди предприятий спортивного туризма занимают дома рыбаков и охотников, создававшиеся гражданскими и военными обществами рыбаков и охотников на территории охотохозяйств. Некоторые из них имеют неплохую материально-техническую базу: гостиницы небольшой вместимости, лесные заимки, транспорт, пригодный для перемещения по лесным и водным угодьям.

Дома рыбаков и охотников функционируют в течение всего года: в сезоны охоты в них размещаются охотники, а в межсезонье могут отдыхать члены их семей.

Особое место среди природных туристских учреждений занимают рекреационные парки. Самые крупные из них — национальные парки, созданные на уникальных природных исторических территориях и предназначенные для кратковременного и интенсивного отдыха. Они располагают большой территорией, значительным обслуживающим персоналом, хорошим обеспечением и достаточной материальной базой. Помимо национальных парков, в ближайшее время ожидается развитие сети природных (прогулочно-пейзажных, грибо-ягодных, спортивно-прогулочных, конных, охотничьих, рыболовных, агрономических) и природно-исторических (монастырских, военно-исторических, усадебных, мемориальных, этнографических) рекреационных парков.

Рекреационные парки создаются на природных и антропогенных объектах и территориях с целью их охраны и регламентированного рекреационного использования.

Совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) туристских учреждений образует туристскую сеть, основным показателем развития которой является плотность туристских учреждений, приходящихся на 1 тыс. км2 территории. В соответствии с этим территории подразделяются на сильно-, средне- и слабо туристски развитые. Функциональное различие туристских учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид туристской деятельности. Этот же фактор определяет и степень развития их материальной базы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка | Тема 7. Экология и охрана туристских ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 13798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.258 сек.