Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические приемы формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста




Познание пространственных отношений, связей и зависимо­стей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольного учреждения указанная деятельность интегрируется с другими: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умении ориентироваться происходит в разных видах деятельности с и с пользованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).

Ориентировка в ближайшем окружении, обстановке (в предметной среде возрастной группы, дома, на участке детского сада, прогулочной площадке; по ходу маршрута, ведущего в детский сад, кинотеатр, магазин) особо значима для ребенка в плане развития вития его самостоятельности.

По данным педагогического исследования Т. А. Мусейибовой, в понятие «пространственная ориентировка» ребенка старшего до­школьного возраста включается следующее:

- Ориентировка и различение направлений, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различение: правая - левая, вперед - назад, вверх - вниз. Определение направления в статике (с обязательным называнием).

- Определение местоположения окружающих предметов отно­сительно себя (близко расположены, находятся на значитель­ном расстоянии (видимом) и т. п.).

- Определение своего местоположения относительно окружа­ющих предметов («от объектов»).

- Различение направлений в движении.

- Ориентировка на предметах, выделение сторон: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая.

- Ориентировка в пространственных отношениях между пред­метами (использование в речи предлогов и наречий).

- Ориентировка на плоскости (листа, стола), т. е. в двумерном пространстве.

- Ориентировка на близком, далеком расстоянии, понимание перспективы (практическое).

- Ориентировка в уличном движении.

В ходе изучения пространства старшие дошкольники осваивают значения пред­логов и наречий, отражающих пространственные отношения. Это предлоги, отражающие многообразие пространственных отноше­ний между предметами, между человеком и предметами, указы­вающие направление движения к тому или иному предмету или на расположение предмета в процессе движения.

К первой группе относятся предлоги на, в, сзади, впереди, за, напротив и др. Внутри этой группы имеются свои отличия, пере­дающие оттенки пространственных отношений между предме­тами.

Пространственные отношения между предметами отражаются с помощью предлогов под, над, впереди, перед, за, сзади. С одной стороны, они показывают положение одного предмета по отно­шению к другому, а с другой — направление движения по отно­шению к другому предмету.

У предлогов перед, сзади, несмотря на то что они указывают противоположные пространственные отношения между предме­тами, имеется общий оттенок — они указывают на близость одно­го предмета к другому. Наоборот, в другой паре предлогов — впе­реди и за, также отражающих противоположные отношения между предметами, общность состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность в расположении предметов {впереди — лес; мой детский сад — за магазином).

Пространственное расположение человека (предмета) лицом (лицевой стороной, фасадом) к другому человеку или предмету выражается предлогом против (напротив), при этом указывается на близость расстояния между ними (дети построились в два ряда напротив друг друга).

Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов среди, вне, посреди. На расположение чего-либо в центре указывают предлоги между, вокруг.

Ко второй группе относятся предлоги, с помощью которых передается направление движения в пространстве. В предлогах к, из-за отражается направление движения к тому или иному предмету.

Движение по поверхности передается с помощью предлогов по, через.

Предлоги вдоль и поперек указывают на расположение предме­тов в процессе движения или какого-либо действия (вдоль дороги; вдоль стены; поперек дороги лежало бревно).

Кроме предлогов, для обозначения пространственных отноше­ний используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «Куда?» (сюда, туда, налево, напра­во, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление обратного движения и отвечают на вопрос «Откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду и т. д.).

Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «Где?» (тут, там, здесь, слева, спра­ва, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи, везде, всюду, повсюду и т. д.).

Педагогическая технология развития пространственных пред­ставлений, овладения умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:

- упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фо­тографии, иллюстрации; оригами и вышивание; «прочтение» схем и т. д.);

- специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моде­лирования (использования замещения, предметно-схемати­ческих и графических моделей и схем и т. д.).

Формы организации детской деятельности могут быть пред­ставлены следующими способами.

- Мини-ситуации, специально создаваемые педагогами, роди­телями с целью овладения детьми каким-либо видом ориенти­ровки. Например, схематически показано, что справа от дере­ва, в берлоге поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок «наводит порядок», называя простран­ственные перемещения.

- Игровые упражнения на определение местоположений пред­метов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений. Полезно пред­ложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использо­вать игровой прием «горячо — холодно».

- Упражнения типа «А что будет, если...» (изменится располо­жение, направление движения, количество сидящих за сто­лом, расположение изображенных на фотографии и т. д.). Воз­можна схематизация, предложенная детьми.

- Проблемные ситуации. Например, надо найти самый корот­кий маршрут. (Ситуация для детей 6-7 лет из книги А. А. Смоленцевой и О. В Суворовой «Математика в проблемных ситуа­циях для маленьких детей».— СПб., 2004, с. 72, 73.)

- Графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развития умений ориентироваться на плоскости, раскрашивать черно-белые рисунки. Упражнения выполня­ются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу.

- Дидактические игры (развивающие).

- Игры на освоение наглядного моделирования с использовани­ем плана, плана-схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Кукла Маша купи­ла мебель» и др.).

- Игры с использованием самостоятельно придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы — разведчики!» и др.

- «Мы — пешеходы»: серия упражнений и игр на освоение пра­вил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.

- Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных от­ ношений, удаленности, перспективы. Творческие упражне­ния и игры, рассказы-инсценировки, разные виды театра и др.

Опыт ориентировки в пространстве накапливается у ребенка при выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют». Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка. Усложнение (от возраста к возрасту) состоит:

- в увеличении количества вариантов пространственных отношений;

- в повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;

- в переходе от узнавания к воспроизведению пространствен­ных отношений, в том числе между субъектом и окружающи­ми его объектами;

- в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем простран­стве;

- в обобщенности представлений и способов действий, перехо­де от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.

По мнению Крушельницкой О.И. совершенствованию зрительной ориентировки на плоскости листа, разлинованного в крупную клетку, стола, таблицы спо­собствует оправдавший себя на практике прием, условно назы­ваемый «зрительный диктант». Вслед за распределением плоских изображений, фигур, рисованием на плоскости листа по собст­венному замыслу ребенок начинает (в 5—6 лет) располагать предметы, рисовать по правилам, которые сообщает ему взрос­лый:

- заштриховать клетки вдоль левой стороны листа (по боковой правой стороне, в верхнем правом углу, справа (слева) от...);

- штриховать клетки, чередуя цвет, вид штриховки и т. д.;

- найти способ определения центра (середины листа) и выло­жить узор снизу от найденного центра;

- вдоль линии, проведенной через центр листа, наклеить поло­вину прямоугольника, затем восстановить (дорисовать) вто­рую половину (упражнение на освоение симметрии).

Учебно-игровое пособие «На золотом крыльце» и игра «Кростики» (автор Б. Б. Финкелыдтейн, СПб., ООО «Корвет») способст­вуют развитию у детей умений ориентировки на плоскости; одно­временному освоению чисел, форм, размеров; запоминанию и раз­личению цветных чисел (цветных счетных палочек Кюизенера).

В разнообразных видах детских деятельностей, которыми ув­лекается ребенок-дошкольник, всегда имеет место упражняемость в дифференцировке пространственных направлений, опре­делении местонахождения предметов, повышении точности рече­вых высказываний.

Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошколь­ного возраста. Показателем развития пространственных пред­ставлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Таким образом, рациональное сочетание педагогических технологий, осно­ванных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизнен­ность представлений и перенос их в другие ситуации.

Литература:

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 2004.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2004.

3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1998.

4. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2007.

5. Козлова В.А. Пространство – время. – М.: Школьная Пресса, 2002.

6. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М.: ТЦ Сфера,2004.

7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

9. Никольский О.С. Развитие пространственного мышления. – М., 2001.

10. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2006.

12. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 2000.

14. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия/Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

16. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М., 2000.

 

Тема 8. Планирование работы по математическому развитию в дошкольном учреждении

1. Влияние планирования на эффективность усвоения детьми программного материала по формированию элементарных математических представлений

2. Формы планирования занятий

 

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В связи с этим возникает необходимость обучения детей дошкольного возраста математике. Но, как известно любое обучение предполагает планирование, по которому нужно следовать и в соответствии, с которым необходимо обучать ребенка. Так, например, нет смысла обучать ребенка 2-3 лет сложению, т.к. ему еще не известных цифры. А ребенка 6-7 лет уже необходимо обучать и подготавливать к школе. Планирование в детском саду имеет большое значение, т.к. планируя, воспитатель последовательно обучает детей математике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.