Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние планирования на эффективность усвоения детьми программного материала по формированию элементарных математических представлений




Воспитательно-образовательная работа в дошкольном уч­реждении осуществляется на основе плана. План составляет­ся для всего учреждения на год. Кроме того, воспитатели, музыкальные руководители, педагог по физическому воспи­танию составляют планы работы на определенный промеж­уток времени. Все планы направлены на реализацию общей цели воспитания, а также развитие и обучение детей на вы­полнение конкретных задач. При составлении планов всегда учитываются требования и содержание программ, которые взяты для работы с детьми различных возрастных групп.

Основная задача планирования — обеспечить научно обо­снованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуаль­но-личностный подход к ребенку.

Планирование поможет воспитателю и всему педагоги­ческому коллективу детского сада правильно определить со­держание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для ре­шения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагоги­чески обоснованный план воспитательно-образовательной ра­боты с детьми обеспечивает четкую организацию их деятель­ности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми.

Составить план — значит увидеть ход педагогического про­цесса во всем его многообразии. Творчески работающий вос­питатель может не только представить содержание деятель­ности воспитанников, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана всего дошкольного учреждения, и при планировании работы отдельных воспитателей.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного про­цесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и вос­питанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные зада­чи на определенный отрезок времени (при этом учебные за­дачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий). Эти задачи направлены на реализацию общей цели воспитания — разностороннее развитие личности. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упраж­нения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным вклю­чением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетиче­скую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспита­тельной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им програм­мы обучения, воспитания и развития детей и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень раз­вития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или иным воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного при­способления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребен­ка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивиду­альные дела детей.

4. Реальность плана, его систематичность и последова­тельность. При составлении плана воспитатель должен про­думать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, ор­ганизовать работу с природным материалом и т.п. Везде не­ обходима помощь взрослых. Поэтому воспитатель планирует количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, он не сможет хорошо подготовить их и, следовательно, воспитательный эффект не будет достиг­ нут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью ожидать любого праздника, утренники, встречи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целесообраз­ным, нести в себе воспитательный заряд. Последовательность и систематичность плана работы воспитателя помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Согласованность плана воспитателя с планом работы всего дошкольного учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нем указываются ведущие на­ правления деятельности детского учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и образования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями и т. д. Хорошо зная содержание этого годового плана работы, воспитатель при планировании своей деятельности учитыва­ет его. Например, в годовом плане работы указывается, что приоритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспитатель, зная это, планирует задачи эстетического воспитания и развития де­тей — научить детей видеть прекрасное в природе, познако­мить детей с созданием аппликаций, развивать у детей спо­собность воспринимать прекрасное в полотнах художников-пейзажистов и т. п. В соответствии с этими задачами он под­бирает определенный материал для работы с дошкольниками.

Большую помощь воспитателю при планировании воспи­тательно-образовательной деятельности оказывают комплекс­ные программы воспитания и развития детей.

Годовой план дошкольного учреждения может иметь раз­ную структуру. Он составляется заведующим дошкольным учреждением совместно с методистом, врачом, практическим психологом. План утверждается на педагогическом совете. План является рабочим документом воспитателя и должен быть удобен для использования в работе. Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют план по направлениям процесса воспитания — игровая деятельность, социально-нравственное развитие и воспитание детей, физи­ческое развитие ребенка и охрана здоровья и т.д. При этом в плане четко регламентируются учебные занятия с их опреде­ленными темами.

Во многих детских садах за основу берется планирование на неделю. Такое планирование наиболее удобно для воспи­тателя, который корректирует свои задачи на каждую неде­лю, подбирает содержание деятельности детей. Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недель­ные планы составляются полностью на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты. Недельное планирование чаще всего на­зывают календарным планом работы воспитателя на опреде­ленный промежуток времени.

Годовой план работы дошкольного образовательного уч­реждения соответствует избранной комплексной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбини­рованное, компенсирующее) и приоритетными направлениями деятельности. В последние годы приоритетными направле­ниями являются — эстетическое воспитание и развитие детей и физическое развитие. Приоритетное направление опре­деляет содержание деятельности дошкольного учреждения.

План должен иметь следую­щие разделы: периоды (бодрствование, дневной сон, бодрст­вование), режимные процессы (прием детей, завтрак, свобод­ная самостоятельная деятельность, организованная деятель­ность, ужин, прогулка, длительность режимных процессов), педагогическое содержание.

В разделе «Педагогическое содержание» подробно рас­писывается вся организация и технология режимных процес­сов. Здесь же указывается, какие учебные занятия проводят­ся с детьми.

Планирование работы воспитателя в течение года — про­цесс творческий, и сам план не догма, а лишь руководство к действию; он может изменяться в зависимости от погодных условий, складывающейся в группе педагогической ситуации, праздников, традиций, желаний родителей.

Таким образом, при планировании воспитательно-обра­зовательного процесса в дошкольном учреждении необходи­мо учитывать режимные моменты и их длительность, медико-гигиенические требования к организации жизни детей в дет­ском саду, климатические условия и региональные особен­ности, контингент детей и их индивидуальные особенности, изменение работоспособности детей в течение недели, дня. В план работы должны включаться эмоциональные момен­ты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побеждающие их к новой активной деятельности.

Задачи развития у детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования и учета работы. Планирование — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распре­делять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса. Для правильного планирования и постановки работы по развитию элементарных математических представлений у детей воспитатель должен:

- хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

- знать возрастные и индивидуальные особенности своих вос­питанников;

- уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

- знать методические основы развития у детей математических представлений;

- постоянно повышать квалификацию, быть в курсе совре­менных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Планирование учебно-воспитательного процесса невозможно без учета его результатов. Учет — это глубокий, всесторонний и кон­кретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения программного материала детьми, наметить перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном уче­те возможно достижение эффективных результатов выполнения программы формирования математических представлений.

Виды планирования

В практике работы дошкольных учреждений имеют место два вида планирования: перспективное и календарное. Перспективные планы относятся к числу методических материалов дошкольного учреждения, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы при непосредственном участии руководства дошкольного учреждения. Правильно составленный, проверенный на практике перспективный план может использоваться на протяжении нескольких лет, что значительно облегчит календарное планирование и позволит более полно реализовать принцип систематического умения.

Перспективный план составляется обычно на текущий квартал. В нем предусматриваются лишь образовательные задачи. В его содержание входит распределение программных задач в строго определенной системе. Возможно применение двух способов перспективного планирования. Первый — распределение программных uui.'m in» определенной теме (количество и счет, величина и др.) Второй комплексное распределение программных задач всего раздела развитие элементарных математических представлений». При комплексном распределении программного материала следует иметь ввиду то, что содержание занятий, на которых решаются новые задачи, следует ограничивать 1—2 темами в младшей и средней группах и 2 темами в старшей и подготовительной к школе группах. Занятия на повторение программного материала могут включать от 3 до 5 программных задач, как правило, взаимосвязанных между собой.

В перспективном плане должны быть представлены все виды работ по усвоению программных задач.

В календарном плане перспектива, намеченная на квартал, на­ходит свое конкретное воплощение. Разрабатывая его, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подго­товительной, где планируются два занятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.