Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блицопрос




НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Блицопрос

1. Соблюдение этических норм и правил укрепляет деловые отношения (да/нет).

2. Соблюсти этические нормы очень сложно, потому что воз­вышенный идеал часто не совпадает с практическим расче­том (да/нет).

3. Критиковать личность человека, а не его действия и поступ­ки, этично (да/нет).

 

Тестовые задания

1. Из приведенных форм поведения отметьте неэтичные:

a) неуемное желание говорить самому, а не слушать;

b) дружелюбие в общении;

c) усиленный интерес к личным проблемам сотрудников;

d) невыполнение обещания.

2. Частые опоздания на работу есть неэтичное поведение, ко­торое влечет за собой:

a) административное взыскание;

b) осуждение коллег;

c) юридическую ответственность;

d) верны ответы «а» и «б».

 

 

 

В каждой стране менеджмент имеет отличитель­ные особенности, во многом продиктованные психо­логией народа и его национальными традициями.

Интеграция России с мировой экономикой обуслов­ливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран.

Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:

- творческого освоения зарубежного опыта в обла­сти организации и управления;

- последовательного сохранения национальных традиций.

Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера: трудолюбие, эмоциональная сдержанность, дипломатичность, бережливость, восприимчивость к новому, коллективизм (работа группами) [3].

Американская модель определяется национальны­ми особенностями американцев:

- способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

- подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;

- борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;

- энергичность, активность;

- индивидуализм.

В табл. 3 представлено сравнение моделей управления Японии и США [3].

Однако при всем различии обе модели основываются на таких принципах, которые позволяют и японским, и американским фирмам преуспевать [3]:

- предприимчивость;

- гибкость, чутье на потребности рынка;

- железная дисциплина;

- стремление к высокому качеству в работе;

- детальное знание своего дела и служение ему;

- умение привлекать хороших сотрудников;

- строгий контроль за соотношением между рас­ходами и прибылью;

- стремление всегда быть лучше своих конкурен­тов.

В табл. 4 приведены отличия японской и американской моделей менеджмента (или бизнеса) по основным критериям [3].

 

1. Продвижение по службе на японских фирмах происходит, прежде всего, в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества (да/нет).

2. Характерная черта для американцев – приверженность к коллективным формам организации труда (да/нет).

3. В японском менеджменте очень ценными качествами счи­таются умение ладить с людьми, лояльность, дипломатич­ность (да/нет).

4. Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты (да/нет).

 

 

Таблица 2

Сравнение моделей управления Японии и США

Японская модель Американская модель
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решений
Ответственность коллективная Ответственность индивидуальная
Нестандартная, упругая система управления Строго-организованная структура управления
Неформальная организация контроля Четко-формализованная процедура контроля
Коллективный контроль Индивидуальный подход руководителя
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда и ускоренное продвижение по службе
Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату Оценка управления по индивидуальному результату
Личные неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Деловая карьера обусловлена личными результатами
Подготовка руководителей универсального типа Подготовка узкоспециализированных руководителей
Оплата по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Оплата труда по индивидуальным достижениям
Долгосрочная занятость руководителя в фирме (пожизненный найм) Найм на работу на короткий срок

 

Тестовые задания

1. Из перечисленных характеристик выберите те, которые от­носятся к американской модели менеджмента:

a) система «пожизненного найма»;

b) наем работников через сеть «родственных связей»;

c) продвижение по службе с учетом выслуги лет;

d) индивидуальная оценка и аттестация работников.

2. Стремление всегда быть лучше своих конкурентов – это принцип:

a) японского менеджмента;

b) американского менеджмента

c) российского менеджмента;

d) всех национальных моделей.

 


Таблица 3

Отличия японской и американской моделей менеджмента

Японская модель Американская модель
1. Философия фирмы
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих
2. Цели фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы Рост прибыли и дивидендов индивидуальных вкладчиков
3. Организационная структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления
4. Наем и кадровая политика
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата) Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника
5. Организация производства и труда
Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства. Используется система «точного времени» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации
Окончание табл. 3
Японская модель Американская модель
Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз «Действуй по обстановке» Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда
6. Стимулирование работников
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада). Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др. Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы
7. Финансовая политика
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных средств Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций
8. Внутрифирменное планирование
Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10–15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков Процесс планирования централизован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры» (СХЦ)
     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.