Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память. Внимание – сосредоточение сознания на каком-либо объекте, обеспечение его особенно яркого и точного отображения




Процесс внимания.

 

Внимание – сосредоточение сознания на каком-либо объекте, обеспечение его особенно яркого и точного отображения.

Виды:

· Пассивное (непроизвольное) – ненамеренная, несознательная сосредоточенность на объекте, вызванная некими его особенностями (новизной; сильным стимулом (яркий, большой)). Этот вид доступен даже младенцу.

· Произвольное (активное/волевое) – намеренное сосредоточение, необходимое для контроля за текущей деятельностью. Эффективность произвольного внимания зависит от обстановки, состояния/самочувствия человека, сложности деятельности, развитости волевой сферы (развивается с возрастом).

· Послепроизвольное. Характеризуется тем, что направленность деятельности сохраняется согласно сознательно поставленным целям, а волевых усилий для её поддержания уже не требуется. Причины возникновения послепроизвольного внимания: интерес, азарт.

Свойства внимания:

· Объём внимания. Измеряется количеством объектов, замечаемых вниманием за очень ограниченный промежуток времени (0,1 сек). Средний показатель ̴ 5-9 букв. (Число Миллера 7±2 объекта).

· Концентрация, силовая характеристика – мощность, интенсивность. Измеряется помехоустойчивостью.

· Устойчивость внимания, временная характеристика. Измеряется временем, прошедшим от сосредоточения внимания до его отвлечения.

· Свойство отвлечения. Ненамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Скачки внимания.

· Переключение внимания. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Легко переключается со слабого стимула на сильный, обратно с трудом.

· Распределение внимания на несколько объектов одновременно.

Эти свойства должны быть сбалансированы.

 

 

 

Память – это способность приобретать, сохранять и при необходимости воспроизводить нужную информацию.

Виды:

· По длительности хранения информации:

Ø Кратковременная (сек, мин, часы)

Ø Долговременная (месяцы, годы и т.д.)

Возможно, что мы не забываем ничего, просто не можем извлечь информацию из памяти (это можно подтвердить с помощью гипноза).

· По сути хранения:

Ø Словесно-логическая (буквы, слова, цифры, числа, логические схемы).

Ø Образная. Информация в виде образов, явлений. Делится на зрительную (образ, который мы видели), слуховую (шумы, шорохи, музыка, голос), и более слабые виды – кожную, вкусовую, обонятельную.

Ø Эмоциональная – память на пережитые эмоции и чувства. Основа сопереживания, сочувствия, сострадания и т.д. Истинное сопереживание доступно только человеку.

Ø Двигательная – память на навыки.

Любой предмет может запоминаться многомодально.

Свойства памяти:

· Объем. Измеряется количеством объектов, запоминаемых за короткий промежуток времени – кратковременная память (число Миллера). Долговременная память – информация накапливается всю жизнь, её объём огромен, а возможно, что бесконечен. Он ограничен только возрастными изменениями.

· Точность/обобщённость.

· Мобилизационная готовность. Способность вспомнить нужную информацию в нужный момент. Не зависит от развитости памяти. Зависит от эмоциональной сферы, волевой сферы, опыта.

· Уровень развития запоминания информации. Измеряется количеством повторений, требующихся для полного сохранения информации.

· Уровень развития сохранения информации. Измеряется временем, прошедшим от запоминания информации до её забывания.

Факторы, влияющие на память:

· Тренировка.

· Целенаправленная установка на длительное запоминание.

· Профессиональная деятельность. Разные изменения памяти (в т.ч. в старости) в меньшей степени касаются профессиональной памяти. Профессиональная память связана с видами памяти по сути хранения.

Эмоциональная активность (развитие эмоциональной памяти).

Двигательная активность (развитие двигательной памяти).

· Эмоции. Слабые и средние эмоции, как правило, действуют на память позитивно. Сильные эмоции способны как положительно действовать, так и отрицательно (амнезирующий эффект). Фрустрация – состояние, характеризующееся чрезвычайно сильным эмоциональным напряжением. Аффект. С точки зрения психоанализа есть некоторые защитные механизмы.

· Различные нейротропные вещества. Большая их часть является психотропными. Подавляющая часть этих веществ оказывают негативное влияние на память. Есть также ряд препаратов, которые оказывают положительное воздействие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.