Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное исследование

Приемы анализа и обоснования

Приемы диалектического познания

Процесс познания и законы диалектики

В процессе познания проявляются три основных закона диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей (как объективный внутренний "источник" всякого движения, развития);

закон перехода количественных изменений в качественные (накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому);

закон отрицания отрицания (отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания).

В зависимости от ситуации, в процессе познания с той или иной степенью эффективности могут в различных сочетаниях применяться следующие приемы диалектического познания:

сравнение;

анализ и синтез;

абстракция;

индукция;

дедукция;

эксперимент;

моделирование.

Сравнение - рассмотрение одного объекта познания в соотношении с другим с целью установления сходства или различия.

Индукция - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (от лат. inductio -наведение).

Дедукция - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам (от лат. deductio -выведение).

Эксперимент - исследование объектов познания в контролируемых и управляемых условиях.

Моделирование - исследование объектов познания путем построения и изучения их моделей (при теоретическом исследовании - абстрактных, при экспериментальном -предметных).

В конкретных областях знаний, наряду с диалектическими и общенаучными методами и приемами познания, применяются свои приемы анализа и обоснования. Специфика прикладного экономического анализа, например, проявляется в использовании следующих специальных методов и приемов анализа и обоснования:

использование абсолютных, относительных и средних величин;

сравнение;

группировка;

индексный метод;

метод цепных подстановок;

балансовый метод.

 

Одним из видов познавательной деятельности является научное исследование – процесс выработки новых научных знаний.

Научное исследование характеризуется:

полнотой, достоверностью, объективностью;

воспроизводимостью;

доказательностью;

точностью.

Под методом научного исследования понимается способ получения информации о характеристиках объекта исследования и возможном их изменении при изменении условий окружающей среды. Совокупность алгоритмов, специальных правил и приемов получения информации об объекте исследования называется методикой исследования.



Практическое физическое, математическое или информационное действие по определению (измерению, расчету) значений характеристик объекта исследования, получению его типового представления (описания), оценке его эффективности и связанных с ним затрат, его безопасности (риска) и т.д., а также по подтверждению достоверности результатов предыдущих действий называется исследовательским приемом.

В любом научном исследовании можно выделить два взаимосвязанных уровня: эмпирический (основанный исключительно на опыте, от греч. empeiria -опыт) и теоретический.

На эмпирическом уровне исследователи устанавливают и обобщают новые научные факты и на их основе формулируют конкретные эмпирические закономерности, на теоретическом уровне – выдвигают и формулируют общие для данной предметной области теоретические закономерности, позволяющие не только объяснить ранее зафиксированные факты и выявленные эмпирические закономерности, но и предсказать будущие события.

Основными элементами научного исследования являются:

обнаружение проблемы;

формулирование целей и задач исследования;

декомпозиция задач исследования (от франц. decomposition -расчленение). Декомпозиция - метод, основанный на расчленении главной задачи на ряд взаимосвязанных локальных подзадач, решаемых независимо друг от друга, и последующей координации полученных локальных результатов;

анализ имеющейся информации, изучение методов решения задач данного типа;

формулирование исходных гипотез (от греч. hypothesis -предположение);

анализ исходных гипотез;

планирование и подготовка наблюдений (экспериментов, измерений);

имитация условий;

проведение наблюдений (экспериментов, измерений);

анализ и обобщение данных наблюдений (экспериментов, измерений);

проверка исходных гипотез на основе полученных данных;

уточнение исходных гипотез в соответствии с полученными данными;

прогнозирование новых результатов;

определение направлений дальнейших исследований.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Научное исследование

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 180; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Аналогичное исследование можно провести, используя ПЦР со случайными 10-членными праймерами.
  2. Бурение и исследование скважин
  3. Валеологияесть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
  4. Вопрос 1. Государственное решение как научное понятие
  5. Вопрос № 6. Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ.
  6. Вопрос №1 . Научное обоснование СУО. Необходимость использования СУО.
  7. Вопрос. Технико-криминалистическое исследование документов.
  8. Дальнейшее исследование противоречий экономики гражданского общества П.Ж.Прудоном
  9. Исследование IP-адресов при трансляции сетевых адресов
  10. Исследование в организационной психологии
  11. Исследование вестибулярного аппарата
  12. Исследование взаимоотношений фирм с поставщиками




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.117.47
Генерация страницы за: 0.088 сек.