Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и источники историко-педагогических исследований




Тема 1.2. Объект и предмет истории педагогики и образования.

 

 

История педагогики и образования для решения собственных исследовательских задач широко обращается к знаниям, которые традиционно добываются и обобщаются гражданской историей и историей детства, этнографией и религоведением, культурной и социальной антропологией, фольклористикой и другими науками. Это обстоятельство ставит проблемы историко-педагогической интерпретации прошлого человечества в той его необозримой части, которая прямо или опосредованно имеет отношение к образованию каждого конкретного человека на протяжении бесконечной череды сменяющихся поколений, а также к опыту постановки и осмысления проблем воспитания и обучения.

Сущность историко-педагогической интерпретации зависит от понимания того, какое место занимает история педагогики и образования в системе наук, как трактуется ее объект (рассматриваемая наукой область действительности, выделяемая из всего многообразия окружающего мира и представляющая собой совокупность качественно однородных явлений и процессов) и предмет (ракурс рассмотрения объекта, выделенная в нем проблематика).

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом аспекте.

Всемирный историко-педагогический процесс находится в поле зрения различных отраслей знаний – истории, социологии, культурологи, этнографии и т.п. Поэтому история педагогики и образования предстает:

¾ как наука историческая (ибо рассматривает педагогические феномены прошлого в процессе их генезиса и эволюции);

¾ как наука культурологическая (ибо рассматривает их в контексте функционирования и развития человеческой культуры);

¾ как наука социологическая (ибо рассматривает их в контексте исторической динамики общественных институтов, социальных структур и отношений);

¾ как наука антропологическая (ибо рассматривает педагогические феномены в контексте взросления и развития человека в различных исторических условиях).

Возникнув и развиваясь в рамках педагогического знания, история педагогики и образования является прежде всего наукой педагогической.

Определяя свой предмет история педагогики и образования интерпретирует свой объект с точки зрения целостной реконструкции образования как целенаправленно организованного процесса развития человека, его отдельных элементов, а также представлений о нем у различных народов, отдельных людей и их групп в условиях различных цивилизаций, эпох, культур, обстоятельств жизни. Целью этой интерпретации является раскрытие всеобщих и конкретно-исторических форм существования образования, их генезиса, трансформации, успехов и неудач, логики осуществления, условий, тенденций, закономерностей и альтернатив развития, а также приращения и концептуализации педагогического знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.