Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распорядок дня и движение на маршруте

Режим и организация движения. Наиболее удобное время для передвижения — первая половина дня, с 8— '9 до 12—13 ч, и с 16 до 19 ч. В это время нежарко и не­трудно идти. Распорядок дня группы школьников VIII— X классов рекомендуется следующий:

7.00—8.00 — подъем, зарядка, уборка территории лагеря, туалет

.00—9.00 — завтрак, подготовка к выходу по маршруту или

работа по плану

9.00—12.00 — переход, экскурсии, краеведческая работа

12.00—16.00 — большой привал, приготовление обеда, обед; по­чинка снаряжения, обуви; уборка территории, от­дых, подготовка к выходу или к работе по плану

16.00—18.00 — передвижение, экскурсии, работа по плану

18.00—20.00 — подготовка мест ночлега, приготовление ужина, ужин

20.00—22.00 — свободное время, записи в дневник, беседа у кост­ра

22.00—22.30 — вечерний туалет, подготовка ко сну

22.30 " — отбой

 

В начале движения группы, через 15-20 мин. руководитель должен устроить "подгоночный привал".

Продолжительность привала считают "по последнему". За 1-2 мин до его окончания (через 10-15 мин отдыха) стоит об этом предупредить: "Осталась минута". Туристы приводят себя в порядок, убирают вещи в рюкзаки. Их надевают лишь по команде, когда все уже готовы.

Следующие после "подгоночного" привалы — через 45-50 мин движения. Но на трудном пути (в частности, на крутых затяжных подъе­мах) или при слабой физподготовке путешественников могут быть и через 30 мин. Значительно увеличивать время перехода, болев часа, нежелательно. Именно правильное чередование отдыха и нагрузки по­зволяет идти весь день без большой усталости. Не обязательно с точно­стью до минуты выдерживать время перехода, особенно если чуть рань­ше встретилось подходящее для привала место. Остановка на обед — от 1,5 до 3 часов. Затем снова в путь, согласно графику движения.

Если же встретилось препятствие, на котором группа растягивается (кладь через реку, лесной завал), то после него идущий впереди дол­жен сбавить скорость, пока все не преодолеют препятствие и не дого­нят группу. Скорость должна быть меньше и на подъемах.

Руководителю совершенно не обязательно постоянно идти впере­ди. Обычно он находится там, где ему удобнее контролировать дей­ствия всех. Сложное препятствие он, как правило, проходит первым, подавая пример.

Ведет группу направляющий, которого назначают заранее. Он выбирает наиболее простой и безопасный путь, определяет места привалов, задает темп движения, предупреждает об опасности ("Осторож­но, яма!"), подает различные сигналы и команды ("Мостик переходить по одному!"). Периодически ему обязательно надо оглядываться — не от­стал ли кто? Идущий первым должен хорошо знать выбранный маршрут. В сомнительных случаях необходимо советоваться с руководителем.

Замыкающим ставят одного из самых опытных (прежде всего!) и выносливых. Его основная задача — следить, чтобы никто не потерял­ся, помогать отстающим, предупреждать об опасности. Позади него не должен остаться ни один член группы. Если кто-то отстал, об этом сразу же сообщают направляющему.

По одному нужно двигаться в густом лесу, по болоту, через брод, на опасных камнепадами склонах. Желательно каждому иметь свое постоянное место в строю, тогда туристы сразу же заметят, если кто-то отсутствует. Дистанция между туристами на тропе, дороге обычно около 2 м. Шоссе с интенсивным движением переходят в месте, удаленном от ближайшего поворота не менее чем на 100 м. Группа останавливается на обочине и, когда близко не окажется машин, по команде: "Пере­ход!" — все дружно, шеренгой переходят на другую сторону.

При ходьбе ногу ставят на всю ступню (не на ранты ботинок и не на носок), выбирая по возможности ровную горизонтальную площад­ку. Через отдельные кочки, бревна, камни необходимо перешагивать, не вставая на них. На подъемах шаг делать короче, а носки ног разворачивать "елочкой".

Движение через заболоченный лес. Для этого все вооружаются длинными (около 2 м) шестами. Их используют для дополнительной опоры при прыжках с кочки на кочку или корневища деревьев, при переходах протоки по упавшему дереву; иной раз приходится из этих жердей сооружать временный мостик. Болота-сплавнины, которые пру­жинят под ногами, и зыбкие (с "окошками" чистой воды, зарослями камыша) надо обходить.

Движение вверх по крутому склону. Двигаться вверх по круто­му склону предпочтительнее не "в лоб" (по линии падания воды) — так значительно тяжелее, а наискось или серпантином (зигзагами), используя микрорельеф (неровности почвы), стараясь всегда ногу ста­вить на всю ступню и только на горизонтальную поверхность. На кам­ни лучше не вставать. Если же придется, то на большой камень насту­пать так, чтобы нога оказалась ближе к склону. Тогда меньше шан­сов, что камень опрокинется. Прочность опоры в сомнительных случа­ях пробовать сначала определить палкой-альпенштоком. На крутом рельефе ее держат двумя руками, опираясь концом в склон, — таким образом, образуется дополнительная точка опоры.

Небольшой, до 2,5 м. отвесный уступ (камень, стену оврага) пре­одолевают так. Самый крепкий турист, сбросив рюкзак и надев штор­мовку с капюшоном, становится согнувшись под стенкой. Остальные взбираются наверх, наступая сначала на его коленку, потом на плечи (не на поясницу!). Те, кто вылез раньше, подают руку следующим. Последнего вытаскивают за обе руки. Ступенями часто служат и палки, которые двое туристов держат в руках или кладут на плечи.

Переправа через реку. Начинающие туристы обычно проклады­вают свои маршруты в "обжитых" местах. Около деревень, поселков, пастушеских хижин, как правило, есть мосты, клади. И предпочтитель­нее пройти туда, затратив даже лишний час, чем переходить глубокую реку. Так что, выйдя к ней, нужно организовать разведку вдоль берега. Через небольшую речушку часто имеется кладь — лежащее попе­рек русла бревно, дерево. Обязательно проверяется прочность и устой­чивость клади. Иногда параллельно бревну (не прямо над ним!) натягива­ют веревку, которая помогает сохранять равновесие. За эти "перила" лишь слегка придерживаются при переходе. По клади нельзя двигаться одновременно двоим, троим — она будет сильнее раскачиваться. Ступни на бревне ставят поперек него или идут приставным шагом, боком.

Рискованно бывает переправа по лежащим в глубоком потоке кам­ням. Они мокрые, скользкие, а некоторые неустойчивы — есть шанс упасть в воду. Вообще во всех случаях, когда есть риск "осложнений", метрах в 20-30 ниже переправы нужно поставить 2-3 человек, умеющих хорошо плавать.

Для переправы вброд выбирается наиболее мелкое место, с не­большой скоростью течения. Метров на сто ниже русло реки должно быть чистым — без камней, коряг и других предметов, способных нанести травму; нельзя переправляться вблизи порогов, водопадов, гид­ротехнических сооружений.

Тот, кто идет первым, прощупывает дно шестом. Когда на шест хотят опираться, его ставят выше по течению, чтобы давлением воды его прижимало ко дну. В любой момент у переправляющегося должно быть не менее двух точек опоры (нога — шест или две ноги).

Там, где поток посильнее, переходят вброд "стенкой" — шерен­гой по 2-4 человека. Крепко держа друг друга за плечи или пояса, туристы идут поперек реки так, чтобы вода била лишь в стоящего выше всех по течению.

Брод на равнинных реках в принципе возможен, при глубине реки по пояс самому низкорослому в группе. Быстрые и бурные горные потоки (напор в них огромен!) допустимо переходить при глубине только до колена.

Переправляться всегда надо в обуви. Не возбраняется предвари­тельно снять носки, вытащить стельки. Но ботинки (или кроссовки) на ноге должны сидеть плотно.

К переправе, как и к выбору безопасного места для купания, следует отнестись со всей серьезностью. По статистике, половина не­счастных случаев со смертельным исходом в пеших походах связана именно с водой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бивуачные работы и организация питания | Расчеты физических нагрузок и контроль за состоянием здоровья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.