КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распорядок дня и движение на маршруте
Режим и организация движения. Наиболее удобное время для передвижения — первая половина дня, с 8— '9 до 12—13 ч, и с 16 до 19 ч. В это время нежарко и нетрудно идти. Распорядок дня группы школьников VIII— X классов рекомендуется следующий: 7.00—8.00 — подъем, зарядка, уборка территории лагеря, туалет .00—9.00 — завтрак, подготовка к выходу по маршруту или работа по плану 9.00—12.00 — переход, экскурсии, краеведческая работа 12.00—16.00 — большой привал, приготовление обеда, обед; починка снаряжения, обуви; уборка территории, отдых, подготовка к выходу или к работе по плану 16.00—18.00 — передвижение, экскурсии, работа по плану 18.00—20.00 — подготовка мест ночлега, приготовление ужина, ужин 20.00—22.00 — свободное время, записи в дневник, беседа у костра 22.00—22.30 — вечерний туалет, подготовка ко сну 22.30 " — отбой
В начале движения группы, через 15-20 мин. руководитель должен устроить "подгоночный привал". Продолжительность привала считают "по последнему". За 1-2 мин до его окончания (через 10-15 мин отдыха) стоит об этом предупредить: "Осталась минута". Туристы приводят себя в порядок, убирают вещи в рюкзаки. Их надевают лишь по команде, когда все уже готовы. Следующие после "подгоночного" привалы — через 45-50 мин движения. Но на трудном пути (в частности, на крутых затяжных подъемах) или при слабой физподготовке путешественников могут быть и через 30 мин. Значительно увеличивать время перехода, болев часа, нежелательно. Именно правильное чередование отдыха и нагрузки позволяет идти весь день без большой усталости. Не обязательно с точностью до минуты выдерживать время перехода, особенно если чуть раньше встретилось подходящее для привала место. Остановка на обед — от 1,5 до 3 часов. Затем снова в путь, согласно графику движения.
Если же встретилось препятствие, на котором группа растягивается (кладь через реку, лесной завал), то после него идущий впереди должен сбавить скорость, пока все не преодолеют препятствие и не догонят группу. Скорость должна быть меньше и на подъемах. Руководителю совершенно не обязательно постоянно идти впереди. Обычно он находится там, где ему удобнее контролировать действия всех. Сложное препятствие он, как правило, проходит первым, подавая пример. Ведет группу направляющий, которого назначают заранее. Он выбирает наиболее простой и безопасный путь, определяет места привалов, задает темп движения, предупреждает об опасности ("Осторожно, яма!"), подает различные сигналы и команды ("Мостик переходить по одному!"). Периодически ему обязательно надо оглядываться — не отстал ли кто? Идущий первым должен хорошо знать выбранный маршрут. В сомнительных случаях необходимо советоваться с руководителем. Замыкающим ставят одного из самых опытных (прежде всего!) и выносливых. Его основная задача — следить, чтобы никто не потерялся, помогать отстающим, предупреждать об опасности. Позади него не должен остаться ни один член группы. Если кто-то отстал, об этом сразу же сообщают направляющему. По одному нужно двигаться в густом лесу, по болоту, через брод, на опасных камнепадами склонах. Желательно каждому иметь свое постоянное место в строю, тогда туристы сразу же заметят, если кто-то отсутствует. Дистанция между туристами на тропе, дороге обычно около 2 м. Шоссе с интенсивным движением переходят в месте, удаленном от ближайшего поворота не менее чем на 100 м. Группа останавливается на обочине и, когда близко не окажется машин, по команде: "Переход!" — все дружно, шеренгой переходят на другую сторону.
При ходьбе ногу ставят на всю ступню (не на ранты ботинок и не на носок), выбирая по возможности ровную горизонтальную площадку. Через отдельные кочки, бревна, камни необходимо перешагивать, не вставая на них. На подъемах шаг делать короче, а носки ног разворачивать "елочкой". Движение через заболоченный лес. Для этого все вооружаются длинными (около 2 м) шестами. Их используют для дополнительной опоры при прыжках с кочки на кочку или корневища деревьев, при переходах протоки по упавшему дереву; иной раз приходится из этих жердей сооружать временный мостик. Болота-сплавнины, которые пружинят под ногами, и зыбкие (с "окошками" чистой воды, зарослями камыша) надо обходить. Движение вверх по крутому склону. Двигаться вверх по крутому склону предпочтительнее не "в лоб" (по линии падания воды) — так значительно тяжелее, а наискось или серпантином (зигзагами), используя микрорельеф (неровности почвы), стараясь всегда ногу ставить на всю ступню и только на горизонтальную поверхность. На камни лучше не вставать. Если же придется, то на большой камень наступать так, чтобы нога оказалась ближе к склону. Тогда меньше шансов, что камень опрокинется. Прочность опоры в сомнительных случаях пробовать сначала определить палкой-альпенштоком. На крутом рельефе ее держат двумя руками, опираясь концом в склон, — таким образом, образуется дополнительная точка опоры. Небольшой, до 2,5 м. отвесный уступ (камень, стену оврага) преодолевают так. Самый крепкий турист, сбросив рюкзак и надев штормовку с капюшоном, становится согнувшись под стенкой. Остальные взбираются наверх, наступая сначала на его коленку, потом на плечи (не на поясницу!). Те, кто вылез раньше, подают руку следующим. Последнего вытаскивают за обе руки. Ступенями часто служат и палки, которые двое туристов держат в руках или кладут на плечи. Переправа через реку. Начинающие туристы обычно прокладывают свои маршруты в "обжитых" местах. Около деревень, поселков, пастушеских хижин, как правило, есть мосты, клади. И предпочтительнее пройти туда, затратив даже лишний час, чем переходить глубокую реку. Так что, выйдя к ней, нужно организовать разведку вдоль берега. Через небольшую речушку часто имеется кладь — лежащее поперек русла бревно, дерево. Обязательно проверяется прочность и устойчивость клади. Иногда параллельно бревну (не прямо над ним!) натягивают веревку, которая помогает сохранять равновесие. За эти "перила" лишь слегка придерживаются при переходе. По клади нельзя двигаться одновременно двоим, троим — она будет сильнее раскачиваться. Ступни на бревне ставят поперек него или идут приставным шагом, боком.
Рискованно бывает переправа по лежащим в глубоком потоке камням. Они мокрые, скользкие, а некоторые неустойчивы — есть шанс упасть в воду. Вообще во всех случаях, когда есть риск "осложнений", метрах в 20-30 ниже переправы нужно поставить 2-3 человек, умеющих хорошо плавать. Для переправы вброд выбирается наиболее мелкое место, с небольшой скоростью течения. Метров на сто ниже русло реки должно быть чистым — без камней, коряг и других предметов, способных нанести травму; нельзя переправляться вблизи порогов, водопадов, гидротехнических сооружений. Тот, кто идет первым, прощупывает дно шестом. Когда на шест хотят опираться, его ставят выше по течению, чтобы давлением воды его прижимало ко дну. В любой момент у переправляющегося должно быть не менее двух точек опоры (нога — шест или две ноги). Там, где поток посильнее, переходят вброд "стенкой" — шеренгой по 2-4 человека. Крепко держа друг друга за плечи или пояса, туристы идут поперек реки так, чтобы вода била лишь в стоящего выше всех по течению. Брод на равнинных реках в принципе возможен, при глубине реки по пояс самому низкорослому в группе. Быстрые и бурные горные потоки (напор в них огромен!) допустимо переходить при глубине только до колена. Переправляться всегда надо в обуви. Не возбраняется предварительно снять носки, вытащить стельки. Но ботинки (или кроссовки) на ноге должны сидеть плотно. К переправе, как и к выбору безопасного места для купания, следует отнестись со всей серьезностью. По статистике, половина несчастных случаев со смертельным исходом в пеших походах связана именно с водой.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |