Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка туруслуг

Конспект лекции 2.3. Особенности управления в туризме

Функции рынка туруслуг. Особенности управления в индустрии туризма. Влияние факторов внешней среды на формирование и развитие индустрии туризма. Связь менеджмента туризма с другими науками.

 

 

Опыт формирования и функционирования рынка туристских услуг в индустриально развитых странах во многом может быть принят в качестве критерия и пути развития рынка туристских услуг в других странах.

При формировании регионального рынка туристских услуг не­обходимо использовать положительный опыт организации рынка в некоторых регионах страны. Более того, необходимо рассмот­реть все возможности использования потенциала более развитых регионов в деле совершенствования оказания туристских услуг в данном регионе.

Сущность и характер основных функций, выполняемых рын­ком туристских услуг, их роль в развитии экономики и влияние на социальные условия позволяют сформулировать основное на­правление в исследовании работы механизма регионального рын­ка туристских услуг, которое представляет выявление многочис­ленных, взаимопереплетенных факторов и территориальных усло­вий, образующих своеобразный механизм, под воздействием кото­рого происходят зарождение, функционирование и развитие рынка.

Реализация такого направления исследования требует выделе­ния системы факторов, характеризующих качественную и количе­ственную сторону тех процессов и явлений, которые в совокупно­сти и взаимодействии образуют рынок туристских услуг.

Сущность рынка туристских услуг (РТУ) находит свое выражение в главных его эконо­мических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Функции рынка туристских услуг можно представить следую­щим образом:

посредническая (реализации интересов рыночных субъектов);

 стимулирующая;

 экономическая;

 информационная;

 контролирующая;

 регулирующая;

 ценообразующая.

Первая функция выражается через процесс организации дове­дения туристских услуг до потребителя с использованием сети ту­рагентств по реализации турпродукта. По своей форме этот про­цесс многообразен, так как рынок обеспечивает альтернативность выбора при заключении сделок. Потребитель имеет возможность выбрать оптимального производителя продукции. В то же время продавцу обеспечивается выбор наиболее подходящего покупате­ля.

Вторая функция подразумевает возмещение затрат рабочей силы и воспроизводство главной производительной силы общест­ва. Содержание второй функции заключается в том, что в процес­се обмена денег на туристскую услугу распределение как необхо­димая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. Ра­ботники предприятий туристского сектора экономики получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются мате­риальные стимулы к повышению качества и увеличению количе­ства туристских услуг, к производству туристских услуг в соот­ветствии с запросами клиентов, к росту производительности тру­да.

Третья функция РТУ — это функция обеспечения эффективно­сти использования ограниченных ресурсов общества для удовле­творения его растущих потребностей. Достичь этого в условиях рынка становится возможным только посредством использования конкуренции.

Четвертая функция — информационная, которая заключается в распространении и обеспечении всех субъектов рынка информа­цией в области туризма. При этом производители туруслуг полу­чают информацию о потребностях, запросах, спросе, а потребите­ли—о предложениях. Контролирующая (санирующая) функция РТУ сводится к тому, что рынок освобождает экономику от неэф­фективных хозяйственных единиц, которые не в состоянии пред­ложить потребителям качественные услуги.

Регулирующая функция является одной из самых важных функций РТУ. С ее помощью рынок способствует переливу капи­тала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного произ­водства. Рост цен на некоторые виды услуг является сигналом для «производителей» к расширению объемов «производства». На­против, снижение цены — сигнал к сокращению. Таким образом, РТУ способствует установлению необходимых воспроизводствен­ных пропорций.

Ценообразующая функция РТУ позволяет определить цену ту­ристских услуг, которая быстро реагирует на изменения в предло­жении, потребностях, конъюнктуре. Имеющиеся на рынке эконо­мические блага одного назначения обычно содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако РТУ ориен­тируется на общественно необходимые затраты, которые готов оп­лачивать потребитель. Именно они определяют цену, по которой услуги предлагаются потребителям.

Рынок туристских услуг чутко реагирует на фактор времени. Это обусловлено следующим. Во-первых, формирование регио­нального рынка туристских услуг требует значительного времени, поэтому очень важна согласованность разных периодов его фор­мирования. Во-вторых, синхронность ввода объектов на каждом определенном этапе формирования рынка оказывает заметное влияние на всю систему, позволяя получить наибольшую народ­нохозяйственную эффективность только при комплексном, согла­сованном развитии всех составляющих элементов.

Особенностью процессов, происходящих на региональном рынке туристских услуг, является то, что эффект проявляется не только на самом рынке, но и за его пределами. Функционирова­ние регионального рынка туристских услуг оказывает влияние на многие смежные региональные рынки. Таким образом, региональ­ный рынок туристских услуг связан как с охватывающими его системами, так и с другими региональными рынками.

В качестве охватывающих систем выступают национальная экономика страны и рынки более высокого ранга (федеральный рынок туристских услуг). Национальная экономика поставляет на региональный РТУ желающих отдохнуть и укрепить свое здоро­вье людей, необходимые материальные, финансовые и техниче­ские ресурсы. Региональный рынок туристских услуг в свою оче­редь передает в охватывающую систему уже отдохнувших, оздо­ровленных, физически окрепших и духовно обогащенных тури­стов, т.е. воспроизведенный трудовой потенциал.

Первая проблема, с которой сталкивается практика формиро­вания РТУ, связана с отсутствием четкого понимания того, что представляет сфера туристских услуг в национальной экономике. Достаточно продолжительное время туристская отрасль понима­лась как нечто вспомогательное к материальному производству. Основной асцент при формировании основных направлений раз­вития национальной экономики был сделан на развитии сферы материального производства, в первую очередь производства средств производства, на основе чего формировалось отношение к отраслям сферы услуг.

На Западе же между тем господствовало прямо противополож­ное отношение к услугам, которые понимались как самостоятель­ная сфера деятельности человека и самостоятельная отрасль эко­номики, равноправная с материальным производством.

Вторая проблема, с которой столкнулись теория и практика формирования РТУ в экономике переходного периода, — отсутст­вие устойчивых тенденций в потреблении услуг. Основу разруше­ния этой тенденции справедливо связывают с ростом цен, сниже­нием уровня доходов населения и в целом обнищанием населе­ния. Все это в совокупности привело к тому, что спрос на турист­ские услуги стал резко снижаться. Но как только ситуация стала постепенно выравниваться, возникло новое негативное явление — экономический кризис и, как следствие, рост неплатежей, задерж­ки с выплатами заработной платы и пенсий, отсутствие механизма их погашения, которые стимулировали сокращение платежеспо­собного спроса населения. А рост безработицы негативно повлиял на общую неблагоприятную конъюнктуру на РТУ и тем самым за­тормозил еще больше его развитие.

Так, из-за кризиса в 1998 г. за границу выехало почти на чет­верть меньше россиян, чем в 1997 г. Населению стало выгоднее са­мому заниматься туристскими услугами (отдых на даче, неоргани­зованный отдых «дикарями»), чем покупать их. Выросло количе­ство неорганизованных туристов, т.е. туристов, не прибегающих к услугам турагентств. Многие организованные туристы избира­тельно используют туристские предложения турагентств, приоб­ретая отдельные туристские услуги, а не совокупный туристский продукт, представленный в виде тура. Все это в совокупности не­гативно отразилось на формировании РТУ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды менеджеров в организации, их роли и функции | Особенности управления в индустрии туризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.