Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы борьбы с инфляцией




Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика является составной частью соци­ально-экономической политики. Поскольку инфляция — один из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика на­правлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий. Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиин­фляционных мер типичен для большинства государств.

1. Преодоление бюджетного дефицита.

В 1990-х годах задачей антиинфляционной политики было уменьшение бюджетного дефицита. В России он составлял: 3.6% Hllll в 1997 г., 3,2% — в 1998 г., по уточненным данным — 5,5% с уче том лючительных оборотов; 1,2% — в 1999 г.

Россия использовала все известные в мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита: налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффективно, так что эти меры не стимул и ро экономический рост. Лишь на основе улучшения макроэкономических показателей федеральный бюджет стал сводиться с профици том (1 ВВП - в 2002 г., 4,4% - в 2004 г., 7,9% - в 2006 г.). Создан Стабилизационный фонд, который возрос с 522 млрд руб. в 2004 г. до 3,8 трлн в 2007 г. С 2008 г. он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Одна из функций этого финансового репер изъятие излишней денежной массы из обращения.

2. Регулирование гос. долга.

3. Денежная политика.

С 70-х годов XX в. в мировой практике стало применяться таргети- рование — установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяю­щим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Объект таргетирования — это также потребительские цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции. Для стран, где велика доля импортных товаров» на внутреннем рынке (в России примерно 50%), важным объектом таргетирования является динамика валютного курса, которая влияет на темп инфляции.

Увеличение денежной массы важно для повышения уровня мо­нетизации экономики (до 34—39% в 2009 г. и 70—75% к 2020 г., но чре­вато усилением инфляции, если опережает денежный спрос и не спо­собствует росту производства).

4. Кредитная политика.

Для огра­ничения банковских кредитов периодически повышается офи­циальная учетная ставка центрального банка (ставка рефинан­сирования), что оказывает влияние на всю структуру банковских процентных ставок. Иногда регулируются ставки по активным и пассивным операциям банков, осуществляется контроль цент­рального банка за ресурсами коммерческих банков с помощью системы минимальных обязательных резервов. Нормы этих ре­зервов при сильной инфляции повышают в целях уменьшения денежного предложения и снижают по мере стабилизации денеж­ного обращения, например в 90-х годах в развитых странах, где темп инфляции снизился до 1—2% годовых.

В мировом арсенале инструментов антиинфляционной полити­ки известны примеры прямого воздействия центрального банка на объ­ем банковского кредита: лимитирование ежегодного роста банковских кредитов, предварительный контроль центрального банка за предо­ставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля.

5. Регулирование цен.

В России государственное регулирование цен почти не практи­куется, за исключением цен и тарифов на продукцию естественных монополий, которые, однако, систематически растут. В конце 2007 г.— начале 2008 г. впервые были временно заморожены цены на основные продукты питания.

6. Политика доходов.

- согласование и увязка тем па роста заработной платы и цен.

7. Внешние факторы.

Важным аспектом антиинфляционной политики является воз­действие на внешние факторы инфляции. В условиях интегра­ции страны в мировое хозяйство и либерализации внешнеэконо­мической деятельности для противодействия импортируемой инфляции многие страны принимают меры по относительной стабилизации валютного курса. Это связано с тем, что снижение курса национальной валюты вызывает рост цен импортируемых товаров. Повышение цен распространяется по цепочке и на дру­гие товары, порождая инфляцию, вызванную чрезмерными из­держками.

8. Фактор доверия.

В антиинфляционной политике важен субъективный фактор — восстановление доверия к деньгам и правительству, которое их выпускает.

Таким образом, как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого используются рыночное и государственное регулирование. Монета­ризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, на Западе в чистом виде как теорети­ческая основа экономической политики не применяется. Его постула­ты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного регули­рования экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.