Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционной деятельности рыночного типа




НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Государственные и частные инвестиции.

К началу 2000-х годов в России в целом сформировалась ры­ночная модель инвестиционного процесса. Государство, моно­польно осуществлявшее капитальные вложения в плановой эко­номике, сменили различные категории частных инвесторов, создана необходимая инфраструктура инвестиционного процес­са — коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщи­ки оборудования, агентства по страхованию экспортных креди­тов, информационные и консультационные фирмы и др. Доля государственного сектора в инвестициях сократилась с 90% в 1990 г. до 24% в 2003 г.

Государство целенаправленно проводит последовательную децен­трализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе).

Следует признать, что рыночная модель инвестиционного про­цесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эф­фективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм накоп­ления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбе­режений и их трансформации в инвестиции. Доля банковских креди­тов в общем объеме инвестиций из всех источников составляет около 9%, а средств от эмиссии акций – 0,3 %.

Основными факторами, препятствующими активизации банков­ского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер (Ложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эф­фективных инвестиционных проектов. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ре­сурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.

Государство сформировало к 2000-м годам базовую систему нор­мативно-законодательных актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России и направленных на улучше­ние инвестиционного климата в стране для отечественных и иностран­ных инвесторов. В их числе — федеральные законы «Об инвестицион­ной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижи­мости)», «О соглашениях о разделе продукции».

Летом 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных согла­шениях», устраняющий пробелы законодательного обеспечения эффек­тивной инвестиционной стратегии государства и открывающий возможности для развития частно-государственного партнерства в фи­нансировании крупных проектов.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации» (июль 2005 г.) усиливает роль государства в со­здании условий, необходимых для перевода экономики на инноваци­онный путь развития. Закон вводит понятие особой экономической зоны, как определяемой Правительством Российской Федерации час­ти территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В России в соответствии с основными положениями принятого закона предполагается создание двух типов особых экономических зон: про- мышленно-производственных и технико-внедренческих.

На основе конкурса среди субъектов Российской Федерации создают­ся четыре зоны технико-внедренческого типа (в городах Зеленоград, Томск, Санкт-Петербург, Дубна) и две — промышленно-производственного (в г. Елабуга и Липецкой области). В 2006 г. государство выделило из феде­рального бюджета на обустройство зон 16 млрд руб.

Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности функциони­рования особых экономических зон в ряде стран. Так, например, в Китае с начала 1990-х годов инвестиционная деятельность государства в основ­ном была подчинена концентрации сил и средств на создании и развитии специальных анклавов, развивающих экспортное производство и внешне­экономические связи (Гуандун, Фуцзянь, дельта реки Чанцзян, зона Бохай- ского залива).

На их создание были направлены огромные капиталовложения: на про­тяжении второй половины 1990-х годов доля инвестиций государства и биз­нес-сообщества в районы экспортного производства постоянно превышала половину всего объема инвестиций страны. Норма накопления в Китае одна из самых высоких в мире: объем инвестиций к ВВП в 1991—1995 гг. соста­вил 33%, в 1996—2000 гг. — 32,8%, в 2001—2005 гг. — почти 42%. Эти рай­оны постепенно превратились в «локомотив» экономического роста стра­ны. В 2000 г. в них было создано 56% ВВП всей страны, в 2005 г. — 58,2%.

Таким образом, как показывает мировой опыт, для достижения высо­кой эффективности особых экономических зон необходимы первона­чальные огромные усилия и средства государства. Нашей стране для реализации поставленных задач модернизации и повышения конкуренто­способности экономики важно наращивать усилия по созданию особых эко­номических зон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.