Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права России




Таможенное право – это относительно молодая отрасль российского права, существование которой именно как отрасли права до настоящего времени является спорным вопросом среди российских ученых-правоведов. Одни ученые признают только таможенное законодательство как совокупность норм, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, отрицая при этом существование таможенного права как определенной системы таможенно-правовых норм, характеризующих его как отрасль права. Другие, наоборот, допускают наличие взаимосвязей и закономерностей позволяющих объединить эти нормы в таможенное право, но не в качестве самостоятельной отрасли, а на уровне подотрасли (либо даже отдельного института) другой самостоятельной и исторически уже сложившейся отрасли российского права – административного права. И наконец, третья категория юристов признает существование таможенного права как самостоятельной отрасли российского права. Единство взглядов отсутствует.

Как бы там ни было, но в настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес (и это подробно описано в учебнике под редакцией профессора А.Ф.Ноздрачева. С.44-47) заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле – не исключение.

Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования является основным критерием систематизации действующих в России правовых норм потем или иным отраслям.

Метод правового регулирования отражает и выражает, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, то есть – каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т. д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него общественных отношений.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части -административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части – и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак: они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений – таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом ТС. В зависимости от конкретных целей их возникновения можно выделить следующие виды общественных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:

– общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации и организацией государственной таможенной службы;

– общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств: возникают по поводу организации таможенными органами правомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

– общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей: возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России;

– общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления: возникают в связи с операциями, производимыми должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения;

– общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу России: возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также таможенным досмотром, учетом товаров и транспортных средств, проверкой правильности уплаты таможенных платежей и т.д.;

– общественные отношения, связанные с валютным контролем: возникают в связи с выполнением таможенными органами по выполнению возложенных на них функций контроля за соблюдением валютного законодательства России;

– общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности: возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу, ведением специальной статистики) и классификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

– общественные отношения, связанные с совершением преступлений в сфере таможенного дела: возникают в связи с осуществлением таможенными органами функций органов дознания и оперативно-розыскной деятельности;

– общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела – нарушений таможенных правил (регламентированы нормами КоАП РФ): возникают в связи с осуществлением таможенными органами административно-юрисдикционной деятельности;

– общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений: возникают в связи с предоставлением таможенными органами заинтересованным лицам информации о действующих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;

– общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов: возникают в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по приговору суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению таможенного органа в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства;

– общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;

– общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела – методе таможенного права. В общей теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений – корпоративный (властный) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенно установленных нормой пределах); иными словами, авторитарный и демократический.

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод таможенно-правового регулирования – комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов таможенных отношений в аспекте обеспечения требований норм таможенного законодательства.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания проявляются в возложении как на таможенные органы, так и на лиц, перемещающих товары, прямых обязанностей по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т.п.), предусмотренных соответствующей таможенно-правовой нормой. Запреты – это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производстве по делам о нарушениях таможенных правил и ряд иных).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но в основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа использовать те формы таможенного контроля, которые они считают достаточными для обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле).

Таким образом, мы кратко охарактеризовали предмет и метод таможенно-правового регулирования. Никакая другая отрасль российского права не имеет подобного предмета и метода регулирования, поэтому таможенное право – такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако, в отличие от них, таможенное право является комплексной отраслью права – такой, как, например, предпринимательское право и ряд других отраслей.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и весьма важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого характера.

К общеправовым принципам таможенного права относятся принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип законности, принцип координации и взаимодействия государственных органов, принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования, принцип научности, принцип гуманности, принцип наибольшего благоприятствования, принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

Принцип уважения прав и основных свобод человека является одним из ведущих принципов таможенного права России, поскольку в российской конституции человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Этот принцип имеет особое значение для правовой регламентации процедуры таможенного контроля (в особенности исключительной его формы – личного досмотра), а также целого ряда аспектов административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов (например, порядка проведения административного задержания, доставления и ряда иных мер принудительного характера).

Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдения Конституции РФ, законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов всеми субъектами таможенного права.

Принцип координации и взаимодействия государственных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права. Активное участие в формировании таможенного права, помимо Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ и ФТС РФ, принимают также Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и ряд других федеральных органов. Этот принцип отражает также и необходимость тесного взаимодействия различных органов государственной власти при решении смежных задач (например, по обеспечению соблюдения действующего валютного законодательства и т.п.).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права означает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела, то есть максимально возможное обеспечение именно правового регулирования этого вида отношений.

Постоянное обновление нормативно-правовой базы, регулирующей таможенно-правовые отношения, устранение имеющихся пробелов в ней – это обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствия его политическим и социально-экономическим интересам России.

Принцип научности в таможенном праве предполагает опору на достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также достижения технического прогресса при реализации таможенной политики государства и отражен, в частности, в нормах таможенного законодательства, регулирующих формы и методы таможенного контроля.

Принцип гуманности очень широко применяется в таможенном праве и находит свое отражение, например, в запрете свободного провоза через таможенную границу оружия, наркотиков и ряда иных предметов; в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной помощью; в наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил; невозможности назначения более мягкой меры воздействия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой; и ряде иных норм.

Принцип наибольшего благоприятствования, существующий во внешнеторговой практике, используется в российском таможенном праве для устранения различных нетарифных барьеров на торговых путях (использование в ряде случаев упрощенного таможенного оформления, периодического таможенного оформления; минимизация лицензирования, квотирования; создание зон свободной торговли и пр.).

Принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенно-правовое регулирование в нашей стране развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. В сферу международного права входят различные вопросы таможенного регулирования, в том числе вопросы стандартизации и сертификации продукции, оценки товаров в таможенных целях, международные перевозки грузов, унификация таможенных процедур и др. В связи с этим в Таможенном кодексе ТС и в Законе РФ «О таможенном тарифе» установлен основанный на конституционной норме принцип: если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены внутренним российским таможенным законодательством, то применяются нормы международных договоров.

Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметить принцип юридического равенства, принцип объективной истины, принцип судебной защиты субъективных прав и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

– принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;

– принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения;

– принцип единства ставок таможенных пошлин, установленный Законом РФ «О таможенном тарифе», в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие, как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других. Подробнее эти принципы будут рассмотрены нами позже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.