Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система таможенного права: принципы и критерии ее построения




Лекция 4. Система и источники таможенного права России

План:

4.1. Система таможенного права: принципы и критерии ее построения.

4.2. Источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика.

 

Таможенное право как совокупность правовых норм имеет свою специфику, о которой уже упоминалось ранее, – оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования – кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Поэтому комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.

Систематизацией норм права в общей теории права принято считать упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

Систематизация норм таможенного права может быть проведена по различным основаниям, но при этом должны непременно соблюдаться два условия: во-первых, чтобы систематизация исходила из наличия и объективной дифференциации таможенно-правовых норм, а во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.

Авторы существующих учебников по таможенному праву, по-разному трактуя свои критерии систематизации таможенно-правовых норм, так или иначе проводят ее прежде всего по признаку возможных масштабов применения этих норм. Такая систематизация сводится к подразделению отрасли таможенного права на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы. При этом в учебнике под редакцией профессора А.Ф.Ноздрачева справедливо отмечается, что государство формирует отрасль таможенного права в том виде, в котором оно необходимо для достижения целей современной таможенной политики России. Поэтому важно учесть, что в случае изменения каких-либо целей и задач современной таможенной политики изменится и совокупность правовых норм, составляющих те или иные разделы либо институты таможенного права.

Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы – устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, элементарные частицы таможенного права, относящиеся к нему как единичное к общему.

Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты. И таможенное право – не исключение. Институты таможенного права составляют взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, то есть регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела. А поскольку таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включения в Таможенный кодекс ТС.

Каждый правовой институт – это относительно самостоятельный «блок» отрасли. Главная функция любого правового института состоит в том, чтобы в пределах своего участка однородных общественных отношений (в нашем случае – отношений в сфере таможенного дела) обеспечить цельное, относительно законченное их регулирование.

С некоторой долей условности таможенное право можно подразделить на Общую и Особенную части, как это принято в других отраслях. Условность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.

В Общую часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Иными словами, положения Общей части таможенного права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, об­разующих отрасль таможенного права.

В состав Общей части таможенного права входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России; регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой ста­тус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной деятельности; регулирующие ответственность в таможенно-правовой сфере, в том числе и ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов. Общая часть таможенного права несколько уже Общей части учебного курса «Таможенное право», куда входят также история таможенного дела и таможенной политики России, предмет, система и источники таможенного права, не входящие, естественно, в Общую часть таможенного права как отрасли права.

Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом ТС порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. Сюда входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифного регулирования и взимания таможенных платежей, порядка применения таможенных льгот, ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

К Особенной части таможенного права относятся также совокупности норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов. Они регламентируют производство таможенными органами дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, оперативно-розыскную деятельность таможенных органов.

Помимо общей и особенной частей, в системе таможенного права выделяют также и специальную его часть, куда относят правовые нормы, регулирующие участие России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.