Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности речи по типовому значению. Речевые жанры

План

Типы речи и речевые жанры

Attorneys

Every party in a trial has the right to be represented by an attorney or attorneys, although a party is free to conduct the trial himself. In a criminal trial, the defendant has a right to be represented by an attorney, or attorneys, of his choosing. If the defendant cannot afford an attorney, and the crime is more serious than a petty offense, the court will appoint one for him.

 

 

1. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка).

2. Понятие речевого жанра.

3. Жанрообразующие признаки.

4. Типология речевых жанров: информативные; императивные; оценочные; этикетные; инвективные.

5. Жанры устной и письменной речи.

6. О смешении речевых жанров.

7. Речевые жанры в функционально-стилистическом аспекте.

Литература:

1. Культура русской речи: Учебник… / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 83 – 94.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001. – С. 46 – 106.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. – М., 1986.

4. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Речевые жанры. – Саратов, 1997.

5. Шарифуллин Б.Я. Речевые жанры современного города: Методические рекомендации для спецсеминара. – Красноярск, 2000.

 

Практическое занятие № 1 (2 часа)

I. Теоретическая часть.

1. Разновидности речи по типовому значению.

2. Понятие речевого жанра.

3. Типы речевых жанров (классификация Т.В. Шмелевой).

Литература:

1. Григорьева О.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для иностранцев. – М., 2000.- С. 17-19.

2. Культура русской речи: Учебник / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 83 – 94.

3. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Речевые жанры. – Саратов, 1997.

4. Шарифуллин Б.Я. Речевые жанры современного города: Методические рекомендации для спецсеминара. – Красноярск, 2000.

II. Практическая часть.

1. Выполните упр. 292 (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10 – 11 кл. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2001. – С. 153 – 154).

2. Выделите в текстах предложения со значением оценки. Какие языковые средства характерны для категории оценки?

 

а) Взрослые сердятся, ругают весну, ждут не дождутся, когда же сойдет весь снег и земля просохнет. Но для нас, ребятишек, это самое хорошее время.

Только, бывало, выбежишь из дома во двор, так и пахнёт в лицо свежим весенним духом. И какой это расчудесный дух: пахнет тающим снегом, размокшей землей!.. (По Г. Скребицкому)

б) «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом!» – громко прочел дядя. – Вот как надо писать стихи! Это Тютчев! Прекрасный поэт. Он изумительно чувствовал природу. (По Ю.Коринцу)

3. Прочитайте текст, определите типы речи, входящие в него. Обоснуйте свое мнение.

Открытие юного орнитолога

Я понял, что эта удивительная птица так часто возвращается к дереву, под которым я расположился со своими собаками, потому что у нее здесь гнездо.

Я недолго колебался: любознательность орнитолога во мне взяла верх над осмотрительностью.

Сгрудившиеся у дерева внизу собаки с интересом следили за мной. Вне себя от волнения, я полез вверх, пока не оказался у гнезда.

Это было солидное сооружение, большая, глубокая корзинка из тщательно переплетенных прутиков, выстланная внутри корешками и землей. Маленькое входное отверстие открывалось сбоку, на обрамлявших его прутьях торчали острые шипы. Шипы выступали и по бокам гнезда, и на искусно сплетенном куполе крыши. Такое гнездо должно было отпугнуть даже самых страстных любителей птиц.

Действительно, удивительная и трудолюбивая птица! (По Д. Дареллу)

4. Зная жанр и ситуацию общения, сделайте вывод о характере его спонтанности / подготовленности, устности / письменности: чтение лекции, исполнение сказки, чтение постановления правительства, беседа на научную тему, репортаж, беседа на бытовую тему, поздравление, адресованное юбиляру, ответ на экзамене.

5. Проанализируйте рекламный текст (любой) с точки зрения всех жанрообразующих признаков (см. материалы лекции по теме).

Лекция №2 (2 часа)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Parties | Основы ораторского искусства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.