КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидности речи по типовому значению. Речевые жанры
План Типы речи и речевые жанры Attorneys Every party in a trial has the right to be represented by an attorney or attorneys, although a party is free to conduct the trial himself. In a criminal trial, the defendant has a right to be represented by an attorney, or attorneys, of his choosing. If the defendant cannot afford an attorney, and the crime is more serious than a petty offense, the court will appoint one for him.
1. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка). 2. Понятие речевого жанра. 3. Жанрообразующие признаки. 4. Типология речевых жанров: информативные; императивные; оценочные; этикетные; инвективные. 5. Жанры устной и письменной речи. 6. О смешении речевых жанров. 7. Речевые жанры в функционально-стилистическом аспекте. Литература: 1. Культура русской речи: Учебник… / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 83 – 94. 2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001. – С. 46 – 106. 3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. – М., 1986. 4. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Речевые жанры. – Саратов, 1997. 5. Шарифуллин Б.Я. Речевые жанры современного города: Методические рекомендации для спецсеминара. – Красноярск, 2000.
Практическое занятие № 1 (2 часа) I. Теоретическая часть. 1. Разновидности речи по типовому значению. 2. Понятие речевого жанра. 3. Типы речевых жанров (классификация Т.В. Шмелевой). Литература: 1. Григорьева О.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для иностранцев. – М., 2000.- С. 17-19. 2. Культура русской речи: Учебник / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 83 – 94. 3. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Речевые жанры. – Саратов, 1997. 4. Шарифуллин Б.Я. Речевые жанры современного города: Методические рекомендации для спецсеминара. – Красноярск, 2000. II. Практическая часть.
1. Выполните упр. 292 (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10 – 11 кл. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2001. – С. 153 – 154). 2. Выделите в текстах предложения со значением оценки. Какие языковые средства характерны для категории оценки?
а) Взрослые сердятся, ругают весну, ждут не дождутся, когда же сойдет весь снег и земля просохнет. Но для нас, ребятишек, это самое хорошее время. Только, бывало, выбежишь из дома во двор, так и пахнёт в лицо свежим весенним духом. И какой это расчудесный дух: пахнет тающим снегом, размокшей землей!.. (По Г. Скребицкому) б) «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом!» – громко прочел дядя. – Вот как надо писать стихи! Это Тютчев! Прекрасный поэт. Он изумительно чувствовал природу. (По Ю.Коринцу) 3. Прочитайте текст, определите типы речи, входящие в него. Обоснуйте свое мнение. Открытие юного орнитолога Я понял, что эта удивительная птица так часто возвращается к дереву, под которым я расположился со своими собаками, потому что у нее здесь гнездо. Я недолго колебался: любознательность орнитолога во мне взяла верх над осмотрительностью. Сгрудившиеся у дерева внизу собаки с интересом следили за мной. Вне себя от волнения, я полез вверх, пока не оказался у гнезда. Это было солидное сооружение, большая, глубокая корзинка из тщательно переплетенных прутиков, выстланная внутри корешками и землей. Маленькое входное отверстие открывалось сбоку, на обрамлявших его прутьях торчали острые шипы. Шипы выступали и по бокам гнезда, и на искусно сплетенном куполе крыши. Такое гнездо должно было отпугнуть даже самых страстных любителей птиц. Действительно, удивительная и трудолюбивая птица! (По Д. Дареллу) 4. Зная жанр и ситуацию общения, сделайте вывод о характере его спонтанности / подготовленности, устности / письменности: чтение лекции, исполнение сказки, чтение постановления правительства, беседа на научную тему, репортаж, беседа на бытовую тему, поздравление, адресованное юбиляру, ответ на экзамене.
5. Проанализируйте рекламный текст (любой) с точки зрения всех жанрообразующих признаков (см. материалы лекции по теме). Лекция №2 (2 часа)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |