Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические права и свободы

В отличие от личных политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.

Политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Особенность тоталитарных государствстремление к ограничению политических прав и сеобоо — носит отнюдь не случайный характер. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограничить политическую свободу человека, освободить себя от демократических форм контроля, тем большее место занимают фактическое всевластие государства и применяемые им насильственные методы, направленные на отчуждение гражданина от реальной политической власти.

Это право, обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического права является ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям н должностям, а также на участие в отправлении правосудия.

Элементы избирательного права: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме): 2) право быть избранным в органы государственной власти: 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

Свобода слова является одним из важнейших конституционных прав человека. Вольтер писал: "... нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли ".

Богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества демократических принципов. Свобода мысли и слова, как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического общества.

Русский дореволюционный юрист Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова".

Свобода слова включает несколько структурных элементов: 1. свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами; 2. свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации; 3. право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.

Запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, подстрекательства к преступлениям, разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность.

Свобода собраний, митингов, демонстраций. Правовое содержание включает наличие правомочий трех видов: право на личные положительные действия (организация публичного мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Последние вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу общественному порядку.

Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить Конституции и текущему законодательству. По российскому законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Российское законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за нарушение установленного порядка организации и проведения публичных мероприятий.

Право на объединение в общественные организации обеспечивает участие индивида и общественно-политической жизни. Предоставляет право образовывать любой союз в рамках тре­бования закона. Закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение. общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В качестве организаций фокусирующих политическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы, женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Ограничивается в четко установленных законом случаях: запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

Право на обращение (право петиций): возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы.

Обращения, имеющие форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей.

В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.

Экономические и социальные права

Особенностями социально-экономических прав являются:

распространенность на определенную — социально-экономическую область жизни человека:

допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулировок базовых положений (например, "достойная жизнь", "справедливые и благоприятные условия труда", "удовлетворительное существование");

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихся ресур­сов".

Источники правового регулирования социально-экономических прав и свобод.

1. Международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1,13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 — 27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда - МОТ (больше 170 конвенций). Важное значение имеют следующие: "О принудительном труде" (1930 г.), "О справедливом вознаграждении" (1951 г.), "О дискриминации в области труда и занятости" (1958 г.), "О политике в области занятости (1964 г.), "О трудящихся с семейными обя­занностями" (1981 г.), "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) и др.

2. Нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.).

3. Гарантии соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленные в национальных законодательствах государств.

Экономические права: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки; трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов.

Право на труд, включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда: "Каждый имеет право па труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ли было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы". Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, га­рантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из аспектов: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую воз­можность продвижения но работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

Право частной, собственности на имущество, в том числе и на землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ. Гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за исключением того, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям государственной и общественной безопасности.

В РФ гарантирована свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства (ст. 8 Конституции РФ). Осуществляется путем реализации прав: свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательс­кой и иной не запрещенной законом детальности: частной собственности, свободы договора, права па доброе имя (деловую репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и др.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.

Право на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом): государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Эти права закреплены в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.

Всеобщая декларация прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст.25).

Конвенция № 102 (МОТ) "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца.

Конвенция МОТ № 103 "Об охране материнства", ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г., предусматривает предоставление женщинам в период беременности отпуска не менее 12 недель, из которых по крайней мере 6 должно приходиться па послеродовой период. В период отпуска по беременности и родам приказ об увольнении женщины считается незаконным. В Конвенции МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" и в ряде конвенций, посвященных минимальному возрасту приема на работу (№ 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123, 137), устанавливается допустимый возраст приема на работу молодых людей. Для сельского хозяйства он составляет 14 лет, в остальных случаях—15 лет. Конвенция МОТ № 90 "О ночном труде подростков в промышленности" запрещает привлекать к подобным работам лиц, не достигших 18-летнего возраста.

В РФ действуют Федеральные законы, от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 14 января 1997 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и до­полнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты.

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. И Пакта об экономических, социальных и культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об ос­новных целях и нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на жилище: гарантированная возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. (Конституция РФ ст. 40).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ гарантировано ст. 41 Конституции РФ

Основные принципы охраны здоровья граждан в РФ. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) дос­тупность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61—72) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической и социаль­ной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., готовить проекты конвенции по соответствующим вопросам, проводить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.

Международный контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и политических прав менее значителен. Он не включает в себя возможность подачи жалобы частными лицами.

Согласно положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16 — 25), государства обязаны представлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, который направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС и специализированным в этой области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля, за соблюдением социально-экономических нрав граждан.

Культурные права

Культурные права: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право
свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на
пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ.

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными тру­дами, интеллектуальной собственностью. Правовыми актами, устанавливающими правовые гарантии являются: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личные (гражданские) права и свободы | Правовые основы национально-государственного устройства Российской
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.