Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительная работа к восприятию и анализу текста

План.

1. Подготовительная работа к восприятию и анализу текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Анализ произведения.

4. Вторичный синтез.

 

Литература:

1. Васильева М. С. Урок чтения. Урок в начальной школе. Сост. Н. С. Сурьянинова. – М., Просвещение, 1975. – С. 32 – 44.

2. Оморокова М. И. Активизация словаря школьника на уроках чтения. – М., 1963.

3. Сильченкова Л. Работа над крупнообъёмным произведением на уроках классного чтения // Начальная школа. – 1987. – № 3.

4. Мартинович Н. П. Слово учителя перед чтением художественных произведений // Начальная школа. – 1986. – № 3.

5. Павлова Л. А. Живое слово учителя на уроках классного и внеклассного чтения // Начальная школа. – 1988. – № 3.

6. Бутузова И. Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения // Начальная школа. – 1992. – № 1. – С. 14

 

 

 

Художественное произведение представляет сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития сюжетной линии произведения образ раскрывается перед читателем всё новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, то есть с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

В обобщённой формулировке путь работы над произведением выглядит следующим образом: первичный синтез – анализ – вторичный синтез.

Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения.

Восприятию художественного произведения предшествует подготовительная работа, а после вторичного синтеза возможно проведение работ творческого характера.

Задачи подготовительной работы:

1) расширить представления учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения и тем самым содействовать сознательному восприятию текста, созданию условий для того, чтобы учащиеся могли соотнести факты художественного произведения с тем, что им приходилось наблюдать в жизни;

2) познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

3) подготовить к эмоциональному восприятию произведения;

4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено.

Не каждое произведение требует предварительной подготовки.

Формы организации предварительной работы разнообразны. Рассмотрим их.

1) Рассматривание книги.

2) Сводные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях.

3) Рассматривание картин и рисунков.

4) Прослушивание музыкальных произведений.

5) Викторина по книгам или произведениям автора.

6) Обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении.

7) Рассказ учителя (в комплексе с беседой). Рассказ о писателе, о его любимых занятиях. Рассказ сопровождается показом портрета, книг разных изданий.

8) Беседа. Возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие – различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением. Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения.

9) Демонстрация фильмов. Фильм, и в частности, диафильм, используется как «введение» в ту или иную тему книги для чтения. Желательно после просмотра фильма организовать беседу. Такая ситуация повышает интерес к чтению, делает его более целенаправленным.

10) Экскурсия. Организуется в основном перед чтением произведений о природе. Например, стихотворение И. А. Бунина «Листопад» по-настоящему учащиеся поймут и почувствуют его прелесть, если будут слушать его в осеннем лесу. Именно на природе становится близким и понятным сравнение леса с теремом расписным, «лиловым», «золотым», «багряным».

В зависимости от содержания произведения проводят экскурсии в музеи, на производства. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено.

На всю подготовительную работу отводится 5 – 7 минут.

В том случае, если дети имеют достаточно представлений по теме чтения, читали подобные произведения, имеют личный опыт в данной области, подготовительная работа не проводится.

Примечание. Лектор иллюстрирует каждую форму подготовительной работы конкретным фрагментом урока (обыгрывает сам; пользуется видеозаписью урока).

Важным моментом в подготовке детей к первичному восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание или чтение художественного произведения. Установка даётся в форме вопроса или задания, например: «Подумайте, почему рассказ так назван?», «Подумайте, какое настроение испытывал поэт при написании этого стихотворения?» и т.п.

Лектор может привести конкретный пример. Например, перед чтением рассказа Н. Носова «На горке» можно предложить детям подумать, весёлое это произведение или грустное.

В подготовительную работу может входить и словарная работа. До чтения (непосредственно перед чтением текста) следует поработать над лексическим значением тех слов, незнание которых повлечёт за собой непонимание содержания текста. Лексическое значение слов можно выяснить с помощью:

1) обращения к толковому словарю;

2) дети трактуют сами;

3) подбора синонимов;

4) анализа морфемного состава;

5) показа иллюстрации.

Лектор демонстрирует конкретный фрагмент урока (словарная работа перед чтением текста).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная динамика понимания художественного произведения | Первичное восприятие текста. Задачипервичного синтеза:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.