Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Учет современных информационных технологий и технических средств позволяет сделать процесс обучения более действенным

 

Учет современных информационных технологий и технических средств позволяет сделать процесс обучения более действенным, доступным и гибким.

Особое место в преподавании языков в современном мире занимают компьютерные и мультимедийные технологии. Известно, что еще 20 лет назад на 10 наименований коммерческих игровых программ в мире приходилось примерно 25 наименований коммерческих обучающих программ и 15 наименований дисков с программным обеспечением, допускающим некоммерческое распространение. То есть, уже тогда персональный компьютер воспринимался не как на средство развлечения, а как на средство обучения и помощник в ведении бизнеса.

Современные подходы к обучению языкам с помощью компьютерных технологий соотносятся с программами, которые призваны:

1. быть источником лингвистической информации для решения обучающих когнитивных задач при работе над письменным и устным текстом;

2. выступать в роли партнера-собеседника в учебном диалоге на естественном языке при наличии дружественного интерфейса;

3. содержать графические средства для моделирования микромиров культурологического плана.

 

Современные лингвистические процессоры (ЛП)

За период с начала своего становления до наших дней компьютерная лингвистика прошла большой путь и достигла определенных результатов в области автоматической обработки текста и речи.

Если в период зарождения компьютерной лингвистики объектом ее изучения был вопрос о возможности машинного перевода, то в настоящее время эта идея получила свое мощное практическое развитие: уже создано и продолжает создаваться множество разнообразных автоматизированных лингвистических систем, которые принято подразделять на автоматизированные системы обработки текста (АСОТ) и автоматизированные системы обработки речи (АСОР) [Пиотровский, 91; Королев, 91].

К АСОР принято относить следующие системы:

- системы анализа и синтеза слитной речи и отдельных слов;

- системы перевода текста в речь и обратно;

- системы машинного перевода устной речи на иностранные языки;

- речевые базы данных;

- системы автоматической транскрипции;

- системы распознавания говорящего;

- речевые обучающие системы.

К АСОТ относятся следующие системы:

- автоматизированные информационные системы /АИС/ и

системы управления базами данных /СУБД/;

- автоматические словари /АС/;

- системы автоматического проектирования /САПР/;

- системы машинного перевода /СМП/;

- редакционно-издательские системы;

- системы автоматической компрессии текстов;

- системы автоматической адаптации текстов;

- автоматизированные обучающие системы /АОС/;

- экспертные системы;

- системы шифровки и дешифровки текстов;

- системы автоматической атрибуции текстов.

Как АСОТ, так и АСОР строятся на основе использования лингвистических процессоров (ЛП) различного типа. Следует заметить, что у разных авторов наблюдаются разночтения в толковании понятия «процессор», так, Королев Э.И. соотносил понятие «процессор» с понятием лингвистического обеспечения (ЛО) АСОТ и АСОР. Другие исследователи считали, что лингвистический процессор (ЛП) включает в себя понятие лингвистического обеспечения (ЛО) и программного обеспечения (ПО) системы. Система же в целом понимается им как комплекс ЛО, ПО и аппаратного обеспечения (АО).

В целом компьютерные программы традиционно делят на три категории:

- прикладные программы, направленные на решение задач, ставящихся пользователем;

- системные программы, содержащие набор команд, обеспечивающих внутреннюю работу компьютера;

- инструментальные системы (системы программирования), обеспечивающие создание новых программ для компьютера.

Следовательно, можно рассматривать ЛП как прикладную программу (или пакет программ), решающую разнообразные лингвистические задачи, включая задачи обучение иностранным языкам.

Некоторое время назад ЛОС также называли обучающими лингвистическими автоматами (ОЛА). «ОЛА понимается как лингвистическая учебная среда, в которую могут входить как лингвистические учебные курсы на базе авторских систем, так и универсальные системы автоматической переработки текста (АПТ), текстовые редакторы и другие программные средства, которые могут быть использованы при обучении языкам как поддерживающая ее техника (компьютер, аудио- и видео- средства)» [Пиотровская, 91]. Сейчас чаще в качестве обобщающего термина используется термин "компьютерные обучающие системы " [Потапова 2002]. Таким образом, в процессе обучения могут использоваться практически все виды ЛП. Однако на сегодняшний день ни один компьютер не в состоянии заменить живую человеческую речь и живое человеческое общение при обучении языкам. Поэтому, хотя речевые ЛП имеют достаточно много общего по своим характеристикам с текстовыми ЛП, они недостаточно разработаны и на сегодняшнем этапе не могут быть полномасштабно задействованы в процессе преподавания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам | История развития автоматизированных обучающих лингвистических систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.