Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика социальной работы с семьей

Социальный работник обращает особое внимание на комплекс (или диалектическое единство) «личность – среда», но в то же время, на первое место старается ставить семью и ближайшее окружение клиента.

На что, прежде всего, обращает внимание социальный работник при экспертной оценке неизбежной ситуации вмешательства? Здесь и изучение окружения семьи, фиксация согласованности или несогласованности взаимодействия семьи, ближнего и дальнего окружения.

Зарубежные исследователи отмечают, что практика социальной работы с семьей основана на экологических принципах и концепциях, разработанных специалистами в данной сфере социально-благотворительной деятельности.

Об этом пишут Э.Ауэрсуглод в 1968 и 1971 годах. К.Джермэн в 1973 и в 1979 годах, Хертиан в 1978 году и Мейер в 1976 году.

Главная цель социального работника, занимающегося проблемами семьи, состоит в достижении согласованности между семьей и ее ближайшим и дальним окружением.

Все это может быть достигнуто, если семье оказывается помощь в приобретении различных насущно необходимых товаров, в пользовании разнообразными услугами. И, конечно, если социальные работники помогают семье вписаться в социальное окружение.

Стратегия вмешательства предполагает фокусирование на изменении окружения семейного клана.

Зарубежные ученые формулируют следующие направления и пути для успешного решения этой проблемы. Речь идет об использовании имеющихся возможностей; о поиске новых ресурсов; об услугах брокеров, адвокатов и специалистов, способных помочь семье наилучшим образом использовать окружающую среду.

Социальные работники (по концепциям Э.Пуидерхьюза в 1985 году и В.Соломона в 1976 году) считают, что основной проблемой жизни большинства семей в последние годы является беспомощность, бессилие перед трагическими социальными коллизиями.

Таким образом, основная цель экологической работы с семьей связана с изменением отношений между семьей и ее ближайшим и дальним окружением.

Оптимальный вариант предполагает, что члены семьи должны иметь большую власть над основными областями своей жизни, а не быть рабами обстоятельств.

Зарубежные ученые считают, что специалист помогает семье воздействовать на окружающие ее системы следующим образом: раскрыв неравные или безответные отношения; проведя переговоры о товарах и услугах; укрепив слабые или неадекватные связи потенциально не ладящих членов клана с другими людьми из социального окружения. Помогая семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами общины и людей, которые ее окружают. Например, с помощью планирования времени и пространства.

Укрепляя семью и согласие в ней с помощью создания определенных семейных ритуалов. Об этом писали американские исследователи Э.Хартман и Д.Лзард в 1983 году.

Вторым важным направлением в практике социальной работы с семьей является изменение системы связей между поколениями, представленными в том или ином семейном клане.

Фундаментом, основным источником информации является генограмма – семейная карта с родственными связями, с зафиксированными основными событиями в жизни семьи.

Методика опроса связана с совершенствованием семейной культуры, с умением каждого индивида познать себя и окружающий мир. Социальные работники занимаются исследованием семейных мифов, легенд, ритуалов, некоторых символичных действий.

Изучается образ мыслей и убеждений, приоритетных в данной семье. Особый язык общения, понятный только очень близким людям данного клана. Об этом писал Дж.Бард в 1984 году. Исключительно важным для социального работника данного направления является доскональное знание жизненных позиций, систем ценностей, практически различных, а подчас диаметрально противоположных в каждой семье.

В этом аспекте причудливо, парадоксально переплетаются прошлое, настоящее и будущее.

Социальные работники, связанные с семейными кланами, как бы, в отдельном контексте выделяют те или иные направления.

Изучаются рождающиеся в семье отношения в зависимости от той или иной экстремальной ситуации. Основная цель практики социальной работы с семьей связана с кардинальными изменениями, но при сохранении всего богатства предшествующего развития.

К важнейшим направлениям деятельности социального работника в семье зарубежные ученые относят следующие модели: личностное, неформальное общение с супружескими парами; с семьями, с группами людей, помогающее им стать исследователями, настоящими экспертами генеалогии собственной семьи. Представители данных семейных кланов изучают мифы, легенды, секреты своей социальной структуры, стараются избегать исторических искажений.

В то же время, данные индивиды учатся изменять, бесспорно, в положительную сторону существующие отношения внутри семьи.

Социальный работник помогает клиентам изучить различные модели поведения; предлагает всевозможные стратегии, способствующие положительным изменениям отношений с членами семьи. Обеспечивает поддержку духовным, положительным начинаниям, следит за результатами своих социологических исследований и экспериментов. Социальный работник стремится разобраться в критической, экстремальной ситуации, увидеть ее глубину, подоплеку, мотивацию поведения главных участников. Понять воздействие предшествующей жизни на образ мыслей основных персонажей разыгравшейся реальной драмы или непридуманной трагедии.

Третье направление связано с изучением современного состояния самой системы семьи. Необходимо выбрать предельно нужный аспект, предполагающий учет духовных, профессиональных потребностей и социального жизненного опыта клиента. В то же время, немалую роль играют жизненный опыт и теоретическая база самого социального работника. Его представление о проблемах в данном ракурсе, о спорах, когда будут разрешены те или иные трудности. Учитывается весьма скрупулезно культурный уровень изучаемой семьи, принадлежность данного клана к тому или иному социальному слою или группе. Нельзя обойти вниманием и предшествующий опыт семьи (положительный или негативный) с другими социальными службами. Сюда же включается глубинное, скрупулезное изучение структуры семьи и многое другое.

В то же время, зарубежные ученые подчеркивают, что изменения в семье являются настоятельными, если семья плохо организована; имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между членами семьи, между представителями разных поколений, лицами мужского и женского пола. Изменения в семье является настоятельными и тогда, если наблюдается распад иерархии (разрыв духовных связей между ушедшими, живущими, грядущими поколениями), создается ошибочный треугольник или союз, когда муж или супруга стремятся перенести всю свою любовь на ребенка, ощущая крах супружеских отношений. (Это может принять и уродливые формы, когда материальным пытаются подменить отсутствие духовной высоты. Достаточно вспомнить произведение А.Лиханова «Высшая мера»).

Социальный работник высокого профессионального уровня стремится создать особую атмосферу в семье, при чутком, индивидуальном подходе.

В действие включается техника кругового или систематизированного опроса, помогающая изменить взгляды на существующие проблемы как часть сложной системы семейных отношений, а не одного человека, представителя того или иного клана.

Социальный работник предлагает членам семьи проиграть некоторые сцены с острым, неоднозначным, развивающимся конфликтом. (Это напоминает метод действенного анализа, предложенный Станиславским, Кнебель, Эфросом и др., когда предлагаются этюды на обстоятельства, совпадающие с ситуацией, предложенной в пьесе драматургом).

Происходит, как бы, эмоционально-интеллектуальное изучение системы отношений, исходя из собственного опыта членов семейного клана. Возникает ситуация, так называемого, кругового опроса.

Речь идет о сложных, неоднозначных процессах, определяющих выживание данной семьи.

Об этом писал М.Селвин-Палаццоли в 1978 году.

В данную систему семейных отношений переносится, так называемая, позитивная коннотация в изобразительном искусстве, принимающая систему такой, какая она есть. При постепенном, а не экстремальном изменении порядка существующих вещей.

Бесспорно, каждое парадоксальное вмешательство предполагает ответную меру или контрпарадокс.

Семья и специалисты могут выступать с различными, подчас диаметрально противоположными, требованиями. Например, члены семейного клана могут просить или требовать заменить симптомы развивающейся конфликтной ситуации, но не менять структуру семьи.

Специалист выдвигает свои, казалось бы, незыблемые, аргументы. Семья при этом находится, как бы, в противопарадоксальной ситуации. Она может выбирать между неизбежностью существования неблагоприятных симптомов и риском перемен.

Третий выход предполагает признание мнения специалиста. Бесспорно, существует множество стратегий, отрицающих любые формы волюнтаризма, догматизма, экстремизма, начетничества.

В то же время, при работе с системой семьи исключительно важным является изменение жизненного цикла. Оно способствует стабилизации шаткого жизненного равновесия.

Об этом писал Дж.Хейли в 1980 году, разрабатывая свой подход к данным проблемам, когда молодые люди очень часто были не в состоянии «покинуть дом» или свою малую Родину.

Свой вклад в разрешение данной проблемы внесли Э.Картер и М.Макголдрик в 1980 году, издавшие книгу, посвященную циклу семейной жизни.

Цивилизованное общество заинтересовано в благосостоянии детей, независимо от их социального статуса, национальной принадлежности, вероисповедания. Вследствие этого все больший упор делается на спасение сохранности семьи.

В данном случае можно говорить о службах охраны и профилактики; службах, занимающихся воссоединением семей, усыновлением брошенных детей, развитием сиротских приютов, созданием, строительством различных домов для престарелых и больных. Проблемы семьи оказывают максимальное влияние на весь духовный климат демократического общества.

Наиболее употребимы, или популярны, экологические и структурные теории.

Существуют различные приемы оценки состояния семьи, ее нравственного, духовного климата при построении качественно новой модели в процессе вступления в данный клан приемного сына или дочери.

Особая роль уделяется исследованию семейных связей через генограммы или «Книги жизни».

В области семейных связей и геронтологии важными являются проблемы, связанные с благосостоянием данного клана. Одной из главных забот для социальных работников является оказание помощи больным и пожилым людям.

Знание экологических, структурных, коммуникативных методик исключительно полезно для социального работника данного профиля. Здесь и погружение в родословную, в генеалогическое дерево, в историю семьи. Связь между ушедшими, живущими, грядущими поколениями устанавливается с помощью генограммы, являющейся фундаментом или одним из смысловых эмоциональных моментов в работе с пожилыми людьми.

Социальные служащие, занимающиеся проблемами воспитания и образования, устанавливают неразрывное диалектическое единство между семьей и школой. В то же время, проблемы производства, распределения трудовых мест, вопросы профессиональной ориентации, естественно, включают в себя вопросы семьи, как сложнейшего социального организма, воздействующего на духовный, интеллектуальный облик личности в течение всей ее жизни.

В социальной работе, в мировой и отечественной культуре накоплен богатейший опыт в сфере взаимодействия семьи с окружающим миром.

Зарубежные и отечественные ученые подчеркивают, что основой социальной терапии является созидательный процесс оказания помощи всем страждущим, униженным, выброшенным за борт полноценной творческой жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие темы семейной терапии | Семейная терапия и современное положение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.