Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические требования к уроку




1.

4.

2.

1.

Цель – это предвосхищаемый результат деятельности, это то, к чему учитель стремится, на достижение чего направлены его усилия. От цели в обучении зависит всё: какое подберем содержание, какие методы и приемы используем для обучения, в какой форме осуществим обучение.

Цели обучения не постоянны, в истории школы они не раз менялись. В 30-х годах 20века главной целью было дать как можно больше знаний глубоких и прочных. Знаниями насыщались программы, делался акцент на память: больше заучить, лучше запомнить. Целью обучения были знания, их накопление. Они выступали на первый план, абсолютизировались, а ученик отступал перед знаниями на 2 план: считалось не важным трудно ему или легко, интересно или нет, к чему у него склонности, чему хочет научиться. Была единая для всех государственная школьная программа, материал, который надо было усвоить. Основным постулатом обучения было: учи – потом в жизни пригодится

Однако наука развивается, не стоит на месте и знания быстро устаревают, становятся уже не современными, не нужными. Современная концепция обучения имеет другую ориентацию. Знания перестают быть самоцелью, так как очень быстро устаревают, а поток новой информации огромен, появляются новые открытия, факты, подходы, знания перестают быть чем-то абсолютно верным (например, раньше только Дарвинская теория возникновения жизни на Земле, сейчас как минимум 3-4). Школа не может дать информацию на всю оставшуюся жизнь, а противоречивость информации, полученных знаний рождает скептицизм по отношению к ним, к их носителю. Накопленные знания не могут быть главной целью, ибо человек быстро может стать интеллектуальным банкротом, следовательно, надо формировать у него способность к учению, к самообучению, умение и желание приобретать самостоятельно знания всю оставшуюся жизнь. Р. Штейнер отметил: «Дело не в том, чтобы приобрести в школе законченное образование, в школе надо приготовить себя к тому, чтобы приобретать его всю жизнь».

Для этого нужно получить определенное развитие. Категория развития становится главной в обучении. Развитие ученика должно быть целью обучения. Рекомендуется разгружать программы, сокращать объем знаний (хотя в реальности это маловероятно), а акцент делать на развитие, т.к. человек с развитым интеллектом, развитой способностью мышления, речи, внимания и т.д. сам сможет впоследствии свободно ориентироваться в потоке информации, добывать для себя нужные сведения, наполнять знаниями свой интеллектуальный багаж.

 

I Главная цель современного обучения – развитие личности ученика средствами предмета. Эта генеральная цель конкретизируется задачами. 1) Развитие собственно интеллектуальных способностей детей:

- развитие мышления самостоятельного, творческого; человек должен самостоятельно мыслить, критически, нестандартно, оригинально;

- развитие внимания устойчивого, произвольного, концентрации внимания;

- тренировка памяти.

2) Развитие эмоционально-чувственной или сенсорной сферы; богатство чувств, эмоций, умение выразить их словами, интонационное богатство речи (на другом полюсе – эмоциональная невосприимчивость, уплощение эмоций).

3) Развитие потребностно-мотивационной сферы: положительных мотивов деятельности, интереса к познанию, желанию узнавать новое, т.к. все внешние воздействия на ученика (что ему говорят, что требуют, предлагают) преломляются через мотивы личности – внутреннее побуждение к деятельности

4) Развитие индивидуальных склонностей и талантов: общество нуждается в разнообразии личностей, талантов, способностей, следовательно, необходимо обеспечить разностороннее развитие, создать для него условия.

Однако развитие на пустом месте осуществить не возможно, нельзя совсем отвергать знания. Для развития должен быть дан материал, т.е. сообщаемые ученикам сведения. Полезные знания сами по себе имеют ценность, поэтому цель обучения не только развитие.

II цель обучения – приобретение системы фундаментальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые дают целостную картину мир, образ мира. Эти цели решаются одновременно - учащимся сообщаются знания, необходимые для духовной и практической жизни и через них развиваются умственные силы ребенка и происходит общее развитие личности.

III цель – воспитание нравственно-этической культуры, приобщение к ней. В основе ее лежат общечеловеческие гуманистические ценности: - мир, дружба, любовь, милосердие, сострадание и сорадость и пр. Достоинство человека определяется не столько объемом приобретенных им знаний и развитостью ума, сколько укреплением, упрочением в нем высших нравственных норм. Обучая наукам важно параллельно нести детям и нравственность. Через обучение можно и должно содействовать утверждению в них высокой духовности, нравственности, гуманности. Задумываться над этой задачей следует на каждом уроке, найти место для ее решения надо на каждом уроке – иначе многое будет упущено. Это цели всей системы обучения, но каждый учитель идет на урок со своим предметом, чтобы придти к нему вместе со своими учениками, помочь им в создании условий для их личностного развития. Учителю надо держать эти цели в своем сознании, т.к. каждый урок вносит свой вклад в решение общих, предметных и тематических целей, которые решаются постепенно из урока в урок и конкретизируются. Этапы конкретизации целей обучения называются таксономией. Таксономия (иерархия, упорядочивание) – это расположение целей в определенном порядке. Общие цели конкретизируются в целях предмета, предметная цель конкретизируется в цели определенной темы или системы уроков по теме, на каждом уроке цель темы конкретизируется целью данного урока, которая в свою очередь предстает задачами этапов урока, каждый метод и прием также решает определенную задачу. Например, таксономия целей, отражающая строение системы образования и ее конкретного звена: - Цели общества

- Цели системы образования

- Цели конкретного учебного заведения

- Цели учебного предмета

- Цели темы

- Цель урока

- Цель этапов урока, методов, приемов

Существует несколько классификация целей обучения.

Так М.В. Кларин предлагает классификацию целей обучения на основе критерия формирования личности ребенка как субъекта учения.

1.Сформировать информационно-операционную сферу личности, т.е. оснастить ребенка знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, способами познания и преобразования мира.

2.Развить задатки и способности ребенка (интеллектуальные, сенсорные, моторные, творческие).

3.Сформировать познавательные интересы, потребности в постоянном самообразовании, самосовершенствовании.

4.Сформировать образ целостной картины мира, которая адекватна современному уровню развития науки, культуры и образ себя в этом мире.

Беспалько В.П. предлагает классификацию целей на основе выделения уровней усвоения знаний.

1.Усвоение общих представлений об объекте или явлении, что позволяет учащимся распознавать его в ряду подобных, ранее известных объектов или явлений.

2.Способность учащихся самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в типовых ситуациях.

3. Способность учащихся самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в нетиповых ситуациях.

4.Способность ребенка использовать информацию для получения новой информации.

В основу другой классификации взят учет структуры личности.

1.Развитие мотивационно-ценностной сферы личности ребенка (мотивы, ориентации, отношения).

2.Развитие познавательно-логической сферы личности (представлений и понятий об окружающем мире, логических операций).

3.Развитие умений регулировать свою практическую деятельность (умения, навыки).

Всегда цели должны быть четко определены. Возможны варианты определения целей: - через изучаемое содержание (изучить теорему Пифагора, изучить сравнительные степени прилагательных); - через деятельность учителя (познакомить учащихся с творчеством А. Блока); - через учебную деятельность учащихся (составление предложений с новым изученным оборотом, упражнение в решении задач какого-либо типа); - через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного характера в развитии ребенка (развитие умения слушания музыки, развитие умения выразительного чтения).

Цели необходимы, учитель должен их четко представлять как предвосхищаемый результат, который должен быть достигнут в конце каждого этапа обучения. Цель – служит эталоном для контроля и носит определяющую роль в учебном процессе.

Вопрос о содержании образования – это вопрос о том, чему учить в общеобразовательной школе, какие предметы отбирать для обучения, чем должен овладеть школьник в процессе учебной работы. Это проблема не только педагогическая, но и социальная, т.к. от содержания образования зависит уровень развития молодежи, характер мировоззрения, уровень культуры народа. Ребенок становится личностью, овладевая общественным опытом. Этот общественный опыт, которым овладевает ребенок, и есть содержание образования. Оно включает в себя:

1.Систему научных знаний об обществе, природе, человеке, технике, искусстве, т.е. это накопление культурной информации (факты, законы, правила, теоремы, понятия).

2.Систему интеллектуальных и практических умений и навыков, которые являются основой деятельности – обретенные людьми способы деятельности.

3.Систему общечеловеческих моральных ценностей: нравственные нормы, моральные ценности (мир, дружба, уважение к другим…). Это должно быть заложено в содержании, предложено сознанию учащихся.

4.Опыт творческой деятельности. Мало знать и уметь, человек должен научиться творить, создавать качественно новое, без чего не возможен прогресс общества. Знания, эрудиция не гарантируют творческое развитие личности. Этому – способам творческой деятельности - надо учить специально (решать нестандартные задачи, писать стихи, музыку, картины, конструировать…).

Чтобы ребенок рос полноценной личностью, он должен усвоить знания, нравственные нормы, приобрести умения и навыки. Таким образом, содержание образования это тот круг научных знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые должны усвоить учащиеся.

 

3.

Рассмотрев развитие проблемы содержания образования в педагогике конца 19 – начала20 веков, обнаружим 2 теории, на основе которых строилось содержание образования: 1 – формальное, план гимназии и 2 - материальное, план реального училища.

Сторонники формального образования считали, что нужен материал, способствующий развитию, а это такие предметы, как математика, языки, философия, логика. Сторонники материального образования считали, что учить надо тому, что необходимо для производства, профессии, жизни и, следовательно, на первом месте естественно-биологические науки – физика, химия, биология, а учебный материал должен быть связан с производством. Обе эти концепции несут элементы здравого смысла, но обе страдали односторонностью.

В советский период дидакты пытались преодолеть эти деформации односторонности, но, находясь под влиянием идеологических штампов и невозможности отойти от марксистско-ленинской концепции, проблема содержания образования решалась утверждением однотипности стандартов и на основе этого нивелирование индивидуальных возможностей личности. В то же время были достаточно полно представлены разнообразные отрасли науки и культуры. Школа давала разностороннее общее образование. В его содержание входило несколько блоков изучаемых дисциплин:

- естественно-научный (естественно-математический) - математика, физика, химия, биология, география – предметы, дающие знания о законах природы;

- гуманитарный – история, литература, языки – предметы о законах общественных явлений, дающие знания о человеке, как социальном существе;

- художественно-эстетический – музыка, изобразительное искусство, - которые приобщают детей к миру прекрасного;

- трудовой – труд, профориентация – знания о трудовой деятельности, усвоение трудовых навыков, выбор профессии;

- физкультурно-оздоровительный – развитие физических способностей, забота о здоровье школьников.

Сторонники данного содержания образования отмечали возможность разностороннего развития, подчеркивали принцип равенства в получении образования для всех. Критики данной концепции акцентировали, что одновременное изучение многих предметов ведет к перегруженности, поверхностности усвоения, а единообразие рассматривали как нивелирование личностных способностей и интересов. Но, тем не менее, современный подход к содержанию образования основывается на той же концепции и представлен теми же блоками. Изменения претерпел набор учебных предметов в этих блоках: добавились новые предметы, обусловленные развитием общества, науки, культуры (информатика и программирование, МХК, хореография и др.)

При формировании содержания образования учитываются следующие факторы: - потребности общества в образованных людях, - цели общества, которые ставятся перед школой, - реальные возможности процесса обучения, - средние и оптимальные возможности учащихся, - потребности индивидуальной личности в образовании.

Исходя из факторов содержание образования строится на основе принципов: 1.содержание школьного образования включает основы всех ведущих наук, определяющих построение современной социальной и естественно-научной картины мира, 2.включается то, что имеет общеобразовательное значение для человека. 3. в содержании школьного образования необходимо отразить оптимально доступную и экономную логику развертывания основ наук, 4. содержание образования содержит основные области применения теоретических знаний в жизни, 5. содержание образования реализует идею межпредметных связей.

Отбор материала происходит в соответствии с критериями:

- целостное отражение в содержании образования задач формирования разносторонней личности на основе творческих потенциалов,

- высокая научная и практическая значимость материала,

- соответствие сложности материала реальным учебным возможностям учащихся,

- соответствие объема содержания имеющемуся времени,

- учет международного опыта построения содержания образования,

- соответствие содержания материала учебно-методической и материальной базе современной школы.

В настоящее время содержание образования пересматривается, конкретизируется, варьируется, определяются программы работы новых типов школ – лицеев, гимназий, профильных школ, частных школ.

Гимназии – образовательное учреждение, осуществляющее подготовку преимущественно к обучению в гуманитарных вузах. Лицеи – осуществляют профессионально-ориентированное обучение. Колледжи – промежуточный этап на пути к фундаментальному профессиональному обучению. В зависимости от типа учебного заведения формируется содержание образования, взяв за основу необходимый обязательный минимум, соответствующий современным требованиям.

 

Содержание образования носит исторический характер, т.е. изменяется вместе с изменением общества, производства, науки, культуры. Периодически меняются требования к тому, что должен знать и уметь человек. Появляется необходимость совершенствовать содержание образования, вносить в него коррективы, обновлять его. Это процесс вечный. Нынешняя реформа образования связана с необходимостью привести содержание образования в соответствие с социально-экономическими условиями. В связи с этим разработан новый государственный образовательный документ – Государственный образовательный стандарт основного общего образования – ГОСт - определяющий содержание образования на современном этапе (см. Вестник образования 1997г., №4, с.30).

Стандарт – норма, которой должно соответствовать изделие, продукт производства. Если продукт не соответствует норме – его не выпускают, списывают в брак. Это на производстве, но такие нормы нужны и в сфере образования. Они существуют во всех странах, закрепляются в нормативных государственных документах, учебных планах и учебных программах.

ГОСт – документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ. В нем расписан минимум знаний, умений, навыков по всем образовательным предметам. Стандарт определяет объем учебной нагрузки учеников. Меньше описанного в документе содержания учитель дать не имеет права, но при успешном усвоении минимума материал может быть дополнен. Здесь же основные требования к уровню подготовки выпускников, требования общества и государства к образованности своих граждан. В целом – дан обобщающий свод норм.

Что дает ГОСт: - содействует получению гражданами РФ качественного основного общего образования (обеспечивает права личности на полноценное качественное образование и на продолжение его на последующих ступенях); - обеспечивает необходимый обществу уровень образования (отвечает современным потребностям общества, традициям отечественной культуры); - создает основы для подготовки поколения к жизни и труду в условиях многоукладной экономики, рынка труда; - разработан в интересах граждан Российского общества и государства.

ГОСт учитывает необходимость варьирования содержания образования в соответствии с особенностями регионов на территории огромной страны и с интересами, возможностями и способностями учащихся. ГОСт включает в себя три компонента.

1.Федеральный или общероссийский – определяет единое ядро общего образования для всей России. Он обязателен для реализации во всех типах школ на всей территории страны.

2.Региональный – дополняет общий, отражая национальные особенности жителей данной местности. Он обязателен только для учреждений соответствующих регионов.

3.Школьный – конкретизирует содержание образования с учетом условий и статуса школы.

Заложенное в ГОСтах содержание образования отражается и конкретизируется государственными документами: - учебные планы, - учебные программы, - учебно-методические комплексы (комплекты). Они достаточно подробно описаны в учебниках педагогики и предлагаются к самостоятельному изучению. Это и есть 5 раздел данной темы.

Тема 3. Формы организации обучения.

 

План

1.Формы организации обучения в истории развития школы до 17 века.

2.Становление классно-урочной системы Яна Амоса Коменского.

3.Альтернативные подходы к организации обучения.

4.Достоинства и недостатки классно-урочной системы.

 

Литература

1. Сластенин В.А. гл.16

2. Ильина Т.А. гл.10

3. Пидкасистый П.И. гл.11,12

 

I.

Вопрос о формах организации обучения один их центральных в дидактике. В энциклопедическом словаре «форма» - это внешнее очертание, наружный вид или внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы обучения тесно связан и с содержанием, и с принципами, и с методами обучения. Основная форма обучения – урок. В нем четко прослеживаются стиль отношений между учителем и учащимися, отношение учеников к учебному процессу, результаты обучения. За 10 – 11 лет обучения в школе каждый ученик посещает более 10 тысяч уроков. Чем они станут для него? Какую «прибавку» в образовании, воспитании и развитии дадут? Решение этих вопросов зависит от того, насколько урок стал педагогическим произведением учителя. Учитель здесь и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и, толкуя в 20-30 раз одно и то же, он не имеет права на не вдохновенный урок.

Урок как форма обучения существовал не всегда, а вошел в практику школы с классно-урочной системой Яна Амоса Коменского. Сегодня кажется невозможным учить детей иначе. Совершим небольшой экскурс в историю: как это явление возникло и развивалось, были ли попытки создать что-то иное? Было время, когда ни классов, ни уроков не было. Истории известны различные формы обучения.

В Древней Греции было распространено индивидуальное обучение, при котором учитель работал только с одним учеником в так называемой парной системе «У – у». Между ними осуществлялась прямая и обратная связь, но при такой системе не возможно охватить большое количество учащихся. Такая система эффективна, но не экономична.

В школах средневековой Европы (с 11 по 16 века) была попытка осуществления индивидуально-группового обучения, при которой учитель работал с небольшой группой учащихся по 5-7 человек, причем в группе собирались люди разных возрастов: здесь сидел и подросток, и взрослый юноша, уже имеющий некоторые знания. Учащиеся по классам не делились, занятия проводились со всем составом одновременно в одном помещении, но каждый, сидя за столом выполнял свое задание в зависимости от возраста и уровня продвижения в знаниях. Читали книги в основном религиозного содержания – жития святых, ветхий и новый завет. Читали вслух, зазубривали, чтобы потом дословно воспроизвести материал учителю. В помещении стоял шум, царило бессмысленное заучивание. Учитель всей группе ничего не объяснял, в его обязанности это не входило. Основная тяжесть учения ложилась на плечи ученика. Это догматический тип обучения – заучивать и воспроизводить дословно. Работа складывалась по парной схеме

 

у

У у

у

 

Время от времени учитель подзывал к себе кого-либо из учеников и спрашивал. Если тот отвечал хорошо – ему давали следующее задание, если ученик вызубрил плохо, учитель начинал его воспитывать – бил розгами, которые всегда наготове замочены в ушате в углу комнаты. Некоторые просто истязали своих учеников. Отсюда пошла поговорка «Корень учения горек». В индивидуально-групповой форме обучения не было никаких программ, никаких расписаний, ни классных коллективов, ни звонков, ни уроков. Был только перерыв на обед, а потом опять садились зубрить. Не было организованного начала и конца учебного года, приходили и в мае, и в январе, и осенью – как решат родители отдать свое чадо в обучение. Такая система была неэффективна и неэкономна, но просуществовала много столетий.

 

2.

Впервые попытался реорганизовать систему обучения славянский педагог, чех Ян Амос Коменский (конец 16 – начало17 века). Он был учитель, священник, славянофил, руководил чешской братской общиной. Он проанализировал средневековую практику обучения, подверг её критике и внес в неё свои предложения по усовершенствованию:

1 установил единое начало учебного года (стал принимать в школу после окончания с/х работ – в сентябре), разделил учебный год на части и установил между ними каникулы,

2 разбил учеников на группы по возрасту и уровню знаний,

3 ввел уроки и перемены (отдых),

4 вменил в обязанность учителей объяснять учебный материал,

5 разработал программу, которую необходимо проходить в каждом классе, поделил материал на отрезки, порции для каждого урока,

6 разработал методические пособия для учителей, дал указания как вести урок, как планировать его, уделяя часть урока опросу, часть – объяснению, часть – упражнениям,

7 ввел переводные экзамены из класса в класс.

Все свои предложения Я.А.Коменский изложил в книге «Великая дидактика» (1632г.), в которой теоретически обосновал классно-урочную систему. Он не только обобщил опыт и дал научное обоснование новой системы, но и основал проникновение её в практику. Его система называлась - классной, т.к. все ученики сгруппированы по классам соответственно их возрасту и уровню знаний, класс имеет свой постоянный состав; - урочной, т.к. учебный курс по каждому предмету расчленялся на ряд отдельных разделов и тем, а темы на ряд равномерно и последовательно расположенных частей – уроков, которые идут один за другим по определенному расписанию.

Это было гениальное открытие, своеобразная революция в области обучения, а Коменский по праву считается великим педагогом. Его теория стала распространяться, завоевывать свои позиции, утверждаться не только в школах Чехии, но и всей Европы. Появление классно-урочной системы было огромным шагом вперед, но нельзя сказать, что она оставалась неизменной. Попытки ее изменения были связаны, прежде всего, с изменениями социально-экономических условий.

 

3.

Рост капитализма, развитие машинной промышленности порождали потребность в грамотных рабочих и в дешевой массовой школе. Первая попытка пересмотреть систему Я.А. Коменского была предпринята в Англии в 19 веке. Священник Ланкастер и учитель Бейль создают Бейль-Ланкастерскую систему. В соответствии с этой системой в школу набиралось сразу 500 учеников. Из них по тестовым методикам выбирали наиболее смышленых 50 ребят. Они назначались старостами. Этим старостам придавались по 10 учеников – организовывались десятки. Старосты шли на инструктивное занятие к учителю, получали инструкцию и шли к своему десятку. Т.О., на 500 учеников был один учитель. Суть в том, чтобы учить только способных, смышленых старост, а каждый староста учит потом по десятку других детей. Новшество системы – один учит другого. Крупская выразила суть этой системы так: «Знающий 5 букв учит знающего 3 буквы, а знающий 3 буквы - незнающего ни одной». Но такая система привлекала, т.к. учителей не хватало, а бурный рост промышленности требовал грамотных рабочих. Данная система характеризовалась дешевизной и широким охватом. Она была распропагандирована, ее хвалили. В России ею пользовались декабристы для обучения солдат грамоте. Однако быстро выяснились ее основные пороки, просуществовала она недолго, поскольку не оправдывала себя: знания давались поверхностные, ничтожные, не было контроля усвоения качества знаний. Для получения качественного обучения непригодна.

Америка начало 20 в. – проходит большое количество разных экспериментов. Елена Паркхерст (США) основывает новую систему, названную по городу, где она работала, - Дальтон-план. Согласно ему урок, как форма организации обучения отменяется как устаревшая, не отвечающая требованиям времени, сковывающая инициативу учащихся. Разделение по классам тоже отменяется. Паркхерст внесла предложение заменить классы учебными кабинетами, в которых учитель будет принимать ребят, индивидуально их консультировать, давать задания, план их выполнения и проверять качество выполнения. Она выступила за отмену коллективных форм обучения, за индивидуальное обучение каждого. Все содержание обучения (материал) разбивалось на отдельные задания, и каждый ученик индивидуально выполнял их подряд одно за другим, проходя весь курс.

Здания с хорошо оборудованными кабинетами, полки с пособиями, книгами, приборами, ящички с заданиями, за столом – учитель. Ученик, приходя в школу, шел в любой кабинет, подходил к учителю, брал задание (план), садился и выполнял его, пользуясь любыми пособиями или брал выполнение на дом. Потом шел к учителю – отчитывался, брал другое задание – и так весь курс.

Это система индивидуального обучения. Каждый независимо ни от кого продвигался дальше. Естественно у каждого свой темп: одни забегали вперед, другие отставали. Кроме того один ученик мог по одним предметам забегать вперед, опережать, а по другим отставать: материал по истории 5кл. – за три месяца, а по математике за два года. Рос дух соперничества, не было никакой взаимовыручки, никаких коллективистических отношений. В связи с полной свободой нарушалась система знаний. Ученик целый месяц мог заниматься одним предметом и совсем забыть о другом. Такая школа была несправедливой: богатые могли платить и репетиторам, и за лишние года обучения, бедным приходилось бросать школу. В начале века эта система была модным течением, потом стала подвергаться критике и рухнула.

В отечественной школе альтернативу классно-урочной системе предлагался несколько измененный вариант системы Е.Паркхерст. Это была бригадно-лабораторная система обучения. Учащиеся работали не индивидуально, а группами по 5-6 человек, и каждая такая бригада самостоятельно изучала материал. Учитель не давал никаких специальных разъяснений, только консультировал. Затем бригадир отчитывался в выполнении работе, и бригаде ставилась общая оценка. Знания каждого ученика не проверялись. Просуществовала такая система недолго, т.к. знания учащихся были неполноценными, ответственность за работу снижалась. Вскоре была осуждена, т.к. просто разрушала школу.

Во 2-ой половине 20 в. В США широкое распространение получила система, разработанная педагогом Трампом и названа она План-Трампа. Он рассчитан на максимальную индивидуализацию учебного процесса, предполагает разную организацию деятельности в разных группах. Согласно ему обучение в средней школе должно происходить в больших группах по 100-150 человек. При этом 40% учебного времени отводится на лекции с применением разнообразных ТСО. 20% - в малых группах по 10-15 человек с обсуждением лекционного материала, более углубленным изучением отдельных разделов и отработкой умений и навыков. Еще 40% времени отводилось на самостоятельную работу учащихся. Такая система обучения напоминает нашу лекционно-семинарскую, вузовскую систему, но для средней школы она оказалась непригодной.

Сегодня в нашей стране кроме классно-урочной системы согласно ст.9 Закона РФ «Об образовании» существует семейное образование (по договору со школой родители самостоятельно или с репетиторами обучают собственное чадо, а для получения документа государственного образца сдают экзамены комиссии в закрепленной школе). Кроме государственных школ существуют авторские и частные школы с правом самостоятельного выбора системы и форм обучения.

 

4.

Несмотря на обилие образовательных концепций и систем уже 4 столетия классно-урочная система Коменского остается преобладающей. Она является наиболее педагогически целесообразной, более адекватна природе процесса обучения и принята в нашей школе как основная. В то же время классно-урочная система имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон.

Положительные стороны:

- обеспечивает организационную четкость, упорядоченность учебного процесса, усвоение учебного материала происходит небольшими порциями на уроке последовательно и систематично, с чередованием различных видов деятельности;

- дает возможность учителю управлять учебной деятельностью учащихся. Познавательная деятельность должна быть управляемой, чтобы быть успешной. Урок позволяет организовать процесс движения от незнания к знанию;

- дает возможность обеспечить коллективность учебной работы. ученический коллектив – достоинство классно-урочной системы, что дает возможность каждому ощутить свою принадлежность к группе, учиться у других, сравнивать свои достижения с другими, имеет стимулирующее влияние;

- обеспечивает эмоционально-чувственное воздействие личности учителя на учащихся, воспитательное влияние на детей. «Только личность воспитывает личность, только характером можно воспитать характер» - говорил Ушинский;

- дает возможность использовать все разнообразие методов и средств обучения.

Недостатки классно-урочной системы:

- одним из недостатков является уравнительный подход: равнение на некоего среднего ученика, от чего страдают две другие категории – слабые не успевают за общим движением класса и превращаются в отстающих, а сильные вынуждены топтаться на месте, не используют всех своих возможностей;

- затруднен индивидуальный подход к учащимся: на уроке при 2-3 десятках учеников это трудно. Методы работы рассчитаны в основном на коллектив, индивидуальных заданий мало, самостоятельная работа минимальная;

- конвейерный принцип обучения: по одинаковым программам, одинаковое количество лет обучаются дети с разными способностями. Это, конечно, обеспечивает равенство в образовании, но способности и наклонности не равны. Критики называют это массовым убийством талантов, но ничего не предлагают взамен;

- стандартность построения уроков, отсутствие гибкости: с 1 по 11 класс одинаковые по продолжительности, а иногда и по структуре уроки вызывают неудовлетворенность особенно у старшеклассников.

И, тем не менее, легче устранить недостатки, чем, как показал опыт, создать новую образовательную концепцию. В последнее время многие недостатки исправляются за счет педагогического творчества учителей, разрабатываются новые формы, методы, технологии обучения, повышающие эффективность учебного процесса.

 

Тема 4. Урок как основная форма обучения

План.

1. Понятие и типы урока,

2. Структура урока,

3. Педагогические требования к уроку,

4. Нетрадиционные уроки.

5. Дополнительные и вспомогательные формы обучения(сам.)

Литература.

1.Бабанский Ю.К.

2.Пидкасистый П.И. 1996г.-гл.12, 13; 2004г.-гл.12.

3.Сластенин В.А. гл. 16, п. 3.

4.Ильина Т.А. лекция 21, п.2, 4

5.Лихачев Б.Т. лекция 21

6.Харламов И.Ф. гл. 12.

Урок – основная форма обучения в современной общеобразовательной школе. Это завершенное звено, клеточка учебного процесса. Уроки разнообразны, их существует несколько типов. В основе типологии уроков лежит дидактическая задача, которая решается на уроке. Она является первичным моментом, определяющим тип урока, например: изучение нового материала, проверка знаний, обобщение материала по теме или разделу и т. д. Отсюда типы уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок формирования практических умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки знаний, умений, навыков (контрольно-учетный;

- комбинированный или смешанный урок (включает в себя и усвоение новых знаний, и закрепление, и повторение, т.е. решает несколько дидактических задач).

Составляя календарные планы, учитель заранее планирует, какие уроки у него будут по каким темам и когда.

Будучи единым целостным образованием, урок включает в себя ряд этапов в работе с классом. Эти этапы тесно связаны между собой и плавно переходят друг в друга.

2. Совокупность этапов представляет собой структуру урока. Рассмотрим структуру на примере комбинированного урока.

1.Организационный момент или вводная часть урока (1-2 мин.). Это мобилизационная часть, ее задача – создать рабочую обстановку, что важно при любом типе урока. Здесь устанавливается контакт учителя с классом, проверяется наличие у учащихся всего необходимого на парте, выясняются отсутствующие, подготавливается восприятие учащихся, их внимание, настрой на урок, акцентирование того, о чем будет идти речь на уроке. Есть различные вводы в урок: иногда организационный момент урока можно свести к минимуму – в старших классах, привыкших быстро, самостоятельно включаться в работу, может быть в развернутом виде – в начальной школе, пака только приучаются к школьным правилам, можно сразу начать с диалога, фронтальной беседы (Т.П. Мишура).

Функции этого этапа урока: - мотивирование (обеспечение эмоционального настроя и готовности к учебному труду); - целевая ориентация (постановка цели урока, уяснение детьми того, чем будем заниматься и зачем).

Требования к осуществлению оргмомента: - непременно на каждом уроке, - спокойно, уверенно, доброжелательно.

2. Повторительно-проверочная работа по пройденному материалу 10-20 мин. (в старых учебниках это опрос или проверка домашнего задания). Назначение данного этапа:

а) узнать, что и как усвоили ученики на прошлом уроке,

б) воспроизведение ранее усвоенного материала (предыдущего урока или более ранних), всех тех знаний, без которых дальше идти нельзя, на которые будем опираться на этом уроке, т.е. актуализировать прежние опорные знания, показать преемственность тем.

Для достижения этих целей не обязательно проводить опрос у доски, можно использовать фронтальную беседу, самостоятельную работу или короткий диктант (10 мин.), небольшую творческую работу и т.д.

Раньше главной функцией опроса был контроль, сегодня его задачи определяются более широко. При опросе выставляются оценки с обязательным кратким комментарием. С одной стороны, учащиеся должны быть заранее ознакомлены с критериями оценивания, с другой, в каждом конкретном случае учитель аргументирует свое мнение. Положительные оценки комментируются при всем классе, плохие, нежелательные для ученика оценки в зависимости от ситуации и личностных особенностей ученика могут быть прокомментированы наедине, после урока. Оценивается данный ответ ученика, его успех или неуспех, но ни в коем случае не личность ученика.

3.Изучение нового материала (20-30 мин.), (не сообщение, не объяснение!) Эта часть урока занимает центральное место. Объяснения в том виде, в каком оно принято, может и не быть. Организовать его можно по-разному:

- если материал сложен, учитель излагает весь материал сам, а ученики осмысливают;

- если есть хорошие пособия, ученикам предлагается самим разобраться в определенном вопросе, пользуясь картой, книгой, учебником, дополнительными пособиями;

- если есть база знаний и материал несложный, можно организовать эвристическую беседу, в ходе которой ученики усваивают новый материал;

- учебное исследование (эксперимент), где ведутся наблюдения за изучаемым явлением, выводится новая закономерность или выводы, заключения;

- использование индуктивных и дедуктивных методов познания;

- на основе повторения изученного вводятся дополнительные вопросы и задания, выполнение которых выполнение которых знакомит с новыми знаниями. Заканчивается этот этап обобщением и систематизацией знаний, с целью выделить основное и сформулировать выводы.

4. Закрепление и практическое применение усвоенного материала (5-10 мин.). Его назначение: – а) вторично зафиксировать в памяти, в сознании полученные знания и придать им большую прочность, - б) учиться использовать, применять в новых ситуациях при решении новых интеллектуальных задач, т.е. работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике.

5.Домашнее задание (3-5 мин.).Этому отводится специальное время. Здесь раскрывается сущность задания, методика его выполнения, срок выполнения, инструкция, характер дифференциации и индивидуализации. Необходимо проследить, чтобы д/з было записано в дневнике или в рабочей тетради (такой вариант удобен в старших классах на некоторых уроках). Исполнение этого этапа возможно в любой период урока, в зависимости от целесообразности.

6.Окончание урока (1-3 мин.). На этом этапе идет подведение итогов урока, напоминание о том, какова была цель и насколько успешно она достигнута, здесь же возможно выставление и комментирование оценок, определение перспективы на следующий урок.

Это традиционная структура комбинированного урока. Все структурные элементы расположены во времени, поочередно, НО, повторяемость их из урока в урок в одном и том же порядке недопустима. Это приводит к монотонности, шаблонному, стандартному преподаванию, ученики привыкают к этому шаблону, вырабатывается определенный стереотип поведения.

В календарных тематических планах учителя заранее должны быть спланированы типы уроков, с учетом их разнообразия, преемственности и соответствия целям обучения по данному предмету. При планировании необходимо учитывать и межпредметные связи, они помогут при изучении нового материала опираться на уже известный, помогут ребенку в более целостном восприятии мира.

1.Четкость задач обучения, их нацеленность на конечный результат обучения. Поставленные цели – это предвосхищенных результат деятельности, к которому надо придти. Их надо не только формулировать для себя как педагогическую задачу, но и ставить их перед детьми, как учебную задачу. Особенно важно отметить необходимость соответствия целей требованиям: - конкретность (четкость формулировки), - реальность, - достижимость.

2. Обеспечить положительную мотивацию учения школьников, заинтересовать, увлечь уроком, предметом с помощью различных средств: элемент игры, красочная наглядность, творческая задача, проблемная ситуация, элементы театрализации.

3. Оптимальный отбор содержания по степени сложности, по силам учеников, объему материала, связи с другими предметами.

4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, внимание, мышление, самостоятельность. Это касается формирования активной позиции ученика на уроке и в познавательной деятельности в целом, т.е. стимулирование самообразования. Решению этой задачи способствует диалог, беседа, коллективное обсуждение вопроса, дискуссия. На уроке главное, чтобы было активное изучение и усвоение материала, а не изложение, объяснение или рассказ учителя и пассивное слушание учеников. Знание должно быть результатом собственного труда учеников, при направляющей деятельности учителя. В то же время учитель должен учить, помочь разобраться, понять, отработать, а не вести урок по вузовской системе.

5. Создание благоприятного психологического климата учебного процесса, комфортной обстановки на уроке. Стиль отношений зависит от личности учителя – это очень существенный фактор. По данным исследований многих педагогов и психологов, существует прямая зависимость знаний учащихся от отношений с учителем.

Одинаково плох и равнодушный, попустительский стиль, когда класс неуправляем, детей трудно организовать, урок срывается, и чрезмерно властный, раздражительный, авторитарный стиль, когда дети дрожат от страха, их мышление в состоянии ступора.

Создание хорошего эмоционального тонуса обеспечит встречный процесс со стороны учащихся, стимулирует их активность, желание познания, свободное мышление.

6.Преемственность и разнообразие типов уроков, место и цель каждого конкретного урока в общей системе. Каждый урок – это одно звено в общей, единой цепи уроков – самостоятельный, и в то же время тесно связанный с другими. На каждом уроке необходимо:

- четкое целеполагание (основная идея проходит через весь урок),

- продуманная драматургия урока (организованное начало урока, максимальное использование каждой минуты, оптимальный темп, кульминация, логическая завершенность),

- обеспечение подвижной структуры, без шаблонов.

7. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Учебная работа в школе протекает коллективно, а каждый член коллектива имеет свои индивидуальные особенности. Если не будет успешной работы отдельных учащихся, не будет и успеха класса, следовательно, необходимо сочетать коллективную учебную работу с индивидуальной:

- дифференциация заданий по степени сложности (и в классе и на домашнее задание),

- индивидуальное внимание каждому (контакт взглядом, обращение),

- индивидуальные замечания, исправления, похвала,

- комментарии оценок,

- индивидуальные вопросы (по пройденному материалу, проблемные по новому),

- подготовка сообщений.

Цели в таких видах работы разные: для слабых – активизировать их деятельность, повторить и закрепить пройденное, для сильных – расширение и углубление знаний.

8.Учет учебных возможностей, оптимальных для данного класса – отбор содержания, методов, видов работы. Необходимо четкое следование замыслу, плану урока и готовность гибко пересмотреть его ход при изменении учебной ситуации.

9.Системное выявление результатов обучения, соотнесение их с поставленными целями и задачами, выявление и устранение причин низкой эффективности обучения, педагогический самоанализ.

10.Требования к личности педагога: - общая эрудиция и знание своего предмета, - общая культура, - коммуникативные и дидактические способности, - владение педагогической техникой, культура речи и умение держать себя, - эмоциональность, артистичность, - профессиональное творчество и т.д.

Соблюдение этих требований поможет преодолеть недостатки учебного процесса, сделать его эффективным для учеников и приносящим профессиональное удовлетворение учителю.

4. Нетрадиционные уроки (ж-л Народное образование представил панораму методических идей см. 1989г. №№ 1,3,6,8,10; 1990г. №9).

Нетрадиционные, нестандартные уроки – это важный элемент процесса развития методики преподавания. Их можно использовать при решении различных дидактических задач. В основном, эти формы пришли их внеклассной воспитательной работы. Чаще всего они используются на повторении и обобщении тем.

· Уроки-соревнования (типа КВН, брейн-ринг). Формируются команды, жюри, болельщики(или без них), подбираются задания, которые требуют знаний по усвоенной теме, могут быть конкурсы для команд, для капитанов, для болельщиков, подсчитываются баллы, подводятся итоги, объявление победителей.

· Урок-путешествие: в другую страну, в другую эпоху, в гости к какой-либо личности (поэту, писателю, ученому и др.), в вымышленный город или страну (Полиглотия, Музыкания) и т. д. Основная задача – знакомство с какой-либо темой.

· Урок-фестиваль (съехались гости из разных стран или городов, времен). Это может быть обобщающий урок по теме. Продумать содержание фестиваля: о чем говорят, с чем выступают и т.д., как завершить и подвести итоги.

· Урок-лекция: ставится проблема, обозначается круг вопросов, подбирается материал, основное содержание, наглядность. Слушая лекцию, ученики составляют план, записывают наиболее важные положения, даты, имена, названия, выводы. Используется в основном на гуманитарных предметах, только в старших классах. Время школьной лекции 20-30 минут.

· Урок-семинар, урок-конференция. Даются вопросы-темы по основному материалу, распределяются между учениками, которые будут готовить сообщения. Можно назначить содокладчиков, оппонентов. Учитель дает список литературы, необходимый для подготовки, проводит консультации. На уроке идет заслушивание и обсуждение сообщений.

· Уроки творчества: работа по творческим группам, где у каждой свое задание и его представление, литературный салон и т.д.

· Урок-аукцион знаний (по пройденной теме, с четкими вопросами)

· Урок-сказка в младших классах (урок ведут литературные или сказочные персонажи: один объясняет, другой ведет физкультминутку, третий спрашивает – загадки, викторины, конкурсы, призы).

 

5.Самостоятельно рассмотреть вопрос о дополнительных и вспомогательных формах обучения, обратить внимание на их принципиальую разницу, выписать название форм, требования к их осуществлению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.