Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор отечественной литературы по теории истории




План

1. Обзор отечественной литературы по теории истории (60-е гг. XIX – начало XXI вв.):

а) монографические исследования

б) статьи

2. Обзор зарубежной литературы по теории исторической науки (60-е гг. XIX в. – начало XXI вв.):

а) монографические исследования

б) статьи

Заключение

 

 

(60-е гг. XIX – начало XXI вв.)

«Историческая наука в России – это, прежде всего, результаты работы университетов», - констатировал Н.И. Кареев в 1926 году[15]. Именно профессора университетов опубликовали большую часть работ не только по истории – России и зарубежных стран, – но и по теории истории. Их исследования начинались с профессорских лекций, которые они читали студентам. Д.Н. Егоров, член-корр. АН СССР, писал в 1923 г. об особенностях научной деятельности русских историков: «Наша русская ученая общественность никогда не располагала ни избытком специальных журналов, как на Западе, ни возможностью найти издателя для ученой работы; мы давно должны были искать замены, выхода и нашли его в лекции, своего рода изученной biblia pauperum. Лекционным, а не типографским путем русский ученый привык проявлять свой научный рост, и свой собственный, и свой предмет; неполна, поэтому оценка всякого русского ученого, считающаяся лишь с печатными его произведениями»[16]. Причем их исследования по теории истории выходят в основном к 60-м гг. XIX в. Именно в это и последующее время были достигнуты успехи в указанной области, они были обусловлены развитием общества, его интеллектуальный культурой периода 60-х гг., эпохи отмены крепостничества (1861 г.), и также другими реформами, среди которых необходимо отметить новый университетский устав, предоставивший автономию высшей школе (1863) и закон о печати (1865), – в публикации научных трудов.

Именно в это время в университетах России (особенно Московском и Петербургском) было полно и глубоко понятно, что важнейшими условиями успешного овладения любой наукой является понимание общих принципов ее развития и выбор правильных путей (или способов, методов) познания. Чтобы стать высокопрофессиональным историком, недостаточно усвоить сумму накопленных знаний, надо научиться добывать новое знание самостоятельно и связывать разрозненные факты в стройную и научно убедительную систему. Без глубокой теоретической подготовки вряд ли может состояться эрудированный историк, ученый и педагог. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» писал: «Всякое настоящее историческое исследование есть настоящая философия или же просто работа муравья».

Как не превратиться в «ученого муравья», в только собирателя исторических фактов – хорошо учили в российских университетах, начиная с 60-х гг. XIX в., когда в них начала изучаться новая история стран Запада и таким образом трехчленка – Древний мир – Средние века – Новое время – полностью стала фактом профессиональной подготовки студентов историков в России.

В это время к упоминаемой трехчленке добавились в Московском университете вспомогательные исторические дисциплины и теория исторической науки. Протографом названных новаций в Московском университете был В.И. Герье (1837-1919), который один из первых в России начал читать в 60-х гг. XIX в. курс по философии истории (первоначально он назывался и был издан в 1866 г. под заголовком «Очерк развития исторической науки»). Впоследствии - расширенной и дополненной – вышел в свет в виде объемной монографии «Философия истории от Августа до Гегеля» (М., 1915, 268 с. увеличенного формата).

Владимир Иванович Герье (1837-1919)

Родился в Москве 17 мая 1837 г. Учился в московской гимназии и Московском университете. Профессор Московского университета с 1868 по 1904 гг.

Основатель всеевропейски известной «Ecole russe» (русской исторической школы), из которой вышли крупнейшие ученые по истории зарубежных стран – Н.И.Кареев, П.Т.Виноградов, Р.Ю.Виппер, М.С.Корелин и др.

Инициатор введения в учебные планы исторических факультетов вспомогательных исторических дисциплин и практических занятий (просеминаров и семинаров).

Основатель в 1872 г. Высших женских курсов (Герье) в Москве.

Хотя В.И.Герье оставил небольшое научное наследие (список его трудов перевалил чуть за сто, однако оно очень ценно). По своим политическим взглядам Герье был консервативным либералом.

 

Попытаемся выяснить основные идеи названных трудов В.И.Герье. В обеих названных книгах В.И.Герье пишет о громадном значении в деле образования и воспитания народа исторических знаний. Герье писал: «История есть наука и имеет целью изыскание истины. Правда, субъективный элемент будет всегда играть в ней важную роль, и при том не только тот, который вносится личностью историка, но и тот который обусловливается уровнем образования, нравственным состоянием, складом ума целой эпохи» (Философия истории… С. 3). В этом заключена глубокая мысль В.И.Герье. Наряду с этим, он воссоздает взгляды на всемирно-исторический процесс крупнейших мыслителей человечества – от Августина до Гегеля: Маккиавелли, Бодена, Бэкона, Вико, Гердера, Канта, Шеллинга и Гегеля. В этих книгах Герье показал себя как оригинальный исследователь (он мастерски пользовался сравнительно-историческим методом) и как мастер исторического изложения. Он любил историю глубоко и постоянно.

Эта любовь и умение занимаются теоретическими вопросами исторической науки В.И. Герье привел многим своим ученикам, ставшими впоследствии академиками, – Н.И. Карееву, Р.Ю. Випперу, П.Г. Виноградову, которые будучи профессорами разных университетов России, продолжили теоретико-методологическую работу своего учителя.

Почти одновременно с книжкой В.И. Герье. «Очерк развития исторической науки» (М., 1866) вышел в Санкт-Петербурге и фолиант Михаила Матвеевича Стасюлевича (1826-1911) «Опыт исторического обзора главных систем философии истории» (СПб., 1866, 506 стр.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.