Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №1, 2

Тема: Совершенствование системы образования в теории и практике

1. Система образования РФ как объект исследования

2. Основные нормативные акты реформирования системы образования

3. Понятийный аппарат исследования муниципальной системы образования

 

1. Система – это совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, обладающую качественными характеристиками, не содержащимися в составляющих ее компонентах.

Любая система обладает определенными характеристиками:

· система представляет собой совокупность элементов, ее составляющих;

· один из важнейших признаков и свойств любой системы – целостность;

· в любой системе существуют закономерные связи и отношения между ее элементами;

· структура в большей степени, нежели состав, влияют на качественную характеристику любой системы;

· система как целостность характеризуется новыми, интегративными характеристиками, не содержащихся в ее элементах.

Чтобы исследовать любую систему, нужно выявить:

· ее состав;

· структуру, т.е. взаимосвязь и взаимодействие ее компонентов;

· интегративные системные факторы (механизмы), обеспечивающие ее целостность;

· внутренние связи и связи ее компонентов со средой, характер этих связей, их влияние на целостность и функционирование системы:

· историю (начало и источник) ее возникновения, этапы и тенденции, направленность и перспективы развития;

· ее сущностную, качественную специфику, присущие ей интегративные качества.

Каждая система в своем развитии проходит этапы возникновения, становления, период зрелости и преобразования.

Источником развития системы выступают противоречия, существующие как между отдельными элементами системы, так и свойствами ее элементов. При этом важное значение имеет не сам факт установления противоречий, а поиск пути разрешения этого противоречия. Выбор способа разрешения зависит от целей, которые имеют свою иерархию. Это могут быть перспективные цели и цели тактические, которые определяются в каждый конкретный момент и в каждой конкретной ситуации. Вектор стратегических целей относительно постоянен. Тактические цели могут претерпевать изменения в зависимости от изменяющихся внешних факторов и меняющихся внутренних возможностей системы.

Существенной особенностью системного подхода является управление.

Управленческий цикл состоит из нескольких этапов: формулировка целей, многомерная фиксация управленческого объекта, программно-целевое планирование, организация и мотивация деятельности, контроль и анализ результатов деятельности.

Таким образом, к обозначенным характеристикам системы можно добавить следующие:

· противоречия, существующие между элементами системы и между системой и внешней средой и определяющие условия развития системы;

· наличие управленческого цикла в системе.

Содержательной стороной принципа системности является субординация целей, связей элементов и отношений. В сложных системах разные компоненты объединяются в подсистемы, т.е. системы более низкого порядка.

Все обозначенные признаки и характеристики присущи в полной мере и педагогическим системам.

Система образования страны представляет собой одну из наиболее значимых и масштабных педагогических систем, имеющую чрезвычайно сложную организацию и объединяющую множество иерархически связанных качественно разнородных педагогических систем более низких уровней, функционирование и развитие которых она определяет.

Б.С. Гершунский[1] выделил четыре аспекта содержательной трактовки образования:

· образование как ценность;

· образование как система;

· образование как процесс;

· образование как результат.

Образование как часть социальной сферы выполняет на профессиональной основе функции воспитания и обучения, а также просвещения людей. Следовательно несет ценностную нагрузку.

Образование как система в соответствии с Законом РФ «Об образовании» представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Изд-во «Ось-89», 1996. – С.8.).

Образование как процесс с одной стороны, «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся0 установленных государством образовательных уровней» (там же, С.3), а с другой стороны – усвоение, развитие, совершенствование обучающимися знаний, умений и навыков, а также способов их овладением с целью достижения более высокого образовательного уровня.

Образование как результат выражается в сформированной у индивида системе знаний, умений и навыков, а также способов их овладения в соответствии с образовательной программой определенного уровня направленности.

 

2. Исследование нормативных документов (законов, постановлений правительства, указов президента и др.), научных и научно-методических работ В.И. Байденко, В.П. Беспалько, Э.Д. Днепрова, А.Н. Лейбовича, А.М. Новикова и др. показывает, что в системе профессионального образования произошли кардинальные перемены. На смену парадигме «социальный заказ – подготовка специалиста» пришла новая – «образовательная потребность – образовательные услуги»; единообразной начальной, средней и высшей профессиональной школе – многообразие образовательных учреждений и образовательных программ. Адекватной экономической основой таких перемен являются рыночные отношения.

В середине 1990-х гг. была разработана, нормативно закреплена Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) и начала внедряться в вузах страны новая – многоступенчатая система высшего профессионального образования, согласно которой человек может получать высшее образование не только по конкретной специальности, но и в рамках определенного направления. Это обеспечивает ему более широкую область профессиональной деятельности. Причем в рамках этой системы он может получить высшее образование двух уровней – с присвоением квалификации (степени) бакалавра и магистра.

Все три ступени полного высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура – закреплены Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственными образовательными стандартами. Стандарты первого поколения были введены в 1995 г., стандарты второго поколения действуют с 2000 г. С 2009 будут введены стандарты третьего поколения.

Все перечисленные мероприятия закрепили политику государства в сфере профессионального образования, основная цель которой – обеспечить правовую базу управления качеством профессионального образования; создать условия для сохранения и укрепления единого образовательного пространства. Это позволяет обеспечить высокую мобильность обучающихся в период обучения и мобильность выпускников на рынке труда.

Реформирование системы образования было закреплено рядом законодательных актов. Наиболее важные приведены в табл.

Таблица

Основные нормативные акты реформирования системы образования

Год Наименование документа
  Указ №1 Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования»
  Закон РФ «Об образовании»
  Федеральная программа развития образования в России
  Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственного стандарта высшего профессионального образования»
  Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»
  Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  Федеральная программа развития образования на 2000-2005 гг.
  Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.
  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

 

3. Термины, описывающие систему образования. Поскольку сама эта система устанавливается законодательно, соответствующими нормативно-правовыми документами вводится и выражающая ее терминология.

Исходным в этом понятийном поле является понятие «местное самоуправление». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оно определяется как «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».[2]

Можно отметить ряд условных признаков этого социального явления:

· местное самоуправление учитывает местные традиции и особенности населения. Это оказывает значительное влияние на формирование институтов самоуправления, характер их взаимодействия, определяют управленческую активность граждан, правила и процедуры принятия управленческих решений;

· оно осуществляется в пределах территории, определяющейся определенной целостностью. Это пространство выделено административными, географическими, экономическими, информационными и иными границами;

· оно представляет собой систему организации жизнедеятельности населения на данной территории. Эта система включает совокупность разнообразных органов и институтов, функционирующих как целостный механизм. Он (механизм) обеспечивает организационную обособленность, автономность местного самоуправления от государственных властных структур;

· оно (местное самоуправление) имеет свой круг решаемых проблем – общественных дел, вопросов местного значения, непосредственно затрагивающих интересы жителей данной территории;

· для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения данной территории. Эти интересы имеют приоритет по отношению к общегосударственным или корпоративным интересам;

· оно опирается на правовую базу, включающую правовые акты федеральных органов и органов власти субъектов РФ, которые дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

Сущностное отличие местного самоуправления от прежней советской модели управления заключается в том, что оно ориентировано на личность. В его основе лежит идея участия граждан в принятии решений и их реализации при опоре на собственные силы.

В отличие от принципа административно-территориального устройства в советское время, местное самоуправление строится на основе «поселенческого» принципа территориальной организации. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления выступают отдельные населенные пункты – городские и сельские поселения, а также объединения в рамках одной территории нескольких городских и сельских поселений. Для их обозначения в юридическую практику было введено понятие «муниципальное образование».

В глоссарии федерального закона дается следующее определение: «муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, … в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» (см. ссылку 2, с. 3).

Важным признаком муниципального образования является «социально-демографическое взаимодействие, т.е. соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общность ценностей, чувство принадлежности, сопричастности к событиям в местном сообществе и т.п.» (там же, с. 203).

Компетенция органов местного самоуправления должна обеспечивать возможность самостоятельно решать все вопросы местного значения, в соответствии с основной задачей данного уровня власти – реализация совместных интересов жителей муниципального образования. Согласно цитируемому закону к вопросам местного значения отнесены практически все сферы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Внутренняя структура местной администрации зависит от функций, которые она должна выполнять, и инфраструктуры, находящейся в ее распоряжении. Поэтому при определении структуры местной администрации основными критериями являются управленческие. В составе администрации на основании постановлений главы муниципального образования создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения различного функционального назначения, непосредственно подчиненные главе администрации.

Поскольку образовательные учреждения есть во всех муниципальных образованиях, то одним из обязательных структурных подразделений муниципальной администрации является местный (муниципальный) орган управления образованием. Он может иметь форму управления, отдела, департамента и др. – в зависимости от масштабов решаемых задач. Создание таких структур фактически предписано органам местного самоуправления Законом об образовании, так как о них многократно упоминается в различных статьях закона.

Сфера организационно-управленческой деятельности органа управления образованием определяется компетенцией органа местного самоуправления, ограничивается согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона о местном самоуправлении «организацией, содержанием и развитием муниципальных (выделено нами. – Е.З.) учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования».

Таким образом, муниципальное образовательное учреждение можно определить как образовательное учреждение, находящееся в муниципальной собственности, финансируемое из муниципального бюджета и функционирующее в интересах территориального сообщества.


[1] Гершунский Б.С. Фмлософия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Изд0во «Совершенство», 1998. – С. 34.

[2] Местное самоуправление: Сб. норм.-правов. документов. – Екатеринбург, 1998. – С. 4.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тесты для контроля знаний | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.