КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Полномочия органов управления в сфере охраны окружающей среды
Специальные природоохранные органы Российской Федерации. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Природоохранные органы в России за последние двадцать лет находились в состоянии перманентной реорганизации (табл. 1.1). В настоящее время вопросы охраны окружающей среды находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Одной из основных задач Минприроды России является охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Таблица Реорганизация природоохранных органов РФ в 1991 — 2010 гг.
В состав Минприроды России входят: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзор), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства. В структуре Минприроды России восемь департаментов, осуществляющих формирование государственной политики и регулирование в сфере охраны окружающей среды и экологической, технологической и атомной безопасности, использования недр и водных ресурсов. В 2004 г. в результате слияния Федеральной службы по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору и передачи им функций по экологическому контролю и надзору от Федеральной службы по экологии и природопользованию была создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящаяся в ведении Правительства РФ. В 2010 г. функции по экологическому контролю и надзору переданы Росприроднадзору (Федеральной службе по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, установлено прямое подчинение Председателю Правительства РФ надзорного и руководящего органов исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. С разрешения Правительства РФ для осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в регионах создаются их территориальные подразделения. Основными направлениями государственного управления в области охраны окружающей среды являются: 1) установление основ и реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности; 2) разработка законодательства (природоохранительного, природоресурсного; об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования; уголовного в области экологических преступлений); 3) разработка и утверждение природоохранных нормативов и правил; 4) осуществление государственного экологического контроля; 5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды; 6) экологическая оценка состояния окружающей среды. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации наделено широкими административными полномочиями. В частности, оно вправе: - приостанавливать, прекращать или ограничивать в установленном порядке право пользования участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, а также - хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований действующего законодательства; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ); - осуществлять государственный контроль по вопросам, отнесенным к ведению министерства; рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
- направлять материалы о соответствующих правонарушениях в органы внутренних дел, прокуратуру, суд; - предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба, причиненного недрам, водным объектам, лесному фонду, окружающей среде. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства, самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам природопользования, включая: • перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; • форму декларации безопасности гидротехнических сооружений; • порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений; • порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений. Для практической деятельности Минприроды России особо важное значение имеют постановления Правительства: от 6 октября 2005 г. № 600 «О государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов»; от 2 марта 2000 г. № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»; от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»; от 10 марта 2000 г. № 208 «Об утверждении правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации»;
от 21 апреля 2000 г. № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»; от 15 января 2001 г. № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха». Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является (до 09.2010) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию: нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления); безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; охраны недр; промышленной безопасности; безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения); безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей); безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также выполняющим специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Ростехнадзор выполняет функции: • органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; • специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности; • органа государственного горного надзора; • органа государственного энергетического надзора; • специально уполномоченного органа в области охраны атмосферного воздуха; • специально уполномоченного государственного органа по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. В полномочия Ростехнадзора входят: 1) принятие нормативных правовых актов, регламентирующих: требования к составу и содержанию документов по оценке техногенного воздействия на окружающую среду; перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов; порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных веществ; а также разработка инструкций по определению состава и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов, правил инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами; 2) осуществление контроля и надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, а также норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности собственниками этих сооружений и эксплуатирующими организациями; 3) лицензирование деятельности в области использования атомной энергии и обращения с опасными отходами; 4) выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений, на трансграничное перемещение отходов и озоноразрушающих веществ и др.; 5) ведение государственного кадастра отходов и паспортизации отходов; 6) организация и проведение экологической экспертизы: • проектов правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду; • нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), и утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; • технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств; • проектов технической документации на новые технологии и технику; иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования). Правовой статус и круг полномочий Росприроднадзора определяется Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, а Ростехнадзора — постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. В соответствии с указанными Положениями за обеими федеральными службами до недавнего времени были закреплены полномочия по осуществлению ГЭЭ и государственного экологического контроля «в установленной сфере деятельности», т.е. в пределах компетенции каждой из них. Практика последних пяти лет показала, что такое деление предметов ведения и полномочий в области осуществления государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля, причем не «по вертикали» (например, между Российской Федерацией и ее субъектами), а «по горизонтали» (между федеральными органами исполнительной власти) нецелесообразно, и с июля 2008 г. вопрос о полномочиях в сфере ГЭЭ решен в пользу Ростехнадзора. 13 сентября 2010 г. Премьер-министр РФ В.В. Путин подписал постановление Правительства РФ № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». С 28 сентября 2010 г. Ростехнадзор и его территориальные органы прекратили осуществление всех административных процедур в рамках полномочий, переданных Росприроднадзору. В настоящее время в системе Минприроды России сконцентрированы полномочия в сфере экологии по нормированию негативного воздействия на окружающую среду, обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. В соответствии с постановлением, функции в сфере экологической безопасности, которые ранее были распределены между двумя службами - Росприроднадзором и Ростехнадзором, теперь сосредоточены в одном ведомстве - Росприроднадзоре, входящем в систему Минприроды России. В кратчайшие сроки Росприроднадзору поручено наладить работу по осуществлению новых полномочий: исполнению государственной функции в сфере нормирования негативного техногенного воздействия, в том числе в области обращения с отходами, функций по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду. За Ростехнадзором в целях обеспечения радиационной безопасности сохранено осуществление разрешительной деятельности по обращению с радиоактивными отходами, а также по выбросам и сбросам радиоактивных веществ. Среди полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды следует отметить следующие: • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов РФ; • принятие нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны атмосферного воздуха; • осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха; • разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха; • участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; • проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха; • информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий; • проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами; • разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; • государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения; • участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации; • создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов; • участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; • составление территориальных балансов запасов и кадастров • распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения; • установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; • тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации; • осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство, и, в частности, следующие полномочия: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства; защита лесов от вредителей и болезней; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству. Экологическая компетенция местных образований уточнена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 6 октября 2003 г. К ведению муниципальных образований отнесены вопросы местного значения, в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (землей, водами, другими природными ресурсами), комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение муниципального образования, регулирование использования местных водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства местных подземных сооружений. Таким образом, в компетенцию городов, районов, поселков, станиц, сельских округов в области охраны окружающей среды входят: • осуществление управления и контроля в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на соответствующей территории; проведение мероприятий по охране окружающей среды; контроль за соблюдением природоохранительного законодательства, правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод; • информирование населения об экологической обстановке; сообщение в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании; принятие в соответствии с законодательством решений о наложении штрафов за ущерб, причиненный окружающей среде. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были внесены изменения и дополнения в ряд федеральных законов, в том числе в ряд актов природоохранного и природоресурсного блока. Данным Федеральным законом значительно сокращался круг полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и несколько расширялся круг полномочий муниципальных образований. Последние были разделены по видам на городские и сельские поселения, муниципальные районы и городские округа, и каждый из видов муниципальных образований был наделен несколько разным спектром полномочий. В целом все муниципальные образования согласно новой редакции данного Федерального закона организуют и осуществляют сбор, вывоз, утилизацию и переработку промышленных и бытовых отходов на своей территории, осуществляют экологический контроль объектов производственного и социального назначения, кроме объектов федерального государственного экологического контроля, а также организуют мероприятия по охране окружающей среды в пределах своих границ. Следующим весьма интересным событием явилось принятие Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований». Этот Закон осуществил несколько достаточно интересных преобразований, например: в Лесной кодекс Российской Федерации были введены полностью исключенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Более того, законодатель пошел значительно дальше, предусмотрев помимо расширения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления финансовое обеспечение их исполнения за счет субвенций из федерального бюджета. Указанным законом также вносились изменения и дополнения в ряд иных природоохранных и природоресурсных законодательных актов: федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О соглашениях о разделе продукции», «Об охране окружающей среды» и иные. Таким образом, управление в области охраны окружающей среды в последние годы в ходе административной реформы подверглось большим реорганизациям. РЕЗЮМЕ: РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ пока НИ К ЧЕМУ ПРОДУКТИВНОМУ НЕ ПРИВЕЛА,
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |