Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностью

Лекция 10

3.2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ

Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и другой деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды.

В качестве объектов охраны природы приняты:

1. естественные экологические системы;

2. озонный слой атмосферы,

3. земля, ее недра,

4. поверхностные и подземные воды,

5. атмосферный воздух,

6. леса и иная растительность,

7. животный мир,

8. микроорганизмы, генетический фонд,

9. природные ландшафты.

Особой охране подлежат:

1. государственные природные заповедники,

2. природные заказники,

3. национальные природные парки,

4. памятники природы,

5. редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений и животных и места их обитания.

Законы России по охране природы дополняются рядом инструкций: приняты «Инструкция по применению Закона «О плате за землю»», «Рекомендации по взиманию платы за загрязнение природной среды».

Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает девять элементов.

1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Планирование природоохранных мероприятий осуществляется на основе прогнозов социально-экономического развития, государственных экологических программ. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, других источников.

3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование.
Договор заключатся между природопользователем и соответствующим

территориальным исполнительным органом. Он предусматривает:

1) условия и порядок использования природных ресурсов

2) права и обязанности пользователя

3) размеры платежей за пользование природными ресурсами

4) ответственность сторон

5) возмещение вреда

6) порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям - природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства.

5. Платность использования природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%).

6. Создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных.

Для решения неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и компенсации причиненного окружающей природной среде вреда на территории РФ образуются экологические фонды. Вместе с Федеральным экологическим фондом РФ они образуют единую систему внебюджетных государственных экологических фондов.

Основные задачи экологических фондов:

- финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природоохранных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.
Источники образования средств экологических фондов:

- средства, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан в виде платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

- средства, получаемые по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

- добровольные отчисления и взносы;

- средства в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, кредитов;

- доходы от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов.

7. Общественные фонды охраны окружающей природной среды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников.

8. Система экологического страхования.

Для защиты гражданской (имущественной) ответственности предприятий, учреждений и организаций за ущерб, причиняемый в результате внезапного, непреднамеренного или неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории России создаются страховые организации. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении предприятию имущественных претензий пострадавшими организациями о возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на территории действия конкретного договора страхования.

Договор страхования включает следующие основные разделы:

- наименование, адрес и телефон предприятия, характер экологического риска,

- размер занимаемых помещений;

- объем годового оборота в денежном выражении;

- сведения о производственной деятельности предприятия;

- сведения о характере производственного процесса, используемых видах сырья и материалов,

- данные об окружающей природной среде (численность и плотность населения, характер использования площадей, почвы, наземных и подземных вод);

- сведения об основных выбросах/сбросах и отходах,

- данные о нарушении предприятием требований, связанных с охраной окружающей среды.

Договор заключается на один год и может быть продлен по желанию предприятия. При заключении договора определяется сумма страховых платежей, которая устанавливается, как правило, в процентах от размера годового оборота предприятия.

Страховая организация выплачивает пострадавшим организациям или физическим лицам страховое возмещение, которое включает:

- компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

- сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей
среды;

- расходы по очистке загрязненной территории;

- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым
причинен вред;

- расходы, связанные с судебным процессом.

9. Механизм стимулирования охраны окружающей природной среды за счет:

1. освобождения от налогообложения экологических фондов;

2. установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям, организациям;

3. передачи части средств экологических фондов на договорных началах под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

4. введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

5. применения льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природы.

Введение платы за загрязнение окружающей среды позволяет сформировать фонд ресурсов, которые могут быть привлечены для решения проблемы обеспечения экологической безопасности. В фонд денежных средств, предназначенных для этих целей, должны входить:

1) платы, вносимой предприятиями, загрязняющими окружающую среду;

2) дотации государственных и региональных органов;

3) дополнительные пожертвования различных организаций, не облагаемые налогом;

4) штрафы за аварийные и залповые выбросы в соответствии с
установленным законодательством и принятыми на его основе постановлениями;

5) штрафы или поступления, связанные с трансграничными переносами вредных выбросов в соответствии с международными соглашениям.

 

2. Система государственных природоохранных органов и их функции

Формирование системы государственных природоохранных органов началось в 1988 г. Основной орган управления, занятый природоохранной деятельностью - это Министерство природных ресурсов и экологии.

Также в сфере природопользования и охраны природы функционируют:

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство по недропользованию.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет:

1. комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

2. координацию деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

3. оценку и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов;

 

4. формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности;

5. организацию единой государственной системы экологического мониторинга;

6. организацию и проведение государственной экологической экспертизы;

7. обеспечение населения экологической информацией;

8. организацию природно-заповедной деятельности, ведение Красной книги РФ;

9. реализацию обязательств РФ, вытекающих из членства России в международных организациях и участие в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов

10. развитие и эффективное использование материально-технической базы территориальных органов и подведомственных организаций Министерства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инспектирование качества транспортируемых зернопродуктов. Выдача сертификатов | Производственные здания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.