Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности методики физического воспитания в школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период "второго детства". В возрасте 6~9 лет темпы роста и развития отдельных органов и функциональных систем несколько снижаются по сравнению с дошкольным возрастом, однако остаются достаточно высокими. Системы и органы развиваются и совершенствуются. Гетерохрония созревания различных функциональных систем создает определенные предпосылки для успешного освоения техники двигательных действий и развития двигательных качеств и в то же время ограничивает в определенных пределах адаптационные способности организма.

 
 


Задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте:

- содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;

создавать школу движений на основе совершенствования умений и навыков, приобретенных в дошкольном возрасте, и пополнять их сравнительно несложными по координации движениями;

содействовать развитию двигательных качеств;

формировать навык правильной осанки при статических позах и передвижениях;

прививать основы знаний о режиме дня, личной гигиене, значении физических упражнений для здоровья;

воспитывать устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями;

формировать навыки культуры поведения

 
 


Средства решения этих задач — общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, а также упражнения, которые содействуют укреплению здоровья, гармоничному физическому развитию, формированию необходимых двигательных качеств, правильной осанки и становлению школы движений.

Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они были направлены одновременно на обучение двигательным действиям, активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, развивали необходимые двигательные качества, способствовали формированию правильной осанки и становлению школы движений.

Методика физического воспитания зависит от возрастных особенностей развития организма учащихся (табл. 3.3).

Роль учителя при проведении уроков с детьми младшего школьного возраста заключается в организации и непосредственном участии в выполнении упражнений, проведении игр и эстафет.

Средний школьный возраст охватывает частично этап "второго детства" и подросткового возраста (10—15 лет, учащиеся 5—9-х классов).

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма (табл. 3.4).

 

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:

содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;

способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;

закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;

формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;

обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);

ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями

 
 


Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых.

В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек — различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей — элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.

 
 


Задачи физического воспитания в старшем школьной возрасте:

укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;

обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;

формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования

 
 


Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.

Особенности методики физического воспитания учащихся старших классов приведены в табл. 3.5.

В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.

Плотность урока, ее виды и способы регулирования. Плотность — один из важных показателей продуктивности урока физической культуры.

Плотность — это отношение рационально использованного времени ко времени, отведенному на урок, выраженное в процентах.

Различают общую и двигательную (моторную) плотность урока.

Общая плотность урока — обобщенный показатель рационального (педагогически оправданного) использования времени урока ко всему времени, отведенному на урок.

 

Приведенный перечень педагогически целесообразных мероприятий, направленных на повышение общей плотности урока, является далеко не исчерпывающим. Он постоянно дополняется, изменяется и является результатом повседневной творческой активности учителя. Общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100 %.

Моторная (двигательная) плотность урока определяется отношением времени, которое затрачивается учащимися непосредственно на двигательную деятельность, ко всей продолжительности урока.

 

 

 
 


К педагогически оправданным затратам относится время, необходимое для:

организации занимающихся, проверки домашнего задания, постановки учебных задач;

сообщения и закрепления теоретических сведений;

выполнения упражнений;

исправления ошибок, оказания помощи, страховки;

подготовки и уборки снарядов, необходимых перемещений учащихся на уроке;

изучения техники физических упражнений, развития физических качеств;

методической подготовки учащихся, формирования умений самостоятельно заниматься;

формирования мотивации занимающихся;

использования наглядных пособий, технических средств, показа упражнений;

педагогического контроля;

подведения итогов;

воспитательной работы на уроке

 


Моторная плотность урока не может достигать 100 %, иначе не остается времени для объяснения материала, осмысления его учащимися, анализа ошибок, что приводит к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Оценка общей и моторной плотности урока проводится методом хронометрирования деятельности учащихся на уроке. Как правило, все виды деятельности учащихся при хронометрировании объединяются в пять основных: выполнение упражнений, объяснение, вспомогательные действия, ожидание очереди и простой.

В зависимости от задач, специфики учебного материала, состояния и работоспособности занимающихся, материально-технических возможностей и других условий, определяющих особенности занятия, показатель двигательной плотности изменяется и может достигать высокого уровня. Так, при совершенствовании техники движений и развитии двигательных способностей она достигает 70—80 %. В уроке с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено сообщение знаний и обучение сложным двигательным действиям, требующим значительных затрат времени на умственную деятельность, двигательная плотность может находиться в пределах 50 % и ниже.

В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы для отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными.

Обеспечение оптимальной плотности занятия физическими упражнениями имеет большое значение, так как от этого, прежде всего, зависит полноценность решения педагогических задач. Нецелесообразные, неэффективные действия и простои способствуют снижению установки на работу, дисциплины, интереса к занятию и могут привести к травмам. Вот почему преподаватель должен заботиться об обеспечении оптимальной плотности уже при подготовке к занятию. Особое внимание уделяется подбору методов и методических приемов обучения, воспитания, организации занимающихся. Важно избегать простоев и свести к минимуму время, затрачиваемое на вспомогательные действия. Для этого необходимо предусматривать наиболее рациональные способы размещения занимающихся, исключать неоправданные перестроения и передвижения, чаще активизировать самостоятельность занимающихся, привлекать в качестве помощников заранее подготовленных учеников, проводить установку и уборку снарядов, разбор и сдачу мелкого инвентаря в игровой и соревновательной форме с оценкой действий всех занимающихся, использовать круговую форму организации и др.

Такие вспомогательные действия, как установка и уборка снарядов могут эффективно использоваться для решения образовательных и воспитательных задач — обучения прикладным способам перенесения тяжестей, умению согласованно взаимодействовать в коллективе, воспитания предупредительного отношения к товарищам, особенно к девочкам. Общую и двигательную плотность занятия можно повысить заполнением пауз при ожидании очереди специальными заданиями по наблюдению, анализу и оценке действий других, работой с наглядными пособиями, по выполнению подводящих упражнений и упражнений на расслабление.

 
 


Факторы, определяющие плотность урока:

задачи, решаемые на уроке (обучение, совершенствование, проверка усвоения двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и т.д.);

характер двигательной деятельности (урок гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, комплексный и т.д.)

 
 


Моторная плотность должна доводиться до достаточно значительных величин, чтобы гарантировать эффективность урока в соответствии с правилами рационального нормирования нагрузок и отдыха, вытекающими из закономерностей обучения двигательным действиям, развития физических и связанных с ними способностей. Это величина не стандартная,

 

Способы регулирования плотности урока

1. Тщательная подготовка педагога к уроку:

- своевременная подготовка групповодов, судей и занимающихся, мест занятий, инвентаря.

2. Рационализация организационных мероприятий:

- замена переклички рапортом дежурного, увеличение количества подгрупп в основной части урока для выполнения упражнений.

3. Выбор метода организации занимающихся (фронтальный, посменный, групповой, командный, индивидуальный, парный).

4. Выполнение подводящих и общеподготовительных упражнений во время пауз, вызванных ожиданием очереди.

5. Соблюдение оптимальной длительности объяснения

 
 

 


так как зависит от содержания урока, уровня подготовленности занимающихся, состояния их здоровья в настоящий момент, других факторов и условий, влияющих на параметры нагрузок и отдыха в процессе урока.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности обучения двигательным действиям школьников | Контроль деятельности и состояния здоровья занимающихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.