Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетные направления стратегия государственной молодёжной политики в РФ

Правовое обеспечение государственной молодежной политики (ГМП) в Российской Федерации.

Interaction of Stylistically Coloured Words and the Context

The following general rules of stylistic infraction may be stated:

• An elevated word placed in a stylistically neutral context imparts the latter a general colouring of elevation, i.e. makes the whole utterance solemn or poetic, provided the subject of speech is consistent with the stylistic colouring of elevation.

• An elevated word in a neutral context produces an effect, of comicality if the subject of speech or the situation is inconsistent with elevated colouring.

• Sub-neutral words in a neutral context lower the stylistic value of the whole.

• Sub-neutral words in a super-neutral context (or vice versa) produce a comic effect.

Мировой опыт реализации государством целенаправленной политики в отношении молодежи имеет много вековую историю. В ФРГ, например, действует закон о молодежном благосостоянии, принятый еще в 1922 г. в период Веймарской республики, который восходит к правовым актам 150-летней давности. Во многих промышленно развитых странах мира (США, Канаде, Франции, Италии, Швеции, Финляндии и др.) действует разветвленное молодежное законодательство.

Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х гг. проводят осмысленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций: в 1965 году ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; впоследствии - еще целый ряд важных документов (в 1985 году, объявленном Международным годом молодежи, — "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир").

В них на мировом уровне определена основная цель молодежной политики — рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. В ее разработке выделяются три основных участника разных уровней - правительства, другие структуры общества и молодежь.

В 1991 г. был принят первый нормативный акт в области молодежной политики - Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". С тех пор государственная молодежная политика кон­ституирована как область государственной деятельности.

Впервые осуществление целостной государственной молодежной по­литики в России было признано одним из приоритетных направлений со­циально-экономической политики государства Указом Президента Россий­ской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной мо­лодежной политики" от 16.09.1992 № 1075.

Система управления государственной молодежной политикой на фе­деральном уровне складывалась начиная с 1992 года. Она представляет со­бой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти. Утвержденные постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 "Основные направления госу­дарственной молодежной политики" определили ее как деятельность госу­дарства, направленную на создание правовых, экономических и организа­ционных условий и гарантий для самореализации личности молодого чело­века и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями.

Исключительно важное значение имел принятый в 1995 году Феде­ральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских об­щественных объединений".

В 1998-1999 годы активизировались усилия по систематизации и раз­витию законодательства в государственной молодежной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Важнейшим событием 1999 г. стало принятие Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Феде­рации" (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; в 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы ФС РФ). Принятием на­званного закона предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство о государственной молодежной политике в России. В содержании правовых норм отражались подходы, сфор­мированные в период разработки законопроекта СССР (1991 г.) и после­дующих концептуальных и нормативных положений в сфере государст­венной молодежной политики. В то же время новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятиле­тие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации го­сударственной молодежной политики в стране.

Были определены приоритетные направления молодежной политики.

Принципиальное значение имело положение закона об установлении государственных минимальных социальных стандартов основных показа­телей качества жизни молодежи и определении минимального объема со­циальных услуг, включаемых в этот стандарт.

Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий го­сударственных органов в отношении разнообразных и разнородных по за­дачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В этой связи был выделен особый класс таких организаций – специализиро­ванные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи, разработке и фи­нансированию целевых программ в области государственной молодежной политики. Однако закон по ряду причин не был принят.

В 2006 году была принята Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) "Молодежь России", в 1997 г. Указом Президента Российской федерации от 15.08.1997 г. № 890 она получает статус президентской, а в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275 утверждается ФЦП "Молодежь России (2001-2005 годы)". При этом в 1995 г. было профинансировано 30% от расчетной потребности, 1996 г. – 10,0%, 1997 г. – 9,8%, 1998 - 14%, 1999 г. – 75%, 2000 г. – 100%, 2001 г. –130%, первое полугодие 2002 г. – 14%.

В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в тех фе­деральных законах, в которых установлены правовые нормы, непосредст­венно затрагивающие законные интересы и права молодых граждан.

Принятие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по со­циальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 21.12.96 №159-ФЗ) определило нормативную базу поддержки и помощи молодым гражданам в возрасте 23 лет из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, в медицинском обслуживании, получении образования, в обеспечении занятости и жильем.

Особое внимание уделялось взаимодействию федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики правонарушений моло­дых людей, что во многом определялось нарастанием числа фактов проти­воправного поведения в молодежной среде. Основы такого взаимодействия в значительной мере укрепились в результате принятия Федерального за­кона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних" (24.06.99 г. № 120-ФЗ). Статьей 17 закона, в ча­стности, определена компетенция органов по делам молодежи и сфера дея­тельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической дея­тельности.

В условиях рассогласования процессов молодежного законотворчества на федеральном и региональном уровнях в целях концептуального обнов­ления основ реализации государственной молодежной политики с учетом социально-экономических преобразований российского общества в 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (прото­кол заседания от 05.12.2001 г. № 4). Согласно Концепции, субъектами реа­лизации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, работодатели, общественные объединения, другие юридические и фи­зические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

В заключении следует сказать, что в законодательстве Российской Федерации установилась позиция, согласно которой государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Тринадцать лет назад такой подход вызывал бурную дискуссию. Его утверждение в российской практике было важным шагом вперед.

Его суть.

Первое. Прежде всего это отход от принципов нормативного формирования личности по установленному образцу. Государство сужает сферу своего воздействия на самого молодого человека, но расширяет свои обязанности в развитии социальной инфраструктуры для молодежи, в создании других условий, которые молодой человек, молодежная организация могут выбрать (но могут и не выбрать).

Второе. В опоре на юридическую конструкцию прав человека и гражданина. Это немаловажно в условиях, когда молодой человек естественно оказывается в ситуации неполноты социального, а по некоторым вопросам и правового статуса.

Третье. В переходе государства к широкой системе взаимодействия со структурами гражданского общества – молодежными организациями, движениями, другими проявлениями ее социальной активности.

По прошествии почти десятилетия со времени принятия Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.) понятие «государственная молодежная политика» стало вполне привычным, а его трактовки сохраняют те же прогрессивные черты. За эти годы принято примерно 200 нормативных правовых актов федерального уровня, затрагивающих различные стороны положения молодежи, функционирования государства в сфере государственной молодежной политики, в их числе несколько федеральных законов. Более 40 законов о молодежи и молодежной политике принято в российских регионах. В организационной системе государственной молодежной политики работало в начале 2000 года более 15 тысяч государственных служащих.

Однако Государственные доклады о положении молодежи фиксируют драматичное положение по большинству социальных проблем, на решение которых направлена государственная молодежная политика. К примеру, безработица. Первый доклад фиксировал, что треть зарегистрированных безработных составляет молодежь, а число неработающей и не учащейся молодежи составляет 1 миллион человек. Третий доклад фиксирует долю молодежи среди безработных на уровне 35%. Пятый доклад – 34,5%. Иначе говоря, в решении этой особо важной для молодежи проблемы нет решительно никакого прогресса. В целом при наличии обширной системы государственной молодежной политики это можно сказать и по другим направлениям.

Четвертое. Возникли новые напряжения там, где приняты новые законы и нормативные правовые акты в интересах молодежи. Так произошло с принятием Закона РФ «Об образовании» (1992 г.). Особенно кричащим стало противоречие защитной нормы в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.): система поддержки некоторых категорий подростков органами МВД стала для них недоступной в силу применения прогрессивных норм, вытекающих из концепции прав человека. За время после принятия закона не удалось это очевидное несоответствие устранить. Впрочем, и федеральные законы, принятые по нашим проектам, тоже с недостатками. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.) содержит нормы, которые усложнили некоторые традиционные связи государственных органов и молодежных организаций.

В 2006 году была принята Стратегия ГМП в РФ до 2016 г. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает и решение задач определяемых национальным проектом в области образования. В частности предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, способствовать поддержке молодых семей.

Важнейшее из грядущих изменений – переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества буду­щего.

В то же время традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России в XXI веке - сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним жителям страны повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Государственная молодежная политика основывается на следующих принципах, с учетом социально-экономического развития страны:

- проектный подход;

- выделение приоритетных направлений;

- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

- информационная открытость;

- независимость оценки результатов Стратегии [10; С. 238].

В Стратегии определены основные цели и приоритеты молодёжной политики. Предполагается, что будут созданы и реализованы такие механизмы, которые позволят обеспечить разные виды деятельности в отношении разных групп молодёжи России в зависимости от их потребностей и возможностей.

По оценкам исследователей, примерно 10% населения проявляют особую активность в разных сферах, около 75% – не нуждаются в специальной поддержке и более 15% населения, нуждается в реальной поддержке [1; С. 13]. Для первой группы необходимы механизмы, направленные на развитие инновационной активности; для второй – информирование и вовлечение в социальную практику; для третьей – помощь в интеграции. Конечно, эти цифры условны, однако в целом отражают суть подхода к реализации молодёжной политики – адресность и ориентация на результат.

В Стратегии выделены приоритетные направления, являющиеся системообразующими в государственной молодежной политике современной России, а для реализации каждого из них предложены соответствующие проекты, которые связаны и взаимозависимы друг от друга (см. рис. 1)

Приоритетные направления Стратегии государственной молодежной политики

│ │

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития развитие созидательной активности молодежи интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества

│ │ │

проекты

│ │ │

◊ «Молодёжь в действии» ◊«Всероссийский стройотряд» ◊ «Новый взгляд» ◊ «Российская молодёжная информационная сеть» ◊ «Завтра начинается сегодня» ◊ «Успех в твоих руках» ◊ «Доброволец России» ◊ «Шаг навстречу» ◊ «Вместе»

Стратегия определяет цель и основные параметры каждого из проектов. Их специфическое содержание будет создано и реализовано самими молодыми людьми и организациями, их представляющими, на всей территории страны. Таким образом, каждый из проектов будет объединять проектную и инновационную деятельность тех организаций, молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить лучшие варианты их реализации, обеспечивающие наиболее эффективное достижение цели.

Точные параметры каждого из проектов на конкретный срок будут определены Федеральной целевой программой, в которой будут сформулированы уточненные требования к процессуальным и результативным характеристикам каждого проекта, определены основные индикаторы и способы оценки их эффективности. Исполнителями общенациональных проектов выступят операторы, отобранные на конкурсной основе в соответствии с механизмами, предложенными в настоящей Стратегии.

Для того, чтобы указанные проекты можно было бы реализовать как на федеральном, так и на региональном уровнях необходим механизм их поддержки из средств федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников. В Стратегии предложено использовать для реализации государственной молодёжной политики подходы и механизмы, обеспечивающие интеграцию ресурсов государства и общества.

В соответствии с заявленными приоритетами Стратегия рассматривает государственную молодежную политику в качестве инвестиционного проекта по развитию человеческого капитала в России. Оценка расходов, необходимых на осуществление этого проекта, базируется на анализе эффективных проектов молодежной политики, финансирование которых осуществлялось как из средств бюджетов разных уровней, так и за счет неправительственных источников.

Данные проведенного анализа показывают, что затраты на одного участника в этих проектах составляют от 2000 до 4000 рублей в год. При этом эпизодическое вовлечение молодого человека в мероприятия в сфере молодежной политики требует существенно больших затрат, чем системное вовлечение его в продолжительную проектную деятельность в рамках реализации молодежной политики.

Количество молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, проживающих в России, составит в 2010 примерно 24 миллиона, а в 2015 - 18 миллионов человек. Таким образом, Стратегия определяет параметры, необходимые для расчета затрат на реализацию государственной молодежной политики, а именно: среднюю стоимость расходов, связанных с вовлечением одного молодого человека в проектную деятельность; численность молодых жителей страны в возрасте от 14 до 30 лет,; долю средств федерального бюджета в общих затратах, в объеме не менее 20%. Точные расчеты необходимых объемов финансирования будут произведены в процессе разработки и принятия Федеральной целевой программы «Молодежь России» на соответствующие периоды реализации Стратегии.

Главным результатом реализации Стратегии должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов.

К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:

· повышение уровня ее здоровья;

· повышение уровня образования;

· повышение уровня доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Вторая группа результатов будет характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:

· сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

· снижение уровня правонарушений среди молодежи;

· повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

· повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества.

В условиях современного федеративного устройства страны наглядно проявляются три уровня государственной молодёжной политики со своей спецификой её реализации: федеральный, региональный и муниципальный.

Координацию деятельности в области реализации государственной молодежной политики осуществляют:

законодательной (представительной) власти – Комитет физкультуре, спорту и делам молодёжи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (председатель – Ананских Игорь Александрович из фракции ЛДПР), Государственная молодёжная политика в Совете Федерации относится к ведению Комитета по социальной политике (руководитель Рязанский Валерий Владимирович) (ранее была Комиссия по делам молодежи и туризму Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (председатель – Жидких Владимир Александрович)];

федеральные органы исполнительной власти – Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации (министр – Мутко Виталий Леонтьевич) (имеет в структуре Департамент молодежной политики и общественных связей (начальник – Гусев Борис Борисович), Федеральное агентство по делам молодёжи (руководитель – Якеменко Василий Григорьевич) (в структуре агентства управления: 1) планирования проектов и программ в сфере молодёжной политики; 2) реализации программ и проектов в сфере молодёжной политики) [6], структурные подразделения министерств и ведомств;

в субъектах Российской Федерации – органы законодательной и исполнительной власти. Практическую организацию работы осуществляют органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подведомственные учреждения, негосударственные учреждения и организации, общественные объединения. Рассмотрим на примере Тамбовской области. В Тамбовской областной думе профильного комитета нет. В исполнительных органах работу по реализации молодёжной политики осуществляет отдел молодёжных программ управления по связям с общественностью администрации области (начальник отдела – Лысенко Николай Владимирович)..

На муниципальном уровне, на примере города Тамбова, молодёжную политику осуществляет комитет по делам молодёжи, физкультуре и спорту (председатель – Старкова Галина Владимировна).

Рис. 2. Система органов исполнительной власти по молодежной политике

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Федеральное агентство по делам молодёжи
Департамент молодежной политики и общественных связей * Управление планирования проектов и программ в сфере молодёжной политики * Управление реализации программ и проектов в сфере молодёжной политики  

 

Органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации   Государственные учреждения в сфере молодежной политики
Органы по делам молодежи муниципальных образований Региональные и местные отделения государственных учреждений

 

 

Государственная молодежная политика имеет простую и гибкую организационную сеть – государственную службу по делам молодежи с разветвленной территориальной структурой, в составе которой предусмотрен ресурсный центр, ответственный за мониторинг внешней среды и состояния молодежи, а также за создание и организацию работы временных «проблемных команд» по актуальным на данной территории вопросам (безработная молодежь, уличная работа, несовершеннолетние родители, воины, прошедшие «горячие точки» и т.д.).

Таблица №1. Инфраструктура учреждений ГМП в субъектах РФ [3; С.63].

Наименование Кол-во
Учреждения социального обслуживания молодежи Свыше 1,7 тысяч
Клубы молодой семьи Более 1,3 тысяч
Подростково-молодёжные клубы Свыше 1,2 тысяч
Центры отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Более 4 тысяч

Таким образом, стратегия государственной молодёжной политики в России на современном этапе предполагает создание необходимых условий для реализации наиболее активным молодым людям, широкое вовлечение в общественную жизнь и социальную практику основной массы молодёжи и адресную помощь для интеграции в общество молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и служит основой для реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях по разработки федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи с учетом региональных особенностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Informal (colloquial, common) vocabulary | Формирование сети социальных служб и клубов для молодежи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.