Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование сети социальных служб и клубов для молодежи

С начала 90-х годов в России активно формируется сеть новых социальных учреждений, ориентированных на профессиональную социальную, психосоциальную, медико-социальную и психолого-педагогическую помощь населению. Сеть этих учреждений носит разноведомственный характер. На конец 2000 года насчитывалось более 3000 различных государственных социальных учреждений нового типа.

Несмотря на свое разнообразие, эти социальные учреждения в зависимости от подчиненности имеют свою специфику, ориентированную на определенный контингент клиентов и проблем, с которыми приходится работать.

В сфере Министерства здравоохранения и социального развития сформирована достаточно широкая сеть социально-реабилитационных учреждений, включая социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации для дезадаптированных подростков, центры медико-социальной реабилитации детей с проблемами в развитии, территориальные центры социальной помощи семье и детям, кризисные центры и т.д.

В Министерстве образования и науки тоже сформирована сеть Центров психолого- педагогической и медико-социальной помощи, ориентированная прежде всего, на диагностико-коррекционную работу с неуспевающими дезадаптированными учащимися и их родителями.

С 1993 года Государственный Комитет по делам молодежи РФ формировал сеть разнообразных молодежных социальных учреждений: Центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации, которые предназначены для создания благоприятных условий социализации молодежи, а также социальной адаптации подростков и молодых людей с разными формами социальных девиаций.

В субъектах Российской Федерации функционирует более 350 социальных служб органов молодежной политики, около 3500 клубов по месту жительства.

Социальная служба для молодежи является составной частью государственной общественной системы социальной помощи населению. Выделение социальных служб для молодежи объясняется спецификой данной возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке.

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции, но при этом обладает рядом особенностей:

1. Оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами;

2. Предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры;

3. Услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

Образование социальной службы, ориентированной на молодежь, имеет особое значение в силу усложнения процесса социализации молодых граждан, значительного сокращения периода обучения, откровенно отрицательными симптомами состояния здоровья молодого поколения.

Особенностью работы социальных учреждений для молодежи является то, что они ломают стереотипы, связанные с традрадиционным представлением о социальной помощи населению, ядром их работы является, прежде всего, социальное образование молодежи, многосторонняя помощь и поддержка нуждающихся, открытость к постоянным изменениям социума.

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи: такую помощь осуществляют в РФ свыше 200 центров. 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону, около 6% центров занимаются социальной реабилитацией, 19,5% предоставляют социокультурные услуги, 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1% оказывают правовую и почти 5% – информационную помощь молодежи.

На федеральном уровне утверждена номенклатура учреждений органов по делам молодежи, которая включает комплексный центр.

Нормативной основой деятельности специализированных учреждений по работе с молодежью являются

· программа «Молодежь России» на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ;

· нормативно-правовые акты Государственного комитета РФ по делам молодежи и департамента по молодежной политике Министерства образования России:

q (постановление коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи от 02.11.95 №04.1 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

q совместное инструктивное письмо Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по делам молодежи, Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму от 12.04.96 №Км21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

q распоряжение Председателя Государственного комитета РФ по делам молодежи от 24.04.96 №42 «Об утверждении разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи Российской Федерации, объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по оплате труда руководителей»).

При этом ряд основных категорий: социальное обеспечение, структурные элементы социальных служб, социальная защита – четко не определены, что требует дальнейших исследований этой проблемы и ее законодательного решения. Не обеспечено и присутствие молодежных разделов в законодательных актах по всему блоку социальных и экономических законов.

Инновационный характер деятельности учреждений органов молодежной политики опережает нормативное решение вопроса. Необходима разработка пакета ведомственных документов по функционированию социальных служб для молодежи: системы штатных нормативов, рабочего времени и оплаты труда, нормативов создания учреждений на определенную численность молодежи, налоговых льгот для этих учреждений.

Учреждения (социальные службы) для молодежи создаются по решению органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, органов местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих органов молодежной политики, которые определяют вид учреждений и порядок их деятельности, осуществляют методическое руководство и организацию.

На федеральном уровне поддерживаются опорные и экспериментальные центры по социальной работе с молодежью, основной задачей которых являются разработка и апробация инновационных программ, обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов и методическая помощь по созданию социальных служб.

Региональные социальные специализированные учреждения по работе с молодежью, обеспечивают разнообразные формы работы с различными категориями молодежи на территориальном уровне, являются одним из важнейших звеньев системы социальных институтов работы с молодежью, социальной работы, профилактики девиантного поведения, обеспечения занятости подрастающего поколения.

Все вышеперечисленное подтверждает мысль о том, что проблемы современной молодежи должны решать, прежде всего, специализированные учреждения и службы различного профиля.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приоритетные направления стратегия государственной молодёжной политики в РФ | Тема 3. Законодательные основы государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.