Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В публике – движение мнений

Разные типы внушения

для толпы – физический контакт – близость тел, звук голоса – быстро в движение – сенсорное заражение – общественное тело

и публики – психическая связь – общность чувств, мыслей – медленнее приходит в движение – интеллектуальное заражение – общественный дух

Для публики важно, что каждый убежден, что он разделяет мысли, желание с другими. Внимание на тираж!

Общение с помощью прессы. Она убеждает, что Вы разделяете мнение с большинством. «В первичной группе мнение взвешивается, во вторичной – пересчитываются».

Серж Московичи (Московиси): люди в социальных ситуациях ведут себя недобросовестно, не обнаруживая своих лучших качеств. Напротив! Уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов. Не сводятся к «СРЕДНЕМУ», А НА НИЖНЕЙ ОТМЕТКЕ (СЛОВА Солона).

Социальные представления – это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность.

ПР. о городе, о здоровье, теле.

Социальные представления С. Московичи рассматриваются какосновной элемент группового сознания, в них выражается отношениеопределенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальноепредставление выражает не индивидуальное мнение человека, а егомнение как члена группы, класса, культуры [39, с. 53]. Важная цель исследования социальных представлений, по мнениюС. Московичи, состоит в том, чтобы понять не только как они возникают,но и какова их структура. Последняя, как он считает, описывается каксостоящая из трех компонентов: информации, поля представления иустановки. Информация определяется как сумма, количество знаний обобъекте, осведомленность о нем; поле представления указывает накачественную характеристику представления, двуединство образного исмыслового аспектов; установка означает общее отношение к объекту,готовность к его оценке. В социальном представлении отражаетсязначимость объекта для субъекта. Тем самым оно является как бырезультатом взаимопроникновения субъекта и объекта, в которомсливаются воедино образ и значение. С. Московичи подчеркивает, чтосоциальное представление выполняет три функции в социальномвзаимодействии: познания (описания, классификации и объяснения);опосредования (регуляции, ориентации) и адаптации (интеграции новыхзнаний и стандартов к сложившимся) [39, с. 55].[ Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. – Тверь: ТГТУ,2005. – 104 с.]

 

 

Роль стереотипов в восприятии, в общественном сознании и процессе формирования общественного мнения (В. Липпман, К.Юнг).

Стереотипы являются устойчивыми психическими образованиями, существующими как на уровне индивидов, так и на уровне массового сознания. Впервые в научный оборот понятие стереотипа было введено в 1922 г. У. Липпманом (американский социолог, а впоследствии и знаменитый журналист) и определялось как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. У. Липпман отмечал, что современный человек из-за невозможности охватить лично все многообразие жизни, вынужден пользоваться не реальными фактами, а их заменителями — стереотипами, которые поставляет ему массовая коммуникация, во власти которой он поэтому и находится. Долгие годы на Западе господствовали представления об аудитории как пассивной массе, которая не может противиться изощренному влиянию СМИ. В. Шрамм назвал такого рода концепции «теорией пули», согласно которой идеи, чувства, мысли можно автоматически посылать в аудиторию, как в мишень.

«То, что принимается за истинное, реалистическое, доброе, злое, желанное, не является установленным раз и навсегда. Эти понятия фиксируются с помощью стереотипов, усвоенных из более раннего опыта и перенесенных в суждения о более позднем опыте».

Подчеркивает важность интересов. Идея неважна, пока она не задевает наши личные интересы. Если не интерес, то надо вызвать интерес.

Изображения и слова – важнейшие средства передачи идей.

Однако идея не осознается нами вполне как наша, пока она мы себя не идентифицируем (эмпатия) с каким то ее аспектом.

В популярных картинах и литературных произведениях (газеты, кино) ключи идентификации всегда обозначены. Вы сразу понимаете кто герой. Чем яснее, тем популярнее. + Чтобы публика не была пассивной ее надо вовлекать в активное переживание с помощью образов. Две самые эффективные формы вовлечения – сексуальные переживания и драки.! их переплетение.

Драка на почве секса.

Политика интересна, когда это драка.

Существуют политические проблемы, которые недопустимо решать посредством апелляции к общественному мнению. Данный тезис далее был развит У. Липпманом, который развенчивает миф "о всеведущем и всемогущем гражданине". Липпман последовательно аргументирует тезис об ограниченности общественного мнения, которая вытекает из неспособности "среднего обывателя" критически воспринимать и оценивать информацию, его склонности мыслить стереотипами и т.п.

Карл Густав Юнг (1875-1961) швейцарский психолог, психиатр, культуролог.

В 1906-1913 гг. сотрудничал с З. Фрйдом, но потом отошел от него и создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию.

Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств (раздвоенность мышления, отсутствие логической связи в суждениях), мифологии, пришел к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. Эти содержания не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте – они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, унаследованных от предков. Архетип – прообраз в форме образов и символов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическое направление в разработке социологической теории общественного мнения ( Г.Тард, Г. Лебон, В. ,Дж. Кули, Ч. Кули и др.) | ОМ – выявляет архетипы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.