Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2




Возникновение патопсихологии за рубежом и в нашей стране произошло практически одновременно и одним и тем же образом, т.е. путем формирования экспериментально-психологических лабораторий при крупных психиатрических клиниках.

Но в дальнейшем пути патопсихологии в нашей стране и за рубежом разошлись в связи с идеологическими различиями политического устройства. Например, понятно почему у нас не мог быть принят труд Э.Кречмера, описывающий проблемы развития и нарушения психики с конституциональных позиций. Да и следить за ходом развития зарубежной патопсихологии наши ученые тоже не могли по тем же самым причинам.

Развитие отечественной патопсихологии стояло на прочных естественно-научных традициях. На формирование ее принципов и методов исследования оказал большое влияние И.М.Сеченов, его работа «Рефлексы головного мозга» пробила брешь в стене, разделяющей психологию и физиологию. Сам Сеченов имел большой интерес к патопсихологии и собирался ей заниматься, называя ее своей «лебединой песнью».

Последователем Сеченова был Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник экспериментальной психологии в России. «Объективная психология» Бехтерева предлагала экспериментально исследовать различные виды деятельности: как больным производится определение несообразностей в рисунках и рассказах, как больной определяет сходство и различие разных понятий, как больной определяет пропуски в тексте и их заполняет, как он образует вывод из различных предпосылок.

К сожалению, в погоне за объективностью, всячески избегая опасности субъективизма или идеалистических концепций, школа Бехтерева попала в другую опасную крайность: было проведено расщепление абсолютных результатов деятельности и психического образа, в результате чего игнорировался мотивационный компонент деятельности. Тем не менее, сам Бехтерев и его ученики внесли неоценимый вклад в развитие патопсихологии.

Диапазон исследований был широчайшим (докторские диссертации: ЭПО больных с нарастающим паралитическим слабоумием, с маниакально-меланхолическим психозом, исследование речевой функции, исследование ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством, исследование внимания у слабоумных больных, объективно-психологическое исследование творчества душевнобольных).

Представителями школы Бехтерева был разработан ряд методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из которых вошли в число наиболее употребляемых в отечественной патопсихологии.

До сих пор сохранили значение и требования к методикам, сформулированные В.М.Бехтеревым и С.Д. Владычко: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниям и навыками), портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки).

Достоинством работ бехтеревской школы является целостность описания. Например, речь анализируется в системе целостного поведения, ее особенности в экспериментальной беседе сопоставляются с речью больного в других обстоятельствах. При этом показывается, что сходные речевые явления могут иметь разную природу, например, отсутствие ответа в одном случае может быть следствием умственной недостаточности, а в другом - негативизма.

 

Основные принципы организации патопсихологического эксперимента, которые были разработаны Бехтеревым:

ü использование комплекса методик,

ü качественный анализ расстройства психики,

ü личностный подход,

ü соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.

 

Использование комплекса методик – наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, использование нескольких методик для исследования одних и тех же патологических явлений. Это способствует получению богатого психологического материала и получению более обоснованных выводов.

Принцип качественного анализа является традиционным в отечественной патопсихологии. К сожалению, особенно в период развития рефлексологии (т.е. в поздний период деятельности школы Бехтерева), анализ ограничивался исследование внешней стороны деятельности, лишая анализ объективно полученных данных подлинного психологического смысла.

Принцип личностного подхода был также выдвинут Бехтеревым. «Личность больного и его отношение к исследованию не должна быть оставлена экспериментатором без внимания...Все, что может дать объективное наблюдение над больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением должно быть принято во внимание...оцениваемо в связи со всеми условиями эксперимента, не исключая и непосредственно предшествующих опыту». К сожалению, этот принцип противоречил «объективному подходу» Бехтерева, и анализ оставался незавершенным.

Представитель школы В.М.Бехтерева К.И.Поварнин что на результатах объективных исследований сказывается отношение испытуемого к работе: «Если нормальный испытуемый идет навстречу экспериментатору в его стремлениях, то душевнобольной может относиться к опыту совершенно иначе: он может быть небрежным к предлагаемой ему работе, исполняет ее кое-как вследствие полного безразличия к интересам опыта, или скрытого нежелания, или отвлекающего внимания бреда или галлюцинаций; он, наконец, может отказаться совсем от опыта вследствие подозрительности». В связи с этим, встал вопрос об умелом побуждении экспериментатором больного к работе.

На взгляды представителей школы Бехтерева большое влияние оказывал заведующий психологической лабораторией Психоневрологического института А.Ф.Лазурский. Он также был последователем и учеником Бехтерева. Лазурский известен тем, что разработал для нужд педагогической психологии «естественный эксперимент». Он заключался в том, что обследование происходило в максимально простой и естественной форме, часто в игровой, так, что обследуемый даже не осознавал, что происходит эксперимент.

Например, в игровой форме предлагались разные ребусы, считалки, загадки, счетные задачи, задания по нахождению и восполнению пропущенных букв и слогов. Естественный эксперимент был внедрен и в клинику. Влияние окружающей обстановки, важность создания наиболее спокойного и располагающего к работе климата и в настоящий момент считается важным обстоятельством, во многом определяющим качество психологического эксперимента.

Таким образом, даже в самом начале своего развития патопсихология имела все, чтобы стать самостоятельной наукой: предмет исследования – нарушения психики, методы исследования – весь запас психологических методик. С самого начала развития патопсихологии существовала тесная связь ее с психиатрией, практическое значение патопсихологии для психиатрии трудно переоценить. Весь период своего существования патопсихология использовалась для решения задач дифференциальной диагностики, для осуществления контроля за эффективностью лечебных мероприятий, за динамикой психического расстройства в ходе лечебного процесса.

В практике школы Бехтерева наметилась проблема соотношения развития и распада психики, которая нашла развитие гораздо позже. Маржецкий писал о заманчивости «сопоставления данных, добытых наблюдением и экспериментами над детьми с данными, полученными в работе над душевнобольными».

В тот период времени патопсихологические методы использовались в педагогической и судебной экспертизах. Данные патопсихологического обследования позволяли с большой точностью выделить психически несостоятельных школьников, чтобы их направить в специальные учебные учреждения. Практика судебно-медицинской экспертизы порождала необходимость исследований на границе индивидуальной и патологической психологии.

Возникли и попытки психокоррекции. Конечно, в настоящий момент идеи психорефлекторной терапии выглядят наивно. Тогда же делались попытки по аналогии с лечением больного организма найти с помощью психологического опыта если не способ восстановления, то, по крайней мере, способ поддержания угасающей психики. Например, в качестве лечения истерических анестезий и параличей, навязчивых состояний и патологических влечений применялись «воспитание» сочетательно-двигательных рефлексов, вытеснявших патологические рефлексы. Проводилась работа над поднятием умственной активности путем определенной дозировки умственного труда, чтения, конспектирования, других форм умственных занятий. Такого рода деятельность смыкалась с лечебной педагогикой, однако собственно психологические методы здесь играли весьма скромную роль.

Вторым крупным центром психиатрии, где развивалась патопсихология, была клиника С.С.Корсакова, организованная в 1887г при медицинском факультете Московского университета.

Психологической лабораторией клиники заведовал А.А.Токарский. Корсаков, как и все представители прогрессивных направлений в психиатрии, тоже считал, что только знание основ психологии дает возможность правильно понимать распад психической деятельности душевнобольного человека. Он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии. Этой же традиции придерживались и последователи Корсакова – В.П.Сербский, В.А.Гиляровский. Они считали, что знание основ психологии необходимо врачам любых специальностей. Корсаков даже ходатайствовал об учреждении отдельной кафедры психологии на медицинском факультете, но администрация университета его не поддержала.

Работы, вышедшие из клиники Корсакова внесли ценный вклад в понимание памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Всемирно известный «корсаковский синдром» дал новые представления о временной структуре памяти, заложив основы для деления памяти на долговременную и кратковременную. Исследования интеллектуального снижения дали представление о том, что оно не является нарушением каких-либо отдельных функций, но представляет сложные формы нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности.

Как правило, ведущие психиатры предреволюционной России активно содействовали развитию патопсихологии, относились с большим вниманием и уважением к этой развивающейся науке. Это, во многом, определило и дальнейшее развитие патопсихологии, которое происходило в тесном сотрудничестве с клиникой.

В советский период на патопсихологию оказали особое влияние идеи выдающегося советского психолога Л.С.Выготского:

ü -мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животного,

ü -развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они возникают не в результате одного лишь созревания мозговых структур, а формируются прижизненно, путем присвоения опыта человечества а процессе общения, обучения, воспитания,

ü -поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития.

 

Сам Выготский руководил патопсихологической лабораторией при Московском отделении Института Экспериментальной Медицины на базе клиники им. Корсакова.

В этой лаборатории работали выдающиеся советские патопсихологи - Биренбаум и Зейгарник. Экспериментальные исследования под руководством Выготского положили начало многостороннему исследованию распада мышления, которое Блюма Вульфовна Зейгарник и ее сотрудники вели в патопсихологической лаборатории Института психиатрии МЗ РСФСР и МГУ.

Практическое значение этой работы огромно. Особое значение эта работа имеет в света интереса к шизофрении – наиболее распространенному психотическому заболеванию, потому что структурные расстройства мышления являются одним из основных патопсихологических диагностических признаков для шизофрении. Определены также были и другие особенности мышления, характерные для разных нозологий.

Важным центром развития патопсихологии был институт им. Бехтерева, где патопсихологической лабораторией руководил несколько десятилетий В.Н.Мясищев. Он, также как и Бехтерев, придерживался целостного подхода в изучении психической деятельности, утверждая, что «психология безличных процессов должна быть заменена психологией личности в деятельности». Ряд работ был посвящен им изучению работоспособности больных, причем он выдвинул положение о том, что нарушение работоспособности следует рассматривать как основное проявление душевной болезни человека, и что показатель работоспособности служит одним их критериев психического состояния больного.

Легко заметить влияние господствующей тогда идеологии на патопсихологию. Тем не менее, именно в клинике патопсихология оказывалась свободной от социального влияния и могла себе позволить исследовать специфические нарушения психических процессов у больных различных нозологий.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.