Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения и восприятие

План

Когнитивная сфера детей, подростков и взрослых с патологией речи

Лекция № 3–4

Борьба с микоплазменными болезнями

- здоровый посадочный материал;

- уничтожение сорняков – резерваторов микоплазм;

- уничтожение зараженных растений;

- борьба с насекомыми переносчиками (цикадками);

- выведение устойчивых сортов.

Эффективный прием оздоровления растений от микоплазмов – термотерапия: растения клевера от возбудителя позеленения цветков – при 40 °С 10 дней, растения и черенки черной смородины от возбудителя реверсии – при 34 °С 20 дней.

1. Ощущения и восприятия

2. Память

3. Внимание

4. Мышление

5. Креативность

Ощущение – форма психического отражения, простейшая первичная форма познания действительности, представляющая собой субъективный образ объективного мира. Ощущения разделяют по модальности на обонятельные, вкусовые, тактильные, слуховые и зрительные, для каждого из которых имеется свой анализатор.

Восприятие –ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. Целостность отличает восприятие от отдельных ощущений, в отличие от комплексов ощущений оно предметно. Предмет восприятия зависит от многих, преимущественно психических факторов, что свидетельствует о необходимости рассмотрения любых психологических объектов только в системе. Наиболее исследованным является зрительное восприятие, предметность слухового образа остается еще недостаточно разработанной темой. Существует точка зрения, что предметность слухового образа состоит в отнесенности звука к его источнику. Подтверждением этого служит, в частности, то, что описание слож­ных звуков идет с опорой на ассоциированные зрительные образы. Именно это свойство использовали создатели немого кино. Например, у С. Эйзенштейна в кинофильме: «Октябрь» залп Авроры передан через дрожание люстр, а эхо как бы катится по залам Эрмитажа.

Патология восприятия условно подразделяется на иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расстройства и агнозии ( Агнозия (от греч. а – отрицат. частица + gnosis – знание) – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сохранении сознания).

Для лиц с речевыми расстройствами наиболее характерны агнозии различной модальности. Например, при расстройствах письменной речи наблюдаются предметная, симультанная, символическая и лицевая зрительные агнозии.

Предметная агнозия возникает при поражении «широкой зоны» зрительного анализатора и может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. Невозможность зрительной идентификации объекта внешне может проявляться и как перечисление отдельных фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), и как вычленение только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной идентификации. Соответствующими этим двум уровням проявления предметной агнозии примерами будут: опознавание изображения очков как велосипеда, поскольку есть два круга, объединенных перекладинами; опознавание ключа как ножика или ножки с опорой на выделенные признаки «металлическое» и «длинное».

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности – от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных систем.

Симультанная агнозия возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента. Например, в задании «поставить точку в центре круга» обнаруживается несостоятельность больного, так как требуется одновременное восприятие во взаимосвязи трех объектов: контура круга, центра его площади и кончика карандаша. Больной же видит только один из них. Симультанная агнозия не всегда имеет такую отчетливую выраженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, срисовывании или при самостоятельном рисунке. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем в виде нарушения возможности идентификации букв и цифр при сохранности их написания (символическая агнозия). Но чаще нарушается не только восприятие, но также написание и списывание графем.

Выраженность лицевой агнозии может проявляться в разной степени – от нарушения запоминания лиц (воспринимаемых непосредственно или по фотографии) до неузнавания самого себя в зеркале. В других случаях наблюдается избирательная потеря способности узнавать или запоминать лица. Трудность восприятия лица, по-видимому, связана с тем обстоятельством, что для него требуется оценка разнообразных пропорций целого, которые и делают его неповторимым. Подтверждением этого предположения являются трудности таких больных при игре в шахматы.

Тактильные агнозии включают в себя симптомы нарушения осязательного восприятия предметов и их свойств. К тактильным агнозиям относится астереогноз – невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков. Тактильные агнозии могут распространяться на определение отдельных свойств предмета: формы, величины, веса, материала, из которого он сделан. Частным вариантом тактильной агнозии, характерным для поражения левой теменной области, является дермоалексия – невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые «пишутся» на кожной поверхности больного.

Кинестетическая апраксия вызывает нарушение психических функций, имеющих в своей структуре моторное звено, например, афферентную моторную афазию, обусловленную трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (д–н, м–б), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков («тпру», «стропила», «кораблекрушение»), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания («Сыворотка из-под простокваши», «От топота копыт пыль по полю летит»).

Нейропсихологи при афазиях выделяют нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно-пространственных действий (конструктивная апраксия, аграфия, акалъкулия, пальцевая агнозия), речевые расстройства (семантическая афазия, амнестическая афазия), нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов.

Речевая акустическая агнозия описана в целом ряде фундаментальных работ как сенсорная афазия, основе которой лежит нарушение фонематического слуха – фактора, обеспечивающего дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи. Степень bыраженности нарушения различения звуков речи может быть максимальной (охватывающей различение всех речевых звуков), средней (захватывающей различение близких фонем) и минимальной (касающейся различения звуков только по одному признаку, а также, например, редко| употребляемых слов).

Наличие трудностей восприятия речи вторично приводит к нарушениям ее производства вплоть до синдрома «словесной окрошки». Речь таких больных представляет собой набор слогов, а также отдельных речевых конструкций типа вводных слов, междометий и эмоциональных восклицаний. При этом выразительные составляющие речи (интонация, жесты, мимика, направленность на диалог) могут оставаться сохранными.

В ряде случаев нарушение понимания проявляется в «отчуждении» смысла слова при правильном его воспроизведении, трудностях подбора слов при построении высказывания, нарушении номинативной функции речи.

Важным отличительным признаком амнестической афазии от сходных нарушений является то, что пациенту помогает подсказка путем произнесения обследующим начальных звуков слова.

При поражении левой височной области, прежде всего, страдает акустический анализ и синтез внутренней структуры ритма, поэтому чем более сложная серия подлежит запоминанию и воспроизведению, тем больше вероятность ошибок в ее выполнении, причем не только в выполнении по образцу, но и по инструкции. Оценка объема ритмического цикла при этом страдает негрубо, хотя и может характеризоваться нестабильностью. Ошибочное воспроизведение ритмов при левополушарных поражениях показывает, что стимульный материал отражается больным как целостная структура.

В отличие от этого при правополушарных очагах преимущественно нарушается восприятие структурной оформленности ритмического цикла как целого. Это проявляется в выраженном нарушении оценки ритмической структуры по типу сужения объема восприятия – нарушения, специфического для поражения правого полушария, в том числе и в отношении акустических стимулов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок Микоплазмы (mycoplasmatales) | На фонетическом уровне выделяют две базы в памяти – артикуляторную и перцептивную
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.