Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики




Субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Основных субъек­тов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), рынки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство, экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство «чело­веческого капитала», само­стоятельно принимает ре­шения, является собст­венником и поставщиком какого-либо фактора произ­водства в рыночной эконо­мике, стремится к макси­мальному удовлетворению личных потребностей (а не наращиванию прибыли).

Предприятие (фир­ма) экономическая еди­ница, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не на личное потребление, а на расширение производства.

Рынок субъект экономических отношений, сводящий вместе предъявителей спроса и предложения на товар.

Государство (правительство) представлено различными прави­тельственными учреждениями, осуществляющими юридическую и полити­ческую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хо­зяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, имеют своей целью не получение прибыли, а реализацию функции государст­венного регулирования экономики.

 
 

 

 


Экономические цели (или оценочные суждения) современной рыночной системы хозяйствования, представляющие собой общественные цели, сформулированные в большинстве западных учебников по экономической теории, сводятся к следующему.

1) Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечения более высокого уровня жизни.

2) Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имею­щихся ограниченных производственных ресурсов.

3) Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и ква­лификацией.

4) Стабильный уровень цен. Серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напря­женность, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляцию и дефляцию, которых крайне важно избегать.

5) Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики, должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6) Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, спра­ведливы. Принцип «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время, ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7) Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронические больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8) Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотно­шения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например, улуч­шением охраны окружающей природной среды и т. д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Напри­мер, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и по­родить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым осла­бить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разрабаты­вать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов. Выработ­ка конкретных программ достижения крупных экономических целей общест­ва лежит в основе экономической политики того или иного государства.

4. РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ.

4-А. ПОНЯТИЕ «РЫНОК»

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

Мы уже знаем, что рынок — это обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н. Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана:

· развитым общественным разделением труда,

· экономической обособ­ленностью рыночных субъектов,

· наличием разных форм собственности,

· тесной связью с мировой экономикой путем внешней торгов­ли,

· потребностью выхода национальной экономики на мировое экономи­ческое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста.

 

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынок приобретает все более сложное толкование. Так, французский экономист-математик О. Курно считает, что под термином рынок следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свобод­ны, цены легко и быстро выравниваются.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товар­но-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность. В результате возникает новое понимание рынка как формы товар­ного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупность покупа­телей (Ф. Котлер в кн.: «Основы маркетинга») или всякой группы людей,вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл в кн.: «Принципы экономи­ческой теории»),

 

Но такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта,как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта.

В результате появляются такие определения рынка, как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» (Яковец Ю. Револю­ция в экономике. М.: Экономика, 1990. С. 122) или как «сфера реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого прояв­ляются присущие данному способу производства экономические отноше­ния по поводу производства и потребления материальных благ» (А. В. Ор­лов, Ф. А. Крутиков).

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйст­венных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

 

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство — рынок — потребитель), но и обратные (потребитель — рынок — производство) хозяйственные связи. Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования эконо­мики,при которой обеспечивается взаимодействие производства и потреб­ления без посреднических институтов, регулирующих деятельность произ­водителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

 

Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о раз­личных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономи­ческого явления и раскрывают разные грани этого явления. Обобщающую характеристику рынка можно представить в виде следующей схемы:

ФОРМА ДВИЖЕНИЯ СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ТИП ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СВЯЗИ
СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ
ФОРМА ОРГАНИЗАИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
  РЫНОК
Иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и услуг, определяемые соотношением спроса и предложения (теорию спроса и предложения предстоит рассмотреть в последующих главах), которые относятся не столько к аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления. Условия рынка характеризуют его состоя­ние, а не сущность.

4-Б. СУЩНОСТЬ РЫНКА: РОДОВЫЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИИ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Одним из наиболее спорных вопросов при анализе категории «рынок» является вопрос об определении его границ. В современной экономической теории принято выделять три основные фактора, влияющие на определение границ рынка:

1. возможность доставки товара при сохранении товарных качеств;

2. наличие спроса на товар;

3. наличие конкуренции.

Рынок как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

— как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

— как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т. е. представляет собой экономические связи между людьми, как производи­телями и потребителями, по поводу движения результатов труда, получен­ных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать

обмен в широком смысле — это обмен дея­тельностью, услугами, опытом, результатами и т. д.

обмен в узком смысле — это обмен только результатами труда или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).

Товарное обращение это более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного согла­шения участников данного процесса.

Торговля это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев — продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.

Торговые услуги отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой.

К основным торговым услугам относятся

· изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами,

· реклама,

· организация различных выставок,

· заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров,

· оказание квалифицированной консультации,

· создание благоприятных условий для реализации товаров;

· заем, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров,

· оформление различных документов,

· учет и контроль за движением товарной массы

и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения

· транспортировка,

· упаковка,

· хранение и т. д.

 

Рынок это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Отсюда, рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

 

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отра­жающих ее сущность.

Функции рынка :

1) согласование производства и потребления в ассортиментной струк­туре, баланс спроса и предложения по объему и по структуре.

Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.

При этом рынок соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой;

3) экономическое стимулирование эффективности производства, стимулирование научно-технического прогресса, интенсификации произ­водства и эффективности функционирования всей экономики.

 

4) обеспечение пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернацио­нализации и роста интеграционных процессов в экономике.

 

5) обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

 

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству, с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансиро­ванность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эф­фективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто­способных предприятий и свертыванию устаревших производств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.